Коломеер, Михаил Соломонович
- Подробности
- Просмотров: 27114
Коломеер Михаил Соломонович родился в 1928 г. в Полтаве. В 1951 г. окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем истории в Хмельницкой и Полтавской областях. Еще с институтских лет интересовался историей развития своего края, родной Полтавщины.
Любовь к родному краю привела его в 1967 г. в Полтавское бюро путешествий и экскурсий. Среди многочисленных экскурсий созданных лично или под руководством Коломеера М.С. стали настоящим событием в экскурсионной жизни города и области такие как "Репрессированная Полтава", "Дорога к храму", "Евреи и Полтава", "Еврейские места Полтавщины", "Известные евреи Полтавщины" и др. На областном конкурсе в 1995 г. экскурсия "Моя Полтава" получила 1-ю премию. Плодотворно трудился Михаил Соломонович и на должности методиста Полтавского бюро путешествий и экскурсий и научного сотрудника музея истории Полтавской битвы. Коломеер М.С. один из основателей союза экскурсоводов Полтавщины.
На основе изученных им документов, материалов разработан цикл лекций, с которыми он выступал перед членами городского общества еврейской культуры. Он собрал материалы о знатных полтавчанах, людях разных национальностей. Особое внимание уделяет истории еврейства на Полтавщине, биографиям знатных евреев-земляков, их связям с историей родного края.
Источник:
А.М. Мучник - Председатель Полтавского городского общества еврейской культуры, академик УАН национального прогресса
Полтавское телевидение последние годы проводит очень интересный цикл передач "Полтава. Ретроспективный взгляд", посвящённый нашему родному городу. Начался этот цикл, правда, еще до того, как готовились отмечать 1100-летие Полтавы, но с приближением знаменательной даты передачи проводились чуть ли не каждый день. Автор программы журналистка Юлия Майорчик кого-то знакомила, а кому-то и просто напоминала историю улиц, переулков, говорила о людях, ушедших из жизни.
И когда на экране появлялся Михаил Коломеер, оторваться от передачи тоже было трудно. Этот невысокого роста человек своими рассказами проникал в душу, и, что особенно интересно, он вводил нас в дом, вёл по улице, по брусчатке, туда, где жил, где ходил по городу герой его передачи.
Песчинка в человеческом море - в Полтаве начал, здесь же и закончил М. Коломеер свой жизненный путь.
Мальчик рос в дружной семье провизора. Их одноэтажный домик и сейчас стоит на Подольском спуске, и, если взглянуть напротив, увидишь церковь, а выше - строящуюся фешенебельную гостиницу, зелёные остроконечные купола, блестящие на солнце. Будущий знаток древней истории, полтавского зодчества, наверняка, переживал и за неудачно выбранное "гиблое" место на территории бывшего кладбища, подверженное осадкам грунтов, и за то, что ушло как бы в тень действительно красивое и исторически ценное сооружение напротив.
Он ходил в школу, хорошо учился, но больше всегда его влекли науки гуманитарные, особенно история. Известно, что взгляд на эту науку со временем менялся: её, терпеливую, дописывали, искажали; переписывали, и, кто знает, поставлена ли сейчас последняя точка. Подчас ведь и люди, которые делали историю, возносились, чтобы потом исчезнуть навсегда.
Окончена школа, и Михаил поступил на исторический факультет Полтавского педагогического института. Группа студентов в тот год была небольшая, но он выделялся среди них необыкновенной пытливостью, огромным желанием овладеть знаниями, вникнуть в суть предмета, познать истину. 4 года учёбы, весёлые, запоминающиеся, пролетели быстро. На руках диплом об отличном окончании вуза.
Где можно начинающему учителю реализовать полученные знания? Михаил по направлению едет в Хмельницкую область и начинает работать в средней школе. Уже тогда школьники полюбили своего учителя, а когда он уехал через несколько лет, вели с ним долгое время переписку.
Однажды на рынке, - вспоминает его жена Эсфирь Аркадьевна Коломеер, - им встретилась супружеская пара, приехавшая в Полтаву. Прошло более 10 лет после пребывания Михаила Соломоновича на Хмельниччине, работа в сельськой школе принесла щедрые плоды - многие ученики пошли по стопам того, кто вдохнул им любовь к истории, к родному краю, как и этой паре.
Любовь к Полтаве, желание и умение рассказать правду привели Михаила Соломоновича в Полтавское бюро путешествий и экскурсий (ныне ТЭЦ "Эней"). Сколько экскурсий было проведено! Иногда по две, по три в день, а за долгие годы - тысячи. Маршруты проходили как по городу, так и за его пределами: посёлок Гоголево, где жил великий русский писатель; поле Полтавской битвы, где сошлись в бою войска Петра I и шведского короля Карла XII; музей, где собраны уникальные экспонаты той поры; музей в с. Ковалёвка, где А. С. Макаренко воспитывал беспризорных и давал им путёвку в большую жизнь, многие-многие места. В бюро долгое время хранились отзывы об этих экскурсиях. Иногда они были написаны каким-то казённым языком: "Экскурсия проведена на высоком идейном и профессиональном уровне". Не все пишущие могли на бумагу выплеснуть свои эмоции, но каждый понимал, что перед ним - не •просто экскурсовод, а эрудированный, глубоко интеллигентный человек, влюблённый в свою, богатую историей, землю. Если бы развесить на стенах "Энея" те многие методические разработки экскурсий, созданные им лично, а также совместно с творческой группой под его руководством, то, пожалуй, они бы заняли всю большую комнату этого учреждения.
Инженер изобретает новую машину, учёный открывает новый закон, врач проводит уникальную операцию - все это важные события в нашей жизни. Об этом пишут в газетах, говорят по радио, показывают по телевидению. Многие работы Михаила Соломоновича стали настоящим событием в творческой жизни Полтавы и области. Вспомним "Дорогу к храму", "Репрессированную Полтаву" и другие. На областном смотре его экскурсионная работа "Моя Полтава" получает 1-ю премию. А таких премий за всю его жизнь было несколько.
Михаил Соломонович, как научный сотрудник, внёс большой вклад в становление и работу музея истории Полтавской битвы. Рассказывала директор музея, что такие грамотные и знающие консультанты, как он, встречаются нечасто. Его трудами увеличивались экспозиции, они становились более доходчивыми.
В последние годы жизни М. С. Коломеер с увлечением разрабатывает тему о евреях, которые проживали на территории Полтавы и области в разные годы. Результатами этой кропотливой научной работы стали экскурсии "Евреи Полтавы", "Еврейские места Полтавщины", "Известные евреи Полтавщины".
Аксиома: экскурсовод должен глубоко знать историю своего края, её природу, её ценности и богатства, знать много о людях, населяющих этот край. Но, кроме всего, он должен обладать ещё данным от Бога даром рассказчика, даром сопереживателя. Разные бывают экскурсоводы. Некоторые ведут экскурсию, как будто отрабатывают свои 2-3 часа, и зерно познания не попадает в душу туриста, а если и попадает, то не прорастает познанием.
Лет двадцать назад пришлось мне с группой туристов побывать в московской Третьяковской галерее. Собралась группа людей с разных концов страны, человек 10-15. К нам вышла экскурсовод - седая аккуратная женщина - и предложила пройти сразу в Суриковский зал. И здесь, перед одной лишь "Боярыней Морозовой", час, а может, и больше, мы, затаив дыхание, слушали не лекцию, нет, пожалуй, целую жизнь: это рука великого мастера изобразила трагедию людей на обычном холсте. И вспомнился там же М. Коломеер, тоже мастер рассказа о событиях и людях нашего края.
А ещё хочется рассказать об одной туристической поездке, когда мы с Михаилом Соломоновичем оказались в одном купе поезда.
Было время, когда по магистралям бывшего Советского Союза поезда совершали поездки за пределы нашей области. Туристический поезд с броским названием "Україна - Російській Федерації" мчал по "Золотому кольцу" страны. Один из вагонов заполнили учителя из Полтавы, Кременчуга и других городов. Экскурсии проводились в каждом городе, а кое-какие дополнял участник поездки Михаил Соломонович. И вот тогда пришлось услышать из его уст запомнившийся рассказ о героическом подвиге Януша Корчака, воспитателя сиротского дома варшавского гетто: гитлеровцы обрекли несчастных детей на гибель в печах Треблинки. Когда Янушу Корчаку предложили выбрать жизнь без детей или смерть вместе с детьми, он без колебаний и сомнений выбрал смерть.
"Господин Гольдшмидт, - сказал ему гестаповец, - мы знаем Вас как хорошего врача, вам не обязательно идти в Треблинку". "Я не торгую совестью," - ответил Януш Корчак. Герой пошёл на смерть вместе с ребятами, успокаивал их, заботясь, чтобы в сердца малышей не проник ужас ожидания смерти.
Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты (а не все знали эту историю) явились для группы учителей вдохновением.
Этот рассказ не был впрямую связан с самой темой экскурсии, но Михаил Соломонович на этом примере подчеркнул: чтобы стать настоящим воспитателем детей, их учителем, надо отдавать детям своё сердце.
Ещё об одной экскурсии рассказывает врач Майя Ароновна Дун.
"Экскурсионный "Икарус" не мог вместить всех желающих. Позже экскурсию повторили. Те, кому повезло проехать по памятным местам Полтавы, надолго запомнили мягкий интеллигентный голос Михаила Соломоновича, голос, в котором звучали и гордость за тот вклад, который внесли наши соотечественники в жизнь и облик города, в развитие просвещения, социальной сферы, торговли, медицины, и, одновременно, боль за то, что многие культовые здания разрушены, а иногда и уцелевшие используются не по назначению.
Автобус подвозит нашу группу к памятнику "Скорбящей матери", мы возлагаем скромные букетики алых цветов, они горят, как кровь восьми тысяч расстрелянных здесь людей. Стоим в молчании на этом скорбном месте. Рядом с памятником недавно наконец-то появилась памятная стела, напоминающая нам и нашим детям и внукам о величайшей трагедии еврейского народа."
Эту экскурсию провёл М. С. Коломеер, ведь особое место в его работах занимала тема Холокоста на Полтавщине.
Много внимания уделял М. Коломеер исследованию жизненного пути и общественной деятельности людей, которых мы называем "Праведниками Мира", и, в частности, нашего земляка - писателя Владимира Галактионовича Короленко. Выступая с лекциями в Хеседе, проводя экскурсии, он всегда с любовью и уважением говорил об этом величайшем гуманисте, друге угнетённых людей, их защитнике.
Как-то не выговаривается слово "был", когда идет речь о Михаиле Соломоновиче.
... К осени птицы улетают на юг, в теплые края, по весне возвращаются домой, на родину. Иногда и люди улетают на стальных птицах, уплывают на теплоходах, но, как правило, домой не возвращаются.
Михаила Коломеера звали, но он ни когда не хотел улетать, он так и остался на Родине - навсегда.
Источник:
В. Чазова, М. Спарбер. Чтобы помнили. - Полтава, АСМИ, 2001. Стор. 67-71
Ссылки на эту страницу
1 | Историки, краеведы и археологи
[Історики, краєзнавці та археологи] - пункт меню |
2 | Личности - К
[Особистості - К] - пункт меню |
3 | Люди земли Полтавской. Коломеер М. С.
Люди земли Полтавской. Коломеер М. С. |
4 | Родились в Полтаве
[Народилися у Полтаві] - пункт меню |
5 | Учились в Полтаве
[Вчилися в Полтаві] - пункт меню |
6 | Чтобы помнили
[Щоб пам'ятали] - Чазова В., Спарбер М. |