Азерская/Азёрская, Елизавета Григорьевна
- Подробности
- Просмотров: 20608
Е. Г. Азерская — Кармен ("Кармен" Ж. Бизе)
Азерская, Елизавета Григорьевна (29.02.1868 (12.03) - 13.03.1946) – (урожд. Платовская), украинская и российская певица (меццо-сопрано) и педагог.
Артистка Киевской оперы (с 1891), а затем Большого театра (1897-1918). Родилась в Полтаве. Училась в Киевском музыкальном училище РМО. С 1891 г. работала в Киевском оперном театре, в 1892-1894 гг. совершенствовалась как певица в Милане и в Париже. Много гастролировала в России и Украине, в частности, в конце февраля 1901 г. вместе с певцом С. Т. Власовым выступала у себя на родине, в Полтаве, на 7-м симфоническом собрании ИРМО. Обладала сильным голосом обширного диапазона и звучного тембра. В 1918 г. оставила сцену, перейдя на педагогическую деятельность (муз. техникумы им. А. и. Н. Рубинштейнов и им. А. Глазунова). Жила в Москве, где и похоронена.
Азёрская,
Елизавета Григорьевна
(29.02.(12.03).1868 - 13.03.1946] - русская артистка оперы (меццо-сопрано)
и педагог. Музыкальное образование
получила в Киевском музыкальном училище
Русского музыкального общества у К.
Эверарди. В 1891 была приглашена в Киевский
оперный театр. В 1892-94 совершенствовалась
как певица в Милане (у Броджи) и в Париже (у
Бертрами). В 1895-97 А. гастролировала по многим
городам России (Астрахань, Казань, Саратов,
Нижний Новгород и др.). С 1897 пела в Большом
театре (Москва). А. обладала сильным голосом
обширного диапазона и звучного тембра. В
репертуаре А. были ведущие партии в операх
русских и западно-европейских композиторов
- Весна ("Снегурочка"), Ольга,
Графиня ("Евгений Онегин", "Пиковая
дама"), Кончаковна ("Князь Игорь"),
Ортруда, Фрика ("Лоэн-грин", "Валькирия"
Вагнера). А. - первая исполнительница на
сцене Большого театра партий Кончаковны
("Князь Игорь"), Любавы ("Садко"),
Лауры ("Каменный гость" Даргомыжского),
Рафаэля ("Рафаэль" Аренского). Лучшая
партия А. - Кармен. В 1918 А. оставила сцену.
Источник:
Театральная энциклопедия. В пяти томах. Главный редактор С. С. Мокульский. Издательство: Советская энциклопедия, 1961 г.
АЗЕРСКАЯ (АЗЁРСКАЯ; урожд. Платоновская, в нек-рых источ. Платовская; по первому мужу Азерская) Елизавета Григорьевна, 28.2(11.3), в нек-рых источ. 29.2(12.3).1868, Полтава — 13.3.1946, Москва — арт. оперы (меццо-сопрано), концертная певица и вокальный педагог. Жена С. Е. Трезвинского. Род. в семье ремесленника. Окончив гимназию в Ростове-н/Д., поступила на акушерские курсы в Казани. Музыке обучалась в Киев. муз. школе Н. А. Тутковского, с 1887 — пению в Киев. муз. уч-ще РМО (кл. Н. М. Нолле и К. Эверарди), к-рое окончила в 1891; также брала уроки у К. Прохоровой-Маурелли. В 1892—94 совершенствовалась в вокальном искусстве у А. Броджи (Милан) и в 1899 у проф. Бертрами (Париж). В 1891 дебютировала в "Орлеанской деве" в Киев. опере (антр. И. Я. Сетова), здесь же пела в 1894—95. В 1895—97 выступала в Астрахани, Казани (сезон 1896/97, антр. М. Г. Ярона), Саратове (янв.—февр. 1897, антр. О. Р. Фюрера), Одессе (1898), Н. Новгороде, Вильно (ныне Вильнюс). В 1897—1918 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Амнерис ("Аида" Дж. Верди). Гастролировала в Киеве (1901, вместе с Л. В. Собиновым), Одессе и Праге (1904), Берлине, Дрездене, Париже, Вене.
Обладала сильным, звучным голосом красивого тембра и широкого диапазона, актер. темпераментом.
1-я исп. партий: Тизбы ("Анджело" Ц. Кюи, 2-я ред., 1901), Лауры ("Каменный гость" А. Даргомыжского; ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова, 1906),
в Киеве — Весны-красны ("Снегурочка" Н. Римского-Корсакова, 1895);
в моск. Большом т-ре — Кончаковны ("Князь Игорь" А. Бородина, 1898), Кармен (одноим. опера Ж. Бизе, 1898), Надежды Насоновой ("Боярыня Вера Шелога" Н. Римского-Корсакова, 1901), Рафаэля ("Рафаэль" А. С. Аренского, 1903), Лолы ("Сельская честь" П. Масканьи, 1903, режиссёр Р. В. Василевский), Шарлотты ("Вертер" Ж. Массне, 1904), Любавы ("Садко" Н. Римского-Корсакова, 1906), Маргариты (драм. легенда "Осуждение Фауста" Г. Берлиоза, 1907), Отрока ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н. Римского-Корсакова, 1908).
Лучшие партии: Рогнеда (одноим. опера А. Серова), Кармен (одноим. опера Ж. Бизе).
Др. партии: Ангел ("Демон" А. Рубинштейна), Эпихариса ("Нерон" А. Рубинштейна, 1907), Марина Мнишек ("Борис Годунов" М. Мусоргского), Груня ("Вражья сила" А. Серова, 1902), Ольга ("Евгений Онегин" П. Чайковского), Марина ("Добрыня Никитич" А. Гречанинова), Графиня и Полина ("Пиковая дама" П. Чайковского), Боярыня Морозова ("Опричник" П. Чайковского), Любовь Кочубей ("Мазепа" П. Чайковского, 1899), Ганна ("Майская ночь" Н. Римского-Корсакова), Любаша ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова), Лель ("Снегурочка" Н. Римского-Корсакова); Зибель ("Фауст" Ш. Гуно), Азучена ("Трубадур" Дж. Верди), Маддалена ("Риголетто" Дж. Верди). Фидес ("Иоанн Лейденский"/"Пророк" Дж. Мейербера), Далила ("Самсон и Далила" К. Сен-Санса), Урбан ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Дидона ("Троянцы в Карфагене"), Пекки ("Бронзовый конь" Д. Обера), Ортруда ("Лоэнгрин" Р. Вагнера), Фрикка ("Валькирия" Р. Вагнера).
Партнёры: А. Ф. Арцимович, Г. А. Бакланов, А. П. Боначич, А. Г. Борисенко, С. А. Борисоглебский, И. С. Виноградов, С. И. Гарденин, О. Л. Данильченко, А. Дракули, Л. Д. Донской, С. И. Друзякина, Л. Г. Звягина, А. О. Каратаева, Л. М. Клементьев, Б. Б. Корсов, А. Маркова, Г. А. Морской, А. В. Нежданова, В. А. Островидов-Тассин, В. В. Павленкова, Н. Салина, С. А. Синицына, Ю. Л. Соколовская, А. И. Стрижевский, С. Е. Трезвинский, А. М. Успенский, П. А. Хохлов, Ф. И. Шаляпин, В. Г. Эйген, Д. Х. Южин. Пела п/у У. И. Авранека, И. К. Альтани, С. П. Барбини, Б. Всеволожского, Дж. Пагани, С. В. Рахманинова, А. Г. Рубинштейна, В. И. Сука, П. Фельдта.
Постоянно выступала в камерных концертах (в т. ч. в Киеве, 1895, 1897; Саратове, 1901). С 1900 принимала участие в концертах Кружка любителей рус. музыки (Москва). Репертуар включал романсы М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Балакирева, А. Бородина, П. Чайковского, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова (1-я исп. романса "Кольцо", 12 февр. 1907, Москва), А. С. Аренского, А. Гречанинова (певице часто аккомпанировал А. Гольденвейзер). Искусство А. высоко ценили Л. В. Собинов, С. Рахманинов, С. Василенко, В. И. Сук, М. Ермолова, А. Остужев.
С 1918 преподавала в Москве в муз. техникумах им. А. и Н. Рубинштейнов и им. А. К. Глазунова, в 1922—25 — в частном муз. уч-ще В. Зограф-Плаксиной, в 1930 — в Гос. обл. техникуме, в 1932—34 — в Рабхормастерской при ВТО, в 1932—36 — педагог-вокалист при ЦПКиО им. М. Горького.
Соч.: Автобиография (рук.). — в ЦГАЛИ, ф. 911, оп. 1, ед. хр. 204; Заглядывая в прошлое // Сов. артист. 1939. 1 мая, № 24; Поделиться опытом с молодежью // Там же. 29 нояб. № 48.
Лит.: Азерская в "Самсоне и Далиле" // РМГ. 1897. № 4;
Концерт Е. Г. Азерской в Саратове // РМГ. 1901. № 15;
Лисенко Іван. Словник співаків України. — Київ. 1997. С. 9;
K. J. Kutsch/Leo Riemens. Großes Sängerlexikon. — K. G. Saur Bern und München. 1997. С. 124.
Источник:
Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008. - http://slovari.yandex.ru
Ссылки на эту страницу
1 | Личности - А
[Особистості - А] - пункт меню |
2 | Музыканты и музыковеды
[Музиканти та музикознавці] - пункт меню |
3 | Педагоги. Деятели образования
[Педагоги. Діячі освіти] - пункт меню |
4 | Полтава. Историческая справка
Полтава. Историческая справка |
5 | Родились в Полтаве
[Народилися у Полтаві] - пункт меню |