Еврейский некрополь в Полтаве
- Подробности
- Просмотров: 36655
Еврейский некрополь в Полтаве. По мере увеличения численности еврейской общины в городе, возникает необходимость создания собственного кладбища, где можно хоронить умерших в соответствии с канонами иудейской веры. Такое кладбище было открыто в первой половине 19 столетия. Самое раннее картографическое обозначение местонахождения еврейского кладбища имеется на планах Полтавы 1877 и 1906 гг. На этих планах, на северной окраине города, за пределами городской черты, показан небольшой квартал, который в оглавлении под № 81 обозначен как Еврейское кладбище. Судя по масштабам площадь его составляла 3,5 десятины (3,8 га). Дорога к кладбищу вела от старинной улицы Фабриканской (ныне Балакина), вниз по улице Заводской (ныне Панфилова) по южному склону Павленковского яра, по дну которого из оврага Чамарина течет ручей Тарапунька.
Время открытия кладбища документально не установлено, но по рассказам старожилов в довоенное время они видели надгробные плиты с датой 1820 года. Все дело в том, что старинного еврейского кладбища фактически не существует. Во времена фашистской оккупации Полтавы в 1941-1943 годах немцы не только устраивали массовые расстрелы евреев города, но и уничтожали само еврейское кладбище. Каменные надгробия из мрамора, гранита, лабрадорита, каменные ограда и ворота были разбиты на куски, превращены в щебень и вывезены. Исчезли скульптурные произведения, разрушены склепы и саркофаги. От древнего еврейского кладбища остались считанные единицы захоронений да опрокинутых памятников и плит. Практически дореволюционного кладбища нет, оно уничтожено. На месте древних захоронений в послевоенное время производились захоронения людей разных вероисповеданий и национальностей. Здесь можно встретить и камень с надписью на иврите, и обелиск со звездочкой, и православный крест. Кладбище стало смешанным, общегородским.
Первые послевоенные захоронения датированы началом 50-х годов. Само собой разумеется, что в первые послевоенные годы еврейская община начала только восстанавливаться, ведь всех оставшихся в Полтаве в 1942 г. евреев немцы уничтожили, а часть из них не возвратилась из эвакуации.
В Полтаве существует скорбное место для еврейского народа в районе бывшего стрельбища на западной окраине существовавшего ранее старинного кладбища на улице Навроцкого. Это место расстрела мирных жителей, стариков, женщин, детей еврейской национальности 23 ноября 1941 года. В 1975 г. по инициативе архитекторов Л.С. Вайнгорта, П.С. Гумича и петербургского скульптора А.Н. Черницкого возле братской могилы расстрелянных был создан памятник "Скорбящей матери". Он представляет собой бетонную стелу у подножия задернованого кургана, где с правой стороны сделана надпись на украинском языке: "Пам'ять про Вас у наших серцях". С левой стороны установлен бюст скорбящей женщины - матери. Общая высота стелы 2,5 метра. Ежегодно два раза - 9 мая и 23 ноября - еврейская общественность здесь чтит память погибших. Возникает также вопрос об установлении рядом плит с именами расстрелянных.
Летом 1994 года, при обследовании бывшего еврейского кладбища, членами группы программы КСЕН (Комитет по сохранности еврейского наследия) Полтавской области были обнаружены уникальные памятники. Так, среди современных захоронений находится гранитная плита значительных размеров заросшая травой и покрытая пылью. После произведенной расчистки появилась надпись на древнееврейском языке. Эту надпись прочитал и расшифровал давний житель Полтавы - врач Иосиф Львович Герцовский. Надпись гласит буквально следующее:
"В третий день месяца Иор 5674 года (апрель 1911 г.) от сотворения мира - солнце потемнело, когда сошел огонь с неба и сжег наш святой дом, нашу красу - Большую синагогу в нашем городе со всеми драгоценностями бывшими у нас с древности. Болело наше сердце, потемнело в глазах, видя как уничтожаются святые свитки Торы! Огонь уничтожил 46 наших святых свитков Торы - праведное учение, вечная жизнь ... учение, которое слышали из огня - все пошло огнем в небо! Остатки свитков Торы, найденные в пепле, мы захоронили в надежном месте 10-го вышеуказанного месяца. Все евреи оплакивали эту потерю... Пусть в наше время исполнится предсказания наших пророков: "...Я буду огненной стеной кругом и почетом буду в ней. Аминь, да будет на то воля Божья!"
Вторая находка, это остаток надгробного памятника с могилы известного до революции крупного Полтавского заводчика, мецената и общественного деятеля Давида Моисеевича Молдавского, умершего в возрасте 72 лет 11 ноября 1914 г.
За многие годы существования на территории старинного еврейского кладбища были за хоронены многие тысячи жителей Полтавы: мещан, ремесленников, купцов и торговцев, представителей интеллигенции - учителей, врачей, юристов. Захоронения содержались в должном порядке, надгробные памятники сохранялись и таким образом сохранялась история жизни города и еврейской общины. Один из сохранившихся на кладбище памятников - пямятник Вильвовской, на котором высечены слова: "Памятник уважаемой женщине, попечительнице бедных, украшению семьи Малка, дочь Мордухая Вильвовская, усопшая в 1913 г. 20 ноября. Да починет она мирно". В настоящее время, когда старое кладбище уничтожено, а очевидцы событий давних лет ушли из жизни, почти невозможно установить места захоронений не только рядовых жителей города, но и известных своей деятельностью на пользу города лиц. Уже только старожилы Полтавы помнят фамилию Лембек - дореволюционного смотрителя кладбища, должность которого передавалась из поколения в поколение членами этой семьи.
После отечественной войны 1941-1945 гг. знаменитый писатель и журналист Илья Григорьевич Эренбург пытался найти могилу своей матери, которая в 1918 году приехав погостить у своего брата, известного в Полтаве адвоката, заболела и умерла. Похоронили ее на еврейском кладбище. Как пишет в своих воспоминаниях Илья Эренбург, он на два дня опоздал на похороны и только на могиле увидел прихваченные первыми заморозками цветы. Отыскать могилу в наше время не удалось!
Надгробные памятники уничтожены, но помнят еще старожилы мастера, хозяина камнерезной мастерской, по фамилии Сагал, изготавливавшего высокохудожественные каменные надгробья с надписями на иврите, русском и украинском языках. Мастерская эта находилась в доме Самойловича на углу улиц Кобелякской (Фрунзе) и Пушкина. После событий 1917 года Сагал уехал в Палестину.
Возник вопрос, как увековечить память существовавшего и уничтоженного старинного еврейского некрополя? В практике общества охраны памятников истории и культуры Украины при решении такого вопроса принимается постановление о создании на месте уничтоженного объекта "Памятного знака" говорящего о сути вопроса. Родилось предложение создать при въезде на кладбище, возле ритуальной площадки "Памятный знак уничтоженного еврейского некрополя" с надписями на иврите и украинском языках, с изображением иудейской ритуальной символики. Экспериментальный макет такого знака уже изготовлен архитектором Геннадием Зильбербликом и был одобрен на собрании еврейской общественности города. Композиция знака состоит из гранитной стены-обелиска с вмонтированными в нее остатками разрушенных надгробных памятников. Обелиск монтируется на подиуме.
Литература:
1. План города Полтавы и окресностей к Братской моиле, 1906 г. // Личный архив К.В. Гладыш
2. План города Полтавы. // ЦГВИА России, фонд ВУА. - дело 22930. - 1-3.
3. Бучневич В.Е. Записки о Полтаве и ее памятниках ... - с. 256.
4. Эренбург И. Люди, годы, жизнь. - Москва, 1966, - т.8. - с. 279.
5. Воспоминания старожила Полтавы Герцовского Иосифа Львовича. // Личный архив К.3. Цирульника
Источник:
К.В. Гладыш и Е.З. Цирульник "Полтава. Памятники еврейской культуры (историко-архитектурный очерк)" - Полтава. 1996.
Ссылки на эту страницу
1 | Кладбища Полтавские
Полтавские кладбища |
2 | Некрополи
[Некрополі] - пункт меню |
3 | Очерки истории евреев Полтавщины
Очерки истории евреев Полтавщины |
4 | Памятники еврейской культуры
[Пам'ятки єврейської культури] - пункт меню |