Пащенко, Алексей Григорьевич
- Подробности
- Просмотров: 62005
Командир 3 артиллерийской бригады, генерал-майор Алексей Григорьевич Пащенко род. 3 октября 1869 г., из потомственных дворян Полтавской губ. Окончив в 1889 г. Петровский Полтавский кадетский корпус, поступил в Михайловское Артиллерийское училище, откуда выпущен в 1892 г. подпоручиком в Кавказскую гренадерскую артиллерийскую бригаду. В 1898 г. окончил Михайловскую Артиллерийскую академию и, за успехи в науках, произведен в капитаны. Окончил офицерскую артиллерийскую "отлично".
В 1902 г. он принял 5 батарею 6 арт. бригады, а в феврале 1904 г. назначен командиром 2 батареи 9 Восточно-Сибирской стрелковой артиллерийской бригады.
Жетон 6-й артиллерийской бригады.
Российская империя, частная мастерская. 1904–1905 гг.
Размер 39,6 х 29 мм. Вес 17,9 г.
Серебро, эмаль, позолота
На оборотной стороне жетона надпись в три строки: «А. Г. /ПАЩЕНКО / 1902–1904».
В оригинальном кожаном футляре с серебряной накладкой-монограммой.
http://www.kabinet-auktion.com/auction/9287/128/
Участвовал в русско-японской войне 1904-5 г.г. За отличия в делах награжден ор. св. Влад. 4 ст. с меч., Св. Ан. 2 ст. с меч., св. Стан. 2 ст. с меч., чином полковника, золотым оружием, с надписью "за храбрость" (1907) и ор. Св. Георгия 4 ст. Последняя награда — за то, что во время 14 часового боя 11 июля 1904 г., не смотря на страшный огонь противника, выказал неистощимую энергию, неутомимость и выдающееся мужество при стрельбе против втрое сильнейшей японской артил. Будучи ранен в руку и контужен в голову, он, после перевязки, остался в строю и продолжал командовать батареей.
После войны, полковник Пащенко был назначен командиром 2 дивизиона 7 арт. бригады, потом командиром 1 горно-артиллерийского дивизиона, командиром 1 дивизиона Финляндской арт. бригады и, наконец, 24 января 1909 г., за отличие по службе, произведен в генерал-майоры и назначен командиром 3 арт. бригады.
Подробное описание геройского подвига подполковника Пащенко у Дашичао см. в материалах к Истории корпуса год 1-й, стр. 37-39.
В журнале "Михайловец", № 2 за 1905 г., между прочим, говорится: "... честь и слава Алексею Григорьевичу, ярко показавшему всю силу и меткость огня скорострельной артиллерии, которой руководил опытный и знающий артиллерист, широко и умело пользующийся угломером и закрытыми позициями".
Братья: Пащенко Антоний Григорьевич, Пащенко Василий Григорьевич, Пащенко Евгений Григорьевич, Пащенко Иван Григорьевич. См. род Пащенко.
Источники:
Ромашкевич А. Д. Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса с 1-го октября 1906 г. по 1-е октября 1907 г. Год четвертый. Полтава. 1907. Стр.133
Ромашкевич А. Д. Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса с 1-го октября 1907 г. по 1-е октября 1908 г. Год пятый. Полтава. 1908. Стр.124
Ромашкевич А. Д. Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса с 1-го октября 1908 г. по 1-е октября 1909 г. Год шестой. Полтава. 1909. Стр.79-80
27 октября 1909 г. в г. Калуге скончался после тяжкой болезни командир 3-й арт. бригады георгиевский кавалер, генерал-майор Алексей Григорьевич Пащенко. 1) Покойный принадлежал к числу тех офицеров-артиллеристов, которых выдвинула минувшая Маньчжурская компания. Свой Георгиевский крест он заслужил на высотах Дашичао, когда еще в чине подполковника, командуя 2 батареей 9 Восточно-Сибирской стрелковой артиллерийской бригады, вступил, как значится, в официальной реляции, "в состязание с втрое сильнейшей японской артиллерией". Раненый в руку, контуженный в голову, он продолжал с поражающей энергией и непоколебимым мужеством вести эту небывалую артиллерийскую дуэль. Дуэль длилась 14 1/2 часов и подполковник Пащенко вышел из нее победителем. Георгиевский крест, присужденный думой, открыл ему широкую служебную дорогу. После 2 1/2 лет командования дивизионом он был назначен командиром артиллерийской бригады. В этой должности застала его смерть. Свои досуги, даже в бытность в кампании, Алексей Григорьевич посвящал разработке вопросов артиллерийской техники. Его перу принадлежало также несколько статей в специальных военных изданиях, в том числе и в "Вестнике Маньчжурских армий". Заслуги покойного были отмечены также орденами: св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом, золотым оружием с надписью "за храбрость", чином полковника и зачислением в списки 2 батареи 9 Восточно-Сибирской стрелковой его императорского высочества генерал-фельдцейхмейстера вел. кн. Михаила Николаевича бригады. Образование генерал Пащенко получил в Михайловском артиллерийском училище и в артиллерийской академии, которую окончил по первому разряду. Умер он в расцвете сил, на 41 году жизни.
1) Новое Время, 29 окт. 1909, № 12081. Некролог помещен также и в Русском Инвалиде 29 окт. 1909, № 234.
Источники:
Ромашкевич А. Д. Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса с 1-го октября 1909 г. по 1-е октября 1910 г. Год седьмой. Полтава. 1910. Стр.160-161
Пащенко, Алексий Григорьевич (род. 3 октября 1869 † в Калуге 27 октября 1909 г. ). Из потомственных дворян Полтавской губернии, Миргородского уезда, где и родился. Окончил в 1889 г. Петровский Полтавский кадетский корпус, а затем Михайловское Артиллерийское училище, откуда в 1892 г. выпущен в кавказскую гренадерскую артиллерийскую бригаду. В 1898 г. окончил Михайловскую Артиллерийскую академию. Окончил "отлично" офицерскую артиллерийскую школу. В феврале 1904 года командир 2 батареи 9 Восточно-Сибирской стрелковой артиллерийской бригады.
Участник Русско-Японской войны 1904—1905 г. За отличие в делах награжден Владимиром 4 ст. с мечами, Анны и Станислава 2 ст., чином полковника, золотым оружием и орденом Георгия 4 ст. Последний орден получил за то, что во время 14 часового боя 11 июля 1904 г., не смотря на страшный огонь противника, высказал неистощимую энергию, неутомимость и выдающееся мужество при стрельбе против втрое сильнейшей Японской артиллерии. Будучи ранен в руку и контужен в голову, он, после перевязки, остался в строю и продолжал командовать батареей. После войны, 24 января 1909 г. за отличие по службе, был произведен в генерал-майоры и назначен командиром 3 артиллерийской бригады.
А. Д. Ромашкевич, материалы для истории Полтавского кадетского корпуса, год 6, стр. 79; в первом выпуске, стр. 39, описан его геройский подвиг.
Некролог см. Русский Инвалид, 1909 г., № 234.
Источник:
Павловский И. Ф. Полтавцы: Иерархи, государственные и общественные деятели и благотворители. Полтава, 1914. Стр.226-227
Жетон 5-й батареи 6-й артиллерийской бригады
Российская империя, частная мастерская. Начало XX в.
Размер 43 х 18,2 мм. Вес 9 г. Серебро, эмаль, позолота
На оборотной стороне жетона гравированная надпись в четыре строки:
«5 бат./ 6 Арт.бр./ Подполк. / ПАЩЕНКО.»
http://www.kabinet-auktion.com/auction/9287/128/
Летопись войны с Японией. |
Пащенко, Алексей Григорьевич (1869—1909) — воспитанник Петровского Полтавского кадетского корпуса и Михайловского артиллерийского училища; в 1892 г. выпущен подпоручиком в Кавказскую гренадерскую Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Николаевича артиллерийскую бригаду, куда вернулся капитаном по окончании в 1898 г. полного курса Михайловской артиллерийской академии. По окончании в 1902 г. курса офицерской артиллерийской школы назначен командиром 5-й батареи 6-й артиллерийской бригады и в том же году произведен в подполковники. В 1903 г. Пащенко снова был командирован в школу руководителем, но в самом начале русско-японских осложнений батарее, которой командовал Пащенко, была объявлена мобилизация, и 21 янв. 1904 г. Пащенко отбыл в Манчжурию во главе своей батареи, получившей наименование 2-й батареи 9-й Восточно-Сибирской стрелковой артиллерийской бригады, в состав которой она должна была войти. 3 марта батарея выгрузилась в Инкоу, поступив в состав авангарда I Сибирского корпуса, и оставалась здесь до 30 мая, когда весь отряд был двинут на Вафангоу и прибыл туда 2 июня, но сражение было уже проиграно; отряду пришлось только прикрывать отступление на с. главных сил.
В Манчжурии Пащенко, знавший все могущество новой скорострельной пушки, обратил внимание на то, что большинство вновь прибывших из России батарей оказалось совершенно неподготовленными к стрельбе из новых пушек, а в сибирских батареях, хотя и знакомых уже со скорострелками, некоторые стреляли по старым правилам: стрельба велась, главным образом, на одном прицеле и притом на чрезмерно низкой трубке; о закрытых же позициях, об употреблении уровня не было никакого понятия, угла местности в расчет не принимали, что при стрельбе в горах приводило к самым неожиданным результатам; все это вызвало с самого начала кампании нарекания на артиллерию, отзываясь болью в сердце Пащенко. По счастью, среди высшего артиллерийского начальства нашлись люди, заметившие в молодом командире энергичного, способного и знающего артиллериста и начавшие привлекать его к ознакомлению батарейных командиров с новыми способами стрельбы как в своей бригаде, так и во всех батареях корпуса: ему пришлось намечать батареям закрытые позиции, вычислять для них угломеры и дистанции и т. д.; словом, на него была возложена подготовка исходных данных для боя.
Первое боевое крещение Пащенко получил в арьергардном деле 25 и 26 июня. 25 июня батарея Пащенко огнем с закрытых позиции сбила неприятельскую конницу и приостановила наступление пехоты, а ночью он перевел свою батарею за очень удобную высоту в 300 саж. в тылу позиции, где она была помещена в окопах. Только благодаря этой своевременной перемене позиции батарея осталась невредимой, т. к. с 4½ ч. утра 26 июня огонь японской батареи был сосредоточен на прежней позиции батареи, и отступление авангарда под защитой огня 2-й батареи совершилось вполне благополучно. Артиллерийская позиция при Дашичао 11 июля была избрана еще с большим искусством, еще с большей предусмотрительностью и считается образцовой.
К этому времени командующий армией обратил внимание на должное употребление артиллерии, предоставив инициативу выбора и устройство артиллерийской позиции самим артиллеристам, которые, вместо заранее подготовленных для артиллерии окопов на линии дер. Цяньцзятунь и Юнаньтунь на высотах между ними, предпочли занять закрытые позиции за хребтами этих возвышенностей. 2-я и 3-я батареи 9-й бригады стали близ д. Юнаньтунь, в ½ версты за гребнем 12-саж. высоты; кроме гребня, позиция была укрыта лесом и гаоляном, а пустые орудийные окопы впереди на седловине служили отличной маской. Стрельба была тщательно подготовлена: у всех артиллерийских начальников были планшеты с занумерованными директрисами, наблюдательные пункты командиров 2-й и 3-й батарей находились в блиндаже близ левого фланга орудийного окопа, в 100 шаг. правее командира бригады. Связь с батареями поддерживалась через передатчиков, а для сообщения с командиром бригады служили ординарцы и сигналисты. Разработанная в тылу дорога обеспечивала беспрепятственное питание батареи снарядами. Наши пехотные окопы ясно вырисовывались даже невооруженному глазу, но позиция артиллерии была так искусно укрыта, что ее не удалось обнаружить. С ран. утра 11 июля японцы произвели решительный удар на левый фланг, поддержанные огнем 12 батарей, обрушившихся исключительно на 2-ю и 3-ю батареи 9-й Восточно-Сибирской стрелковой артиллерийской бригады. Японцы, видимо, были уверены, что наша артиллерия заняла окопы. Сопка и ее склоны дымились от рвущихся там снарядов. Положение Пащенко, находившегося тут, стало до крайности опасным: в цепи передатчиков 2 было убито, несколько ранено. Ок. 11 ч. утра и сам Пащенко получил рану в лев. руку шрапнельной пулей на вылете. После наскоро сделанной перевязки, командир продолжал поражать неприятеля, несмотря на то, что несколько времени спустя взрывом 2 шимоз он был сбит с ног. Однако японцы не могли нащупать наши батареи, и к 9 ч. веч. движение японской пехоты было совершенно остановлено. В обеих батареях 9-й бригады выбыло из строя 29 чел. и 11 лош., а в япон. батареях, действовавших против них, потери достигли 197 чел. и 166 лош. За это дело Пащенко 20 сент. был награжден орденом святого Георгия 4 степени "за то, что во время 14½-час. боя у Дашичао, несмотря на страшный огонь противника, выказал неистощимую энергию, неутомимость и выдающееся мужество при стрельбе против втрое сильнейшей японской артиллерии и, будучи ранен в руку и контужен в голову, после сделанной на месте перевязки остался в строю командовать батареей".
Эвакуированный в Ляоян, Пащенко 23 июля попытался вновь вернуться в строй, но открывшаяся рана вынудила его отправиться в госпиталь в Харбин. По выздоровлении в сент. Пащенко был командирован в помощь генералу Холодовскому для разработки вопроса о совместном действии полевой и осадной артиллерии. Пащенко был назначен начальником осадной артиллерии сперва в X, а затем в XVII армйский корпус, с последним участвовал в боях 13—16 окт. при взятии д. Безымянной и Чанлинпу и в бомбардировке д. Ламатунь. Вернувшись на короткое время к своей 2-й батарее, 1 янв. он снова был назначен начальником группы позиционной артиллерии 1-й армии, с которой участвовал в боях 12—23 февр. под Мукденом и у сопки с деревом. Последние месяцы кампании для Пащенко прошли в беспрерывных командировках для осмотра позиций, мостов, укреплений и т. п. Произведенный 14 янв. 1905 г. в полковники со старшинством памятного дня при Дашичао, Пащенко 23 июня был назначен командиром 2-го дивизиона 7-й артиллерийской бригады.
После войны он снова был вызван в офицерскую артиллерийскую школу на должность руководителя. В 1907 г. состоялось назначение его командиром 1-го горного артиллерийского дивизиона, вошедшего вскоре в состав Финляндской артиллерийской бригады, и здесь ему было поручено испытание новой материальной части горной артиллерии; в то же время он принимал участие в занятиях комитета по образованию войск. В 1909 г. Пащенко произв. в генерал-майоры с назначением командиром 3-й артиллерийской бригады, но в октябре того же года он скончался от тяжелой формы воспаления легких. Кроме ордена святого Георгия 4 степени и др. боевых отличий, Пащенко был зачислен в списки 2-й батареи 9-й Восточно-Сибирской стрелковой Его Императорского Высочества генерал-фельдцейхмейстера Великого Князя Михаила Николаевича артиллерийской бригады. Соединяя в себе практический опыт с широкой научной подготовкой, Пащенко сумел применить их в тяжелую и важную минуту испытания нашей артиллерии, и в истории русской артиллерии имя Пащенко останется навсегда связано с важной для нее эпохой.
Источник:
Военная энциклопедия: [В 18 т.] / Под ред. В.Ф. Новицкого и др. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина, 1911—1915. -.http://slovari.yandex.ru
Источник:
Список полковникам по старшинству. Составлен по 1 ноября 1907 г. Стр. 567
Источник:
Список полковникам по старшинству. Составлен по 2 мая 1907 г. Стр.703
Источник:
Список генералам по старшинству. Составлен по 1 июля 1909 г. Стр.858
Ссылки на эту страницу
1 | Воспитанники ППКК - 1889
[Вихованці ППКК - 1889] - пункт меню |
2 | Воспитанники ППКК - генералы
[Вихованці ППКК - генерали] - пункт меню |
3 | Воспитанники ППКК - Георгиевские кавалеры
[Вихованці ППКК - Георгіївські кавалери] - пункт меню |
4 | Воспитанники ППКК - П
[Вихованці ППКК - П] - пункт меню |
5 | Георгиевские кавалеры
[Георгіївські кавалери] - пункт меню |
6 | Дневник Алексея Григорьевича Пащенко
[Щоденник Олексія Григоровича Пащенко] январь 1904 г. - февраль 1906 г. |
7 | Исторический очерк Петровского Полтавского кадетского корпуса ( 9)
[Історичний нарис Петровського Полтавського кадетського корпусу] - Павловский И. Ф. Полтава. 1890. Список кадетам, окончившим курс Петровско-Полтавского кадетского корпуса и Петровско-Полтавской военной гимназии (1886-1890) |
8 | Личности - П
[Особистості - П] - пункт меню |
9 | Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса ( 1)
[Матеріали до історії Петровського Полтавського кадетського корпусу] - с 1-го октября 1903 г. по 1-е октября 1904 г. Год первый. Собрал полковник А. Д. Ромашкевич. Полтава. 1904. |
10 | Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса ( 2)
[Матеріали до історії Петровського Полтавського кадетського корпусу] - с 1-го октября 1904 г. по 1-е октября 1905 г. Год второй. Собрал полковник А. Д. Ромашкевич. Полтава. 1905. |
11 | Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса ( 6)
[Матеріали до історії Петровського Полтавського кадетського корпусу] - с 1-го октября 1908 г. по 1-е октября 1909 г. Год шестой. Собрал полковник А. Д. Ромашкевич. Полтава. 1909. |
12 | Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса ( 7)
[Матеріали до історії Петровського Полтавського кадетського корпусу] - с 1-го октября 1909 г. по 1-е октября 1910 г. Год седьмой. Собрал полковник А. Д. Ромашкевич. Полтава. 1910. |
13 | Окончили Михайловскую артиллерийскую академию
[Закінчили Михайлівську артилерійську академію] - пункт меню |
14 | Петровский Полтавский кадетский корпус
[Петровський Полтавський кадетський корпус] |
15 | Полтавцы: Иерархи, государственные и общественные деятели и благотворители
[Полтавці: Ієрархи, державні і громадські діячі і благодійники] - Павловский Иван Францевич // Полтава: Т-во Печатн. Дела (тип. бывш. Дохмана), 1914 |