Поверстание причетничества Славенской епархии в состав клира
- Подробности
- Просмотров: 3892
И. Ф. Павловский. Поверстание причетничества Славенской епархии в состав клира.
Подається за виданням: И. Ф. Павловский. Поверстание причетничества Славенской епархии в состав клира. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. — 1879. — № 7. — С. 338-343.
Переведення в html-формат: Борис Тристанов.
— 338 —
Поверстание причетничества Славенской
епархии в состав клира.
По изображению П. В. Знаменского — автора капитального исследования Приходское духовенство в России со времени реформы Петра — замещение в приходах церковно-служительских вакантов обходилось в прежнее время без участия епархиальной власти и большей частью зависело от выбора прихожан, или даже от воли одного священника и ктитора церкви. Должность причетников в большинстве была вольнонаемной и иногда не составляла даже особого специального занятия и звания, а соединялась с другим житейским ремеслом или званием. Так как дьяки в своих приходах были един-
— 339 —
ственными грамотеями и совершали все общинные акты, то общины издавна старались сделать их своими выборными людьми на ряду со всеми земскими чинами. Когда община, при определении причетника, не имела в виду его участия в земских делах, она предоставляла выбор кандидата священнику. Так было особенно под конец XVII века. Влияние священников на причетнические места развивалось иногда до того, что приходы начинали уже тяготиться им и в охранение своего старинного права включали в свои договоры с священником особое условие — без мирского ведома причетников не принимать и не отказывать. В XVIII столетии церковно-служительские места были определены штатами; епархиальная власть стала обращать большее внимание на их замещение, окружила определение причетников формальностями, справками, экзаменациями кандидатов, стала требовать, чтобы церковное служение не было соединяемо с занятиями других состояний, кроме духовного, и принимаемо было людьми свободными. Но при всем том долго еще встречаются остатки старины — не только полная свобода выбора причетников, но даже общедоступность этого звания и замещение этих должностей по найму, как нынче в селах диаконов, с тем различием, что причетники поступали на места вне ведома епархиального управления. В особенности это долго сохранялось в южной и западной России, где причетничество являлось по большей части вольнонаемным, без всякой зависимости от епархиальной власти и в полной зависимости от священника и прихожан, особенно сельских старшин и помещиков.
В Славенской епархии второй архипастырь ее, архиепископ Никифор Феотоки, внося правильность распорядков в клировую неустроенность, которой отличалась
— 340 —
не давно сформированная епархия, обратил свое внимание между прочим и на положение низших вольнонаемных причетников, которые, как доказано выше, не принадлежа к составу клира, находились вне ведома епархиальной юрисдикции. Подчиняя причетников епархиальному ведению, архиепископ Никифор оставил неприкосновенным приходское право замещения причетнических вакантов по усмотрению парафиян. Относящиеся к этому предмету известия находим в указе Алексепольского духовного правления, от 8-го октября 1785 года, десятоначальнику иерею Гавриилу Сибирскому.
Этого самого числа в упомянутом правлении получен грозный указ из Славенской консистории. Последняя, по архиерейскому приказанию, "единожды на всегда строжайше" подтверждала правлению, чтобы оно всех назначенных при разборе в дьячки и пономари, тож и состоящих в штате людей, выслало "в самоскорейшем времени" к его преосвященству для рукоположения в стихарь, "не продолжая более времени как по получении указа чрез месяц". Если бы требуемые к высылке оказались не представленными, то протопопам с присутствующими в правлениях угрожала пеня "без послабления". Совместно с тем предписывалось, чтобы на места дьячков и пономарей, поступивших в дьяконы, были определяемы "всенепременно" дети священно и церковно-служителей, обученные грамоте. Этим распоряжением закрывалась дорога в причетники людям из податных классов. Предоставление детям духовенства причетнических вакансий объяснено тем поводом, "дабы церкви без дьячков и пономарей не оставались". Получив изложенное подтверждение, Алексепольское правление навело, по обычному канцелярскому обряду, справку о том, какое последовало раньше ра-
— 341 —
споряжение по данному предмету и что было принято для приведения распоряжения в исполнение. Оказалось, что "ордерами ко всм наместникам, закащикам и десятоначальникам велено означенных дячков и пономарей всех не рукоположенных (в стихарь) кроме указных выслать в сие правление, наблюдая при том, дабы ни один без посвящения в стихарь не остался, под опасением за неисполнением указных предписаний оштрафования; но оные — замечает правление — и по ныне не высланы. В виду этого наместникам, закащикам и десятоначальникам последовало подтверждение: "всех назначенных при разборе в дьячки и пономари людей, сколько у которого в ведомстве оных состоит, не исключая двуеженцев и безграмотных, которые должны быть указными (т. е. приукажены к местам епархиальным начальством), кроме только рукоположенных и указных, хотя бы кто и не желал, однако не смотря на то и не принимая от них никаких отговорок высылать с получением указов, отнюдь не продолжая более времени, как чрез неделю в правление при заручных от прихожан прошениях с подлежащим на оных по форме засвидетельствованием и своим на имя его пр-ства о каждом порознь доношением, для рукоположения их в стихарь к тем местам, где кто при разборе назначен; — и двуженцев и безграмотных к бытию указными. Ежели ж кому — продолжает правление из означенных церковников прихожане заручных прошений дать не пожелают; то сколько таковых явится высылать их в тот же срок в правление при репортах о каждом порознь с пояснением, по каким причинам им от прихожан заручных прошений не дано. А не желающих к посвящению в стихарь дьячков и пономарей и находящихся в отлучке сыскивать
— 342 —
и присылать чрез нарочных на их кошт в правление. — Это распоряжение об обязательном посвящении в стихарь и приукажении к местам низших клириков сопровождалось приложением формы, "как писать заручные". Приводим эту форму. "Великому господину, преосвященному Никифору, архиепископу Славенскому и Херсонскому нижайшее прошение. Просят епархии вашего п-ства уезда N, села N, церкви N нижеподписавшиеся люди о нижеследующем: 1. Вышеписанная церковь есть деревянная, находится во всяком благосостоянии и к отправлению в ней священнослужения препятствия никакого нет; построена собственным коштом предками нашими на отведенной под оную церковь земле. При той церкви: священник N штатные церковники: дьячок N, пономарь N, в стихарь не посвященные; староста церковный N. 2. Мы все обще-показанной церкви приходские люди, не исключая ни кого из нас, к посвящению избранного нами выше писанного дьячка N в стихарь свидетельствуем, что он родом наместничества N, уезда N, села N, сын N; лет ему от роду 00; к указанной присяге в 1762 году такого-то уезда, села или города N, в церкви N, священником N с протчим народом приводим был и на присяжном листу подписался, о чем и свидетельство имеет. Состояния доброго, не пьяница, не бийца, в домостроительстве своем исправен и рачителен, не клеветник и ни в каких худых делах и приводах не обличен и ни к какому худому делу, також и расколу не подозрителен, в военную службу и ни в какое светское звание, також в подушной или рублевой оклад нигде не записан, о чем свидетельство имеет 3. При вышеписанной церкви имеется приходских дворов 000; в них обоего пола душ 000; земля для священно и
— 343 —
церковнослужителей в отводе имеется. И оный нами избранный добровольным подаянием доволен будет и от оной церкви по смерть свою к другой церкви просится не будет, в чем и сам он на сем же подписался. 4. При той церкви церковнослужителей ближайших и достойнейших к тому чину, кроме оного, нами избранного, не имеется, и об оном спору никакового нет и не будет. Того ради вашего пр-ства, милостивейшого архипастыря нашего всепокорнейше просим вышепомянутого дьячка N к показанной приходской нашей N церкви посвятить в стихарь и снабдить дьячковскою грамотою. К сему прошению подписались....".
За отсутствием данных нельзя сказать утвердительно, успел ли совершить архиепископ Никифор "снабдение дьячковскими граматами" всех причетников епархии. Чрез год после издания этого распоряжения он получил назначение в Астрахань. Едва ли предначертание, о котором речь, было приведено в исполнение при протяженности границ епархии; но тем не менее приватные церковники при управлении преемников Никифора год от году уступали свое место "стихарным", которые обозначали свою стихарность в рукоприкладствах на церковных документах. За всем тем вольнонаемные пономари встречались еще в тридцатых годах; теперь же, с упразднением низшей степени причетничества старый порядок вольного найма причетников должен восстановиться во всей силе. К добру-ли? — это вопрос другой.
Иван Павловский
Ссылки на эту страницу
1 | Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського] |
2 | Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций |