Посещение Преосвященным Нафанаилом I, Епископом Полтавским, церквей благочиния третьего участка Константиноградского уезда
- Подробности
- Просмотров: 7442
Иван Павловский. Посещение Преосвященным Нафанаилом I, Епископом Полтавским, церквей благочиния третьего участка Константиноградского уезда.
Публикуется по изданию: К материалам для истории Полтавской епархии. Посещение Преосвященным Нафанаилом I, Епископом Полтавским, церквей благочиния третьего участка Константиноградского уезда. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. – 1874. – № 20. - С. 750-762.
Перевод в html-формат и адаптация к современному языку - Борис Тристанов.
— 750 —
III.
К материалам для истории Полтавской епархии.
Посещение Преосвященным
Нафанаилом I, Епископом
Полтавским, церквей благочиния третьего участка
Константиноградского уезда 1).
В последний десяток лет, Преосвященные Архипастыри наши стали делиться с обществом, — при посредстве провинциальных духовных журналов, епархиальных ведомостей, — своими наблюдениями и действиями при обозрении приходов в епархии. В данном разе почин принадлежит епископам Антонию, бывшему Смоленскому 2), и Леонтию Подольскому 3). Архипастыр-
1) В основу настоящей статьи легли следующие документы из архива благочиния третьего участка Константиноградского уезда:
1. Указ Полтавского духовного правления благочинному Сементовскому от 19 мая 1831 года за № 324.
2. Предложение того же благочинного подведомым священно и церковнослужителям от 27 мая 1831 года за № 104.
3. Другое предложение от 10 июня за № 118.
4. Указ Полтавского духовного правления тому же благочинному от 15 марта 1832 года за № 397.
2) Смоленские епарх. ведомости, 1865 года, № 5.
3) Подольские епарх. ведомости, 1863 года, №№ 14 и 15 — "посещение церквей гор. Летичеба Преосвященным Леонтием". Статья эта, полагать надо, тиснута с разрешения Преосв. Леонтия, или же, по крайней мере, им с авторевизованы помещенные в ней довольно объемистые отрывки из его бесед к духовенству и прихожанам.
— 751 —
ские отчеты о состоянии обозренных ими частей епархии 4), имеют веское бытовое и административное значение: будучи весьма характеристичным материалом для определения склада жизни епархиального управления, они вызывают в управляемом духовенстве доверие и симпатию к епархиальной власти и возвышают ее достоинство. Ежели эта власть оглашает свои наблюдения, добытые непосредственным соприкосновением с жизнью клира и духовенства, ежели она делает общеизвестными свои мероприятия, вызванные тем или другим наблюдением, стало быть желает возможно большей производительности тому православному принципу, выражением которого она служит — праву право правити слово истины.
Отнюдь не значит однако, чтобы отчеты иерархов о состоянии епархии, — являются ли они в официальной рамке консисторского циркуляра, или в виде живых литературных статей, — были исключительной принадлежностью только настоящего времени. И прежние Архипастыри не оставляли без внимания тех сведений, которые давал им обзор приходов, и ежели эти сведения лежали под спудом, были известны только консистории да тому благочинию, которое посетил Преосвященный, то в таком разе виновата отнюдь не администрация епископская, а несколько своеобразный по-
4) Отчеты эти не всегда носят прямой заголовок и не всегда пишутся самыми Преосвященными; но сущность не в фразе, а в деле. Думаем никто не станет утверждать, что статьи нашего журнала трактующие о посещении Преосвящ. Иоанном, — Кременчугских единоверческих церквей, не могут быть названы своего рода отчетами.
— 752 —
шиб, которым отличалась наша духовная пресса до шестидесятых годов. — Общий характер духовной журналистики старого времени, которую, не обинуясь, без всякого предвзятого взгляда можно назвать "казенной", так как у нас до 1860 года не было ни одного частного духовного издания, — это отрешенность от современной жизни обществ и церкви, от общественно-церковных вопросов своего времени. Казенная журналистика, вместо постановки и разработки жизненных вопросов, красноречиво трактовала о недостатках греко-римского мира и в то же время хранила гробовое молчание о неурядицах в общественной религиозной русской жизни, о вопиющих юридических, материальных и интеллектных нуждах русского духовенства... Видимое дело, что епископские отчеты, касавшиеся живой действительности, не могли иметь места в старых духовных журналах, правильнее нравственно-исторических сборниках статей. Теперь, при ином взгляде на вещи, не безвременно будет явиться на свет Божий старым Архипастырским отчетам о посещении приходов. Один из таких отчетов, касающийся посещения Преосвященным Нафанаилом I, Полтавским, церквей благочиния третьего участка Константиноградского уезда, мы делаем предметом настоящей статьи. Не станем множить словес о значении подобных отчетов в качестве подспорья при разработке местной церковной истории: при всей своей сухости они способны пролить свет на некоторые явления мимошедшей жизни сельского духовенства нашей епархии; — в них, между прочим, воспроизводится с одной стороны поразительная внимательность, с кото-
— 753 —
рой относились к своему делу Преосвященные, с другой стороны не менее достославная спустя-рукавность духовенства даже в чисто внешнем содержании храмов.
До 1776 года одна часть настоящей территории Константиноградского уезда в церковно-административном отношении принадлежала к Белгородскому епископству, а другая к Киевской митрополии. С учреждением Словенской епархии, по указу Святейшего Синода от 28 июня 1776 года, эти части вошли в состав ново-сформированной епархии, к которой и принадлежали до 1803 года — время присоединения их к Полтавской. В период, начиная с 1776 по 1831 год, Константиноградский уезд видел ли в пределах своих Преосвященных в качестве церковных ревизоров, — не известно; был ли он осматриваем ими до этого времени, доступные нам архивные данные не дают сведений по этому поводу. В архиве Алексеевской церкви села Циглеровки Константиноградского уезда мы отыскали предложение благочинного Воблого, 1800 года, оповещавшее подведомое ему духовенство о посещении владыки, которое однако же не состоялось. Не лишним считаем привесть это предложение и благочинническое целиком. "Правящего благочинного должность, священника Кирилла Воблого, сел Семеновки, Парасковеи-Староверовки, Власовки, Березовки, Циглеровки, Петровки, Поповки, Натальевки священно и церковнослужителям предложение. К сведению дошло мне, что Пре-
— 754 —
освященный епископ Афанасий и кавалер, Ново-Российский и Днепровский, намеревает по своей епархии посещать церкви и в них осматривать благолепие. И как еще довольное время к ожиданию его приезда остается, то чрез сие время благоволите себя приуготовить к знанию катехизиса наизусть и к другим потребным ответам, в церквах ваших, как в ризнице, в сосудах, в книгах и в других вещах была бы опрятность и чистота, а особливо в хранении даров, письменные дела, за мою бытность насылаемые, привесть в порядок, исповедные росписи иметь, разные книги, также опись утвари церковной хранить при делах письменных во всякой исправности, ибо в скором времени ревизовать буду непременно. А буде кто по сему неисправным при ревизии Архипастыря нашего окажется, то о таковом изъясненно будет. Сие вам получив и во исполнение на сем подписався, отсылать друг к другу неудержно, а с последнего места доставить ко мне непременно. Апреля 1800 года № 21".
Причина, вследствие которой епископы Словенские, называвшиеся потом Екатеринославскими, а далее Ново-Российскими, не обозревали части своей епархии, что ныне Константиноградский уезд, нам неведома. Преосвященные же Полтавские могли не бывать в уезде в силу отдаленности его от тогдашнего кафедрального города Переяслава. Преосвященный Нафанаил I был первым епископом Полтавским, взглянувшим на степную окраину своей епархии. 13 мая 1831 года Преосвященный Нафанаил дал Полтавской консистории предложение, в котором, между прочим, значилось:
— 755 —
"Предприяв, с Божиим благословением, на основании "духовного регламента" о делах епископов 17 пункта и Архиерейской моей грамоты, посетить церкви, вверенной управлению моему Полтавской епархии, и намеревая учинить выезд мой из Переяслава 13 числа настоящего мая, с приличной для служения в городе Полтаве 27 июня свитой, прямым путем чрез Лубны и Хорол на город Полтаву, куда и предполагаю пребыть, если не ко дню Вознесения Господня, то, по крайней мере, к неделе святых отец и, по отправлении литургии в день пятидесятницы, отправлюсь для обозрения всех церквей в Кобелякском и если будет можно, в Константиноградском поветах и возвращусь опять в Полтаву к 27 июня; отсюда в первых числах июля месяца выеду для обозрения церквей в Полтавском, Зеньковском и Миргородских поветах. По обозрении оных имею возвратиться в последних числах июля чрез Лубны в Переяслав. Предлагаю Полтавской духовной консистории, по первой отходящей почте, об отъезде моем из Переяслава дать знать с прописанием сего всем духовным здешней епархии правлениям и монастырям, с предписанием, чтобы благочинные при проезде моем чрез их ведомства, никаких церемониальных встреч не делали, депутатов и духовников не собирали и по сему случаю не делали бы никаких приуготовлений на счет подведомого духовенства или церквей и в особенности приуготовлений и распоряжений, соединенных с обидою священно и церковно-служителей, под опасением в противном случае строжайшей ответственности и законного взыскания.
— 756 —
В конце того же мая о намерении Преосвященного Нафанаила духовенство третьего участка Константиноградского уезда было извещено благочинническим предложением. Наметив маршрут Преосвященного (при чем едвали не преднамеренно перетасовал поветы — "владыка отправится для обозрения всех церквей в Константиноградском и, если можно, в Кобелякском поветах") благочинный сообщал: "предписывается вам, с получения сего, позаботиться по долгу своему в церквах приуготовить, вымыть пол и сколько можно и стены, перечистить все напрестольные вещи, а равно паникадила, лампады, кадильницы самым лучшим и аккуратнейшим образом, поочищать по всем местам паутину, пообмывать и поисправлять окошки, опись иметь в готовности, ризы и все вещи сложить по номерам на ряду, приходо-расходные церковные книги должны быть в свое время записаны и подписаны как должно, а равно и метричные, по форме данной — в готовности; около церкви и в близи ограды поочищать, чтобы сора нигде не было, а равно и в домах, чего и благопристойность всегдашняя того требует и на случай посещения его Преосвященством чьего либо жилища 5). До получения от меня какого (либо) предписания из священно и церковно-служителям, а равно и старостам церковным отнюдь, а особенно в даль из дому не отлучаться. Посылать и по возможности приуготовить нужное и для приема епархиального нашего Архипастыря, а равно и находящихся при нем и отнюдь не на церковную сумму".
5) При чтении этих наставлений невольно приходит на мысль облик попа Сильвестра с его Домостроем...
— 757 —
Вслед за этим предложением не замедлило вторичное, в котором благочинный писал: "Преосвященнейший Нафанаил лично мне сего июня третьего числа сказал, что он намеревает непременно быть повете Константиноградском и во всех церквах, состоящих в моем ныне ведении, и не позже 15 числа сего месяца; по сему предписывается вам и пред тем дня за два быть в готовности, а равно и после, до приезда и после посещения не отлучаться никому от церквей и старостам объявить и иметь все в чистоте и опрятности, и наслучай для приема его Преосвященства, хотя не много позаботиться".
Что нашел Преосвященный Нафанаил в благочинии, — ответ на это дает его предложение консистории от 27 июля 1831 года. "Посещая — пишет Преосвященный — в прошедшем июне месяце нижеследующие церкви Константиноградского повета, усмотрел я, что в селе Петровке церковь деревянная во имя Сошествия Святого Духа, не давно подчиненная, но колокольня при ней ветха; причтов два на лицо, священники Павел Михайловский и Иоаков Задорожкин, приходских дворов 214, руги 120 десятин, усадебных же мест и школки нет 6), по причине сего один дьячок и
6) В старину в Малороссии при церквах почти везде бывали так называемые школки, т. е. домики, назначенные собственно для училища, но вместе с тем служившие и квартирами для причетников (Полтавские епарх. ведом. 1863 года, № 10, стр. 394. "Мысли об улучшении быта причетников", протоиерея Н. Думитрашко). Забота Преосвященного Нафанаила о школках, будь она даже простое осведомление о существовании их, должна войти в историю русской народной школы... Вспомним, что Император Александр I,
— 758 —
один пономарь нанимают квартиры. Приходские доходы для содержания причта достаточны. Ризница достаточна, но не в порядке, и одни не новые ризы в опись церковную не вписаны, в алтаре жертвенник крайне не благовиден. Дьячок здешний Калинник Попов, был пред сим за пьянство в Архиерейском доме на поправлении, не отстает и ныне от своей привычки. — В селе Циглеровке церковь деревянная во имя Алексея человека Божия; колокольня при ней каменная, ограду же решетчатую на каменном фундаменте начинают делать. Причт один, священник и благочинный Павел Сементовский, дьячок и пономарь на лицо. Приходских дворов 250, руги 120 десятин, школки же и усадебных мест нет, а потому дьячок и пономарь нанимают квартиры. Священник живет в довольно хорошем и выгодном доме, выстроенном экономией помещика, майора Николая Алымова, на его же грунте. Доходы приходские скудны и для содержания причта не достаточны. — В селе Березовке церковь Троицкая деревянная огромная, имеющая в правом от юго-запада угле значительное повреждение до гнилости, также и в сводах, отчего бывает течь; колокольня при ней не благовидная на столбах. Причт один священник
приписывал бунт Семеновского полка влиянию существовавшей в полку школы (Пыпин, "Общественное движение при Александре I" стр. 357), и что почти в год ревизии Преосвященного Нафанаила бывший Министр Народного Просвещения Шишков с академической трибуны вопиял о нецелесообразности возможности даже образования низших народных классов...
— 759 —
Григорий Роговенко, дьячок и пономарь на лицо. Приходских дворов 502, руги 120 десятин, школки и усадебных мест нет, живут же священник и причетники в собственных домах, выстроенных на помещичьей земле. Приходские доходы весьма скудны. Иконостас в церкви темен и во многих местах осыпался. В селе Власовке церковь Екатерининская деревянная, весьма красиво на каменном фундаменте иждивением и усердием помещицы, девицы Ходоревской, устроенная, внутри и снаружи благовидно выкрашенная, с таковой-же колокольней и красивой каменной оградой. При ней один причт, приходских дворов 180, руги 120 десятин, школки нет. Священник Михаил Воблый и диакон Дараган живут в довольно выгодных домах, устроенных означенной помещицей, дьячку же и пономарю отводится по ее приказанию тоже выгодная квартира. Внутренность церкви весьма благовидна, иконостас новый, богатый; утварь и ризница такие же. Сверх того, со стороны священно и церковно-служителей объявлено мне, что помещица Ходоревская собственно от себя поддерживает домашнее их благосостояние. В селе Медведовке церковь Николаевская деревянная, в одной связи с колокольней, прочная на каменном фундаменте, крытая железом, но полы в ней нужно переменить; при ней только один священник Василий Воблый, учившийся до богословия и бывший благочинным; дьячок же Ольшанский хотя и есть, но еще в январе месяце отлучился и к должности своей по ныне не является; пономаря нет вовсе. Приходских дворов только 70, руги 120 десятин, школки нет. Священник живет в
— 760 —
доме, выстроенном генералом Констандиусом на его же и земле. Приходские доходы скудны, а по сей причине и причетников иметь не можно. В селе Парасковее церковь деревянная во имя Казанской иконы Божией Матери в стенах довольно крепкая, но снаружи требующая обшелевания, что уже и производится. При ней причтов два, приходских дворов 341, все воинские поселяне; руги 120 десятин, усадебной земли три десятины, школки нет; священники Григорий Вениаминов и Михаил Четвериков, также диакон и причетники живут в своих домах. Приходские доходы посредственны. — В селе Староверовке церковь Михайловская деревянная, в стенах крепкая, но требует обшелевания снаружи, починки кровли и переменения крылец; при ней колокольня ветхая, требующая перестройки вновь. Причтов три, приходских дворов 300; руги прежде было в пользовании священно и церковно-служителей 120 десятин, а ныне пользуются они только 60 десятинами, усадебной земли 6 десятин. Школки нет. Живут священники, диакон и причетники в своих домах. Приходские доходы довольно достаточны. Чистота и опрятность не соблюдается, ибо на стенах церковных везде множество пыли, от которой оные, как бы от дыму почернели. Суммы на лицо 232 руб. 31 коп. Из священников Иаков Ярмоленко запрещен в священно-служении. — В селе Кирилполе церковь деревянная Иоанно-Богословская в стенах, хотя и крепкая, но снаружи шелевка и кровля совсем почти обгнили, да и полы в церкви очень ветхи, колокольня тоже ветхая и к разрушению близкая. Причтов два. Приходских дворов 250, руги 36 де-
— 761 —
сятин и усадебной земли 3 десятины. Священники Иоанн Черемхович и Иоанн Бобырев, диакон и причетники живут в устроенных экономией графини Разумовской домах; при всем том содержание их, по крайней скудости приходских доходов, бедно. Внутренность сей церкви, как и наружность, бедна, иконостас старый и ризница весьма посредственна. Опись церковному имуществу написана с большими ошибками -особенно в наименовании качества вещей и потому должно оную по надлежащей поверки исправить. — В селе Берестовеньке церковь Покровская деревянная, не давно починенная, прочная, покрыта железом и выкрашена благовидно, но полы нужно в ней переделать, а колокольню, устроенную на столбах и не соответствующую фасаду церкви, уничтожить и на месте оной выстроить новую, приличную. Причтов два, но только священники Максим Сокологорский и Иаков Тимофеев были на лицо, а диакон Правдиковский, оба дьячка и оба пономаря явились уже по обозрении церкви. Приходских дворов 253, руги 60 десятин и усадебной земли три десятины. Школки нет. Живут священно и церковно-служители в своих домах. Приходские доходы достаточны для содержания. — Почему Полтавской духовной консистории предписать Полтавскому духовному правлению, что как села Березовки Троицкая церковь по огромности ее и значительным порчам в главных частях здания не может быть в скорости починена, то по сему предложить г. майору Алымову и зятю его, графу Ламберту, не согласятся ли они устроить в селе Циглеровке одну, огромнее нынешней деревянной, каменную церковь, к которой могли бы быть причис-
— 762 —
лены и Березовские прихожане. Если же встретят они в сем затруднение, то пусть постараются привесть помянутую Березовскую церковь в надлежащее устройство немедленной прочной починкой; в противном же случае, упразднив сию последнюю, расчислить прихожан по удобности к другим ближайшим церквам 7). Поелику же в селе Медведовке числится только семьдесят приходских дворов, а в смежном с оным, Парасковее, 341, то часть сего последнего, именно 41 двор, отчислить не коснительно по удобности к первому. А дьячка Ольшанского отыскать из отлучки и поступить с ним по указу Святейшего Синода от 27 сего 1831 года, если не объяснит он к оправданию своему уважительных причин долговременной его отлучки. Благочинному Сементовскому за его усердие и деятельность по службе объявить мою признательность".
Иван Павловский.
Село Циглеровка
Константиноградского уезда.
15-го июня 1874 года.
7) Вместо починки старой церкви в селе Березовке воздвигнута Алымовым новая, в более меньших размерах, существующая до настоящего времени.
Ссылки на эту страницу
1 | Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського] |
2 | Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций |