Помочь сайту

4149 4993 8418 6654

Левицкий, Дмитрий Григорьевич

Highslide JS

Левицкий, Дмитрий Григорьевич — советник Академии Художеств, знаменитый портретист; род. в 1735 или 1737 г., вероятно, в Киеве [в Маячке, Кобелякского уезда - см. И. Ф. Павловский. Краткий биографический словарь ученых и писателей Полтавской губернии с половины XVIII века, стр. 111-112 - Т.Б.], ум. в 1822 г., неизвестно — в Петербурге или в Киеве; неизвестно и место его погребения. Сын священника-гравера Григ. Кирил. Левицкого, по прежней фамилии Носа. Сведений, где учился Левицкий, нет; можно только предполагать, что он посещал по крайней мере первые классы в Киевской духовной академии: отец его пользовался, как гравер, вниманием высшего духовного начальства в Киеве, был заведующим лаврской топографиею; за ним долго числился приход, так сказать, родовой в фамилии Носов. Первоначальные наставления в искусстве Д. Левицкий получил, конечно, от отца, а затем занимался у Алексея Антропова, который в 1753—1756 гг. жил в Киеве и расписывал Андреевский собор. В 1761 г., или несколько ранее, Левицкий прибыл в Петербург; здесь, не поступая в число учеников академии, он посещал классы профессоров Лагрене и Валерьяни; наибольшее значение для Левицкого имел последний, знаток перспективы и весьма дельный преподаватель. Его влияние, вероятно, отразилось до известной степени в присущем всем работам Левицкого уменье выбрать пункт для натуры и в верном расчете места, занимаемого фигурою в пространстве. Но всего более успехами своими Левицкий был обязан, конечно, своим высоким художественным дарованиям и неутомимому своему трудолюбию. Не зная подробностей о первых годах пребывания Левицкого в Петербурге, не имея и работ его, исполненных ранее 1769 г., можно однако с уверенностью утверждать, что Левицкий много и упорно работал; только этим и можно объяснить ту зрелость таланта и то совершенство техники, какие обнаружил он в наиболее ранних своих произведениях, каковы: портрет Кокоринова, два портрета Г. Н. Теплова и портрет А. Г. Теплова, писанные в 1769 г., и портрет гр. А. С. Строганова, писанный, быть может, еще несколько ранее. Портреты Строганова, Кокоринова, Г. Н. Теплова, Ушакова, купца Сеземова и доктора Виргера были на первой, устроенной Академиею Художеств, выставке в 1770 г. На выставке, не отличавшейся многочисленностью картин, было собрано все лучшее, что могла дать тогда Академия: тут были работы еще следующих художников: Бота, Бельского, Грота, Делабарта, Козлова, Лосенки и Левицкого, но наибольшее впечатление производили работы последнего. Он уже с 29 июля 1769 г. имел звание "назначенного"; 30 июля 1770 г. он единогласно был избран в академики. С 1771 г. Левицкий начал преподавание в Академии Художеств; из учеников его известны: Мельников, Новиков, Шибаев и Щукин. 17 октября 1776 г. Левицкий получил звание советника Академии Художеств, а 25 января 1780 г. был назначен присутствовать в Совете Академии. В 1788 г., ссылаясь на ослабление зрения и болезнь, Левицкий испросил себе отставку и был уволен с половинною пенсиею в 200 p. в год. Совершив поездку на родину, в Киев, Левицкий возвратился в Петербург и исполнил многочисленные работы для Двора и отдельных частных лиц. В 1807 г. Левицкий, как "художник, способствовавший некогда славе Академии", вновь приглашен был в члены Совета Академии и занимал это место, с жалованьем в 600 р. в год, до самой своей кончины.

Левицкий писал исключительно портреты; неизвестно ни одной его работы другого содержания. Число портретов, исполненных им, превышает сто; не менее пятнадцати из работ его в настоящее время неизвестно, где находятся, и может быть погибли; относительно пяти-шести портретов, почитаемых за работы Левицкого (императора Павла, Державина, Давыдовой, гр. Сиверса и еще одного или двух неизвестных лиц), вполне возможно сомнение, Левицким ли они писаны; с другой стороны, несомненно ему принадлежат, хотя по описям значатся как портреты Боровиковского, двенадцать портретов кавалеров ордена Св. Владимира, что может быть доказано не только особенностями работы, но и документами, относящимися к уплате за них. Приблизительно 60 портретов подписаны Левицким и из их числа не менее 30 выполнены в период от 1770 до 1785 г.; последняя датированная работа Левицкого — портрет Адр. Грибовского — помечен 1818 г.

Левицкого называют иногда "певцом екатерининского века" — и это совершенно справедливо, — не в том смысле, что он писал портреты важнейших деятелей, а тем паче сановников этого царствования: такое мнение было бы не верно, потому что немало исполнил Лeвицкий портретов и купцов и вообще вовсе не знатных лиц; "певцом века" Левицкий может быть назван потому, что он дал целую галерею высоко замечательных изображений людей своего времени. Он в высокой степени обладал особенно драгоценным для портретиста качеством — даром подмечать индивидуальные черты изображаемых лиц и переносить эти черты на полотно. Оттого все его портреты, сохраняя общие черты, присущие, очевидно, времени, в то же время удивительно жизненны и индивидуальны; не остается никакого сомнения, что в работе живописца нет ничего заученного, трафаретного; ясно, что он схватил тончайшие отличительные черты каждого изображаемого лица. Из отдельных работ Левицкого надо упомянуть прежде всего портреты императрицы Екатерины II; он исполнил их шесть; в числе их три больше натуральной величины, именно в Романовской Галерее Зимнего Дворца, в Музее Императора Александра III и в Императорской Публичной библиотеке; последний, по-видимому, предназначался первоначально для Ассигнационного Банка, как можно заключать по имеющимся в бумагах банка указаниям; это один из красивейших портретов вообще и едва ли не лучшее изображение императрицы в 80-х годах XVIII в. Наследник, в. кн. Павел Петрович, не благоволил к Левицкому и приписываемый ему портрет государя — сомнительно принадлежит ли кисти Левицкого; зато великих князей Александра и Константина Павловичей и великих княжон Левицкий писал не раз. Из деятелей Екатерининского царствования изображены Левицким: кн. Г. Г. Орлов и его супруга, гр. П. А. Румянцев, адмирал Грейг, А. П. Мельгунов, кн. Н. В. Репнин, кн. А. М. Голицын, И. И. Шувалов, Г. Н. Теплов, А. В. Храповицкий, А. Д. Ланской, И. И. Дмитриев, Н. И. Новиков, Львовы, Пр. Акинф. Демидов, купцы: Билибины и Сеземов и др. В 1773 г., во время пребывания в Петербурге Дидро, Левицкий написал его портрет; Дидро, остававшийся всегда недовольным своими портретами, портрет работы Левицкого завещал своей дочери, — из чего можно заключить, что этим портретом он был доволен, во всяком случае, более, чем каким-либо другим. В 1773-1776 гг. Левицкий выполнил знаменитую великолепную серию портретов первых воспитанниц, выпускаемых из Смольного монастыря; на этих превосходных картинах изображены: Е. И. Нелидова, кн. Хованская и Хрущова (вместе), Ржевская и кн. Давыдова (вместе), Алымова, Левшина, Борщова и Молчанова. Портрет самого Левицкого исполнен Боровиковским в 1795 г. и Яковлевым в 1812 г.

В. Горленко, "Русская живопись в XVIII в.". Тут же и список произведений Левицкого и многочисленные с них снимки. — "Русский Архив", 1802 г., кн. III. — Андреев, "Живопись и живописцы", стр. 483. — "Русские портреты XVIII и XIX ст." (изд. вел. кн. Николая Михайловича), вып. IV, № 105.

Источник:

Русский биографический словарь: В 25 т. /А.А. Половцов. - М., 1896-1918. Том: «Лабзина - Ляшенко», Стр. 149-150 - http://dic.academic.ru

Автопортрет: 1783 г., картон на дереве, масло, Челябинская городская картинная галерея - http://wmuseum.ru - здесь же подборка произведений Д. Г. Левицкого

 

Highslide JS
Д. Г. Левицкий.

Левицкий, Дмитрий Григорьевич — знаменитый художник. Род. в 1735 г. в Маячке, Кобелякского уезда. Л. начал свое образование в Киевской академии. Первым его преподавателем живописи был Антропов (1716-1795), в 50-х годах XVIII столетия, проживший в Киеве, где состоял в штате по постройке императорского дворца. Под его влиянием Л. занялся живописью и, быть может, вместе с ним и отправился в Петербург, где посещал Академию художеств. В Петербурге Л. занимался живописью у Валерьяни, одного из первых преподавателей ее в России. Л. был портретист. Академическая выставка 1770 г. выдвинула его как талантливого художника, где картины его по достоинству заняли первое место. Это были портреты Строганова, Кокоринова, Гр. Теплова и др. После этой выставки Л. был сделан действительным членом Академии, затем он получил звание академика, а в 1776 г. звание советника. С 1771 г. он занялся преподаванием живописи. Его учениками были: Шибанов, Мельников, Новиков и особенно выделился Щукин. В 1788 г. он вышел в отставку и уехал на родину. В 1807 г. вторично был на службе в Академии. В академическом представлении о принятии его на службу говорится, что это делается "к обеспечению состояния художника, способствовавшего некогда славе Академии". Он много писал портретов: Потемкина, Грейга, Н. Репнина, Румянцева, Ланского, гр. Орлова и т. п. Писал несколько раз портреты Екатерины II (известен его тип Екатерины — "тип Левицкого"). Наиболее известен портрет "Екатерины-Законодательницы" (находится в И. П. Библиотеке). Этот портрет внушил Державину оду "видение Мурзы". Из лучших его портретов упомянем еще 7 портретов воспитанниц первого выпуска Смольного института. К. был портретист по призванию. "Кисть его, говорит его биограф В. П. Горленко, нежна, чувство красок и вкус его изумительны. Работы его принадлежат к вершинам того, что произвел характернейшего изысканный, утонченный восемнадцатый век и что в своем род едва ли когда либо будет превзойдено. Но строгой правдой, с какой часто изображал человека, он роднится со старыми мастерами, а также подает руку новейшему реализму и в этом сказались и его самобытность и черты племени, из которого он вышел". Скончался он 87 лет, по одним указаниям в Петербурге, по другим в Киеве. См. о нем Горленко: "Украинские были" 113-134., Рус. Арх. 1892. 10., Сборник материалов для истории Академии художеств. См. издание С. П. Дягилева, 1903 года — Русская живопись в XVIII век. Д. Г. Левицкий, нашу заметку к биографии Левицкого — Рус. Стар. 1911. 12.

Источник:

И. Ф. Павловский. Краткий биографический словарь ученых и писателей Полтавской губернии с половины XVIII века. Полтава. Типо-литография преемников Дохмана. 1912. Стр. 111=112

 

Левицький, Дмитро Григорович (бл. 1735, м. Київ ? – 04/16.04.1822, м. С.-Петербург, Росія) – маляр-портретист, акад. С.-Петербурзької АМ (1770).

Один із найвидатніших художників-портретистів 2 пол. 18 ст. у цілій Європі. З’явився на світ у сім’ї священика з Маячки, визначного гравера Г. ЛевицькогоНоса, який і став першим учителем свого сина. З 1758 жив у С.Петербурзі. Протягом 17 років вів портретний клас АМ (1771–1788), призначався радником Академії (1776–1788, 1807–1822). Інтенсивно працюючи над державними і приватними замовленнями, оволодів усіма формами портрета – від парадного до камерного. Володіючи віртуозною технікою й блискучим відчуттям колориту, достовірно передавав психологічну характеристику моделей. Загалом створив понад 100 портретів, а також ікони. Серед шедеврів Л.: портрет багатія, дивака і філантропа П. Демидова (1773), філософа Д. Дідро (1773–1774), серія із семи портретів вихованок Смольного інституту (1773–1776), портрети друзів – поета і арх. М. Львова (1774, 1789) та його нареченої, згодом дружини М. Дьякової (1778, 1781), портрет священика (батька), графині Урсули Мнішек (1782), імператриці Катерини ІІ (1770–1780і). Митець належав до кола людей, які вірили в просвітницькі ідеї і готові були обернути свої здібності на досягнення «царства загального братерства і добра». Майстра, який поділяв передові ідеї свого часу і був зв’язаний з масонами, запідозрили у політичній неблагонадійності. Тінь підозріння стала тавром відторгнення. Однак старіючий і хворий художник продовжував працювати. У 1812 він зобразив молодшого брата Прокопа, який, продовживши сімейну традицію, став священиком у рідній Маячці. Л. покинув цей світ глибоким старцем. Смерть його пройшла непоміченою. Твори Л. зберігаються в музеях України (Київ, Дніпропетровськ, Харків, Алупка, Бахчисарай), РФ (С.Петербург, Москва, Казань, Новосибірськ), СНД (Мінськ, Алмати, Єреван), Польщі (Познань), Франції (Париж), Мальти.

Літ.: Горленко В. Дмитро Левицький. – Полтава, 1919 (передрук у журн. «Добромисл», Полтава, 1997, ч. 1–2); Чукин Д. Дмитро Левицький. – Харків, 1930; Січинський В. Дмитро Левицький // Український вісн. – Берлін, 1943. – Ч. 8; Утевська П., Горбачов Д. Нива для сіяча // Вітчизна. – 1976. – Ч. 12. – С. 185193; ЕУ, Т. 4, 1994. – С. 12661267; Ханко, 2002. – С. 109110.

О. А. Білоусько, В. М. Ханко.

Джерело:

Полтавіка. Полтавська енциклопедія. Том 12. Релігія і Церква.— Полтава: «Полтавський літератор», 2009 - http://history-poltava.org.ua

Ссылки на эту страницу


1 Абаза, Александр Михайлович
[Абаза, Олександр Михайлович] (1826-1889), полтавский городской голова (1872—1888)
2 Академик Орест Иванович Левицкий
[Академік Орест Іванович Левицький († 9 травня (26 квітня) 1922 року) - Василенко М. П. // К. : Юридична думка. Т. 2 - 2006. - 560 с. Стор. 169-214.
3 Боровиковский, Владимир Лукич
[Боровиковський, Володимир Лукич] (1757—1825), живописец-портретист, академик Петербургской Академии искусств
4 Воспоминания (1861-1907)
[Спогади (1861-1907)] – Євген Чикаленко. // Українська вільна академія наук у США. Нью-Йорк. 1955
5 К биографии художника Д. Г. Левицкого
[До біографії художника Д. Г. Левицького] - Павловский И. Ф. // "Русская старина", 1911 г., ноябрь, стр. 282
6 К истории полтавского дворянства (1802-1902). Том II
[До історії полтавського дворянства (1802-1902). Том II] - Павловский И. Ф. // Полтава. Электрическая типо-литография Торгового Дома И. Фришберг и С. Зорохович. 1907 г.
7 Краткий биографический словарь ученых и писателей Полтавской губернии с половины XVIII века
[Короткий біографічний словник вчених і письменників Полтавської губернії з половини XVIII століття] - И. Ф. Павловский // Полтава. Типо-литография преемников Дохмана. 1912
8 Личности - Л
[Особистості - Л] - пункт меню
9 Музей искусства. Короткий путеводитель
[Музей мистецтва: Коротенький провідник] - М. Я. Рудинский. Полтава. 1919/2002
10 Открытие памятника И. Котляревскому в Полтаве
Відслоненє памятника І. Котляревського в Полтаві // Літературно-науковий вістник, Львів: том 23, кн. 8, серпень 1903 р., стор. 144-145; том 23, кн. 9, вересень 1903 р., стор. 229-230; том 24, кн. 10, жовтень 1903 р., стор. 51-59; том 24, кн. 11, листопад 1903 р., стор. 138-139; том 24, кн. 12, грудень 1903 р., стор. 233-234, 236-237
11 Полтавский государственный художественный музей. Путеводитель
[Полтавський державний художній музей. Путівник] — Киев: "Искусство". 1965
12 Рисунки из жизни украинского народного слова
Сумцов М. Ф. Малюнки з життя українського народного слова. З XIX т. Сборника Харьковского Историко-Филологического Общества в память проф. Е.К. Редина). — Харьків. Друкарня "Печатне Діло", 1910. — 144 с.
13 Трощинский, Дмитрий Прокофьевич
[Трощинський, Дмитро Прокопович] (1754—1829), действительный тайный советник, полтавский губернский маршал, меценат украинской культуры
14 Труды Полтавского церковного историко-археологического комитета. Выпуск второй
[Труди Полтавського церковного історико-археологічного комітету. Випуск перший] / Электрич. Типо-Лит. Торг. Дома И. Фришберг и С. Зорохович. Полтава. 1908
15 Художественная выставка 1903 г.
Художественная выставка 1903 г.
16 Художники
[Художники] - пункт меню

Помочь сайту

4149 4993 8418 6654