Бедность положения православных церквей в Польше под конец существования речи посполитой
- Подробности
- Просмотров: 4083
И. Ф. Павловский. Бедность положения православных церквей в Польше под конец существования речи посполитой.
Подається за виданням: И. Ф. Павловский. Бедность положения православных церквей в Польше под конец существования речи посполитой. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. — 1878. — № 11 — С. 537-540.
Переведення в html-формат: Борис Тристанов.
— 537 —
Бедность положения православных церквей в Польше
под конец существования речи посполитой.
Известна история православия в пределах бывшего Польского королевства. Она уподобляется свитку иезекиилеву, на котором с обеих сторон написаны были рыдание, и жалость, и горе. Для иллюстрации внешнего состояния православных храмов в Польше за вторую половину XVIII века может иметь особое значение указ Киевской консистории Полтавскому протопопу Евстафию Могилянскому. По данным этого указа открыва-
— 538—
ется, что обстановка православных храмов в стране, исповедывающей христианство, ничем не отличалась от того поразительного убожества, в котором русские люди нашли храмы в Болгарии минувшим летом. Если к этому добавить, что бедственность обстановки «хлопских» церквей, примером, на Волыни и вообще в Западном крае продолжалась до средины шестидесятых годов, то станет ясно, что живучесть латино-ляшских традиций была слишком устойчива в пору появления указа, чтобы поддаться мерам, принятым против нее в Киевском епархиальном управлении. Но и слабосильное действие все же лучше было тупого равнодушия...
Указ передается из архива Николаевской церкви Локощинского погоста Полтавского уезда.
Иван Павловский.
Указ Ее Императорского Величества, Самодержицы Всероссийския из духовной, митрополии Киевские, консистории протопопу Полтавскому Евстафию Могилянскому. — Сего 760 года Маия 11-го присланными Преосвященному Арсению, архиепископу — митрополиту Киевскому, Галицкому и малыя России 1) доношениями заграничного Слуцкого благочестивого 2) епархии Киевския, монастыря архимандрит Досифей иредставил о убожестве тоей Слуц-
1) Брат протопопа Могилянского, уроженец м. Решетиловки Полтавского уезда. Из архиепископов переяславских (владим.) назначен в Киев 22 октября 1757 года. Получил воспрещение употреблять в титуле «и малыя России». Скончался 8 июня 1870 г.
2) Православного.
— 539 —
кой архимандритии состоящих благочестивых церквей, что теже церкви ни евангелий святых на престоле, ни апостолов печатных, кроме странными характерами старосветскими писанных, и то-де без початков и без зачал, — не имеют, да по одному часословцу весьма старинному, а других никаких книг нет и так-де они службы божие инде только на храмовой праздник, а в другое на Благовещение и Воскресение 3) правят, больше никогда. Престолы-де и жертвенники на четырех дручках, одни доски имеючие, весьма старым полотном, самым простым или старым сукном свитяным 4) ношенным облачены весьма гнусно, сосудохранительницы лубяныя, кадят листом вяловим, а вместо кадильницы на веревочках черепок повешен. Вина-де тому, что римское папство особливо тамо благочестивых подданных своих озлобляют так надмеру, что-де не токмо оных церквей своих, но и себя отнюдь снабдить не могут, с чего-де в одном же гонении состоя и священники пребедно живут, не имением же-де оных книг по тамошним церкунстанциям 5) опасное. И того ради его преосвященства он архимандрит Досифей просил хотя из старинных книг церковных, зде по библиотеках монастырских напрасно лежащих, для того принужденного снабдения тех церквей повелеть по части выдать, а именно егангелий, апостолов, часословов, служебников и псалтирей. И по тем его архимандрита доношениям письменно заручною резолюциею его преосвященство приказал: послать указы Ея Императорского Величества из духовной кон-
3) Светлый праздник.
4) От слова «свита» — суконная верхняя одежда у крестьян.
5) Положение, обстоятельство.
— 540 —
систории епархии его преосвященства к монастырским и прочим властям с тем, дабы они респектом толикого теми доношениями представляемого заграничных оных церквей убожества для помощи содержащим там благочестие, где какие книги и прочия церковные вещи имеются излишние, оные собрав прислали к его преосвященству при доношениях с обстоятельными, откуда что собрано будет, описаниями для снабдения оных заграничных церквей, дабы и тамо благочестие без того умаляемо быть не могло. — И во исполнение оной его преосвященства резолюции, по определению духовной, митрополии Киевския, консистории, сей Ея Императорского Величества указ о подлежащем по оной его преосвященства резолюции исполнении к вам посылается; и протопопу Полтавскому Евстафию Могилянскому учинить о том по сему Ее Императорского Величества указу. К другим же епархии его преосвященства монастырским и прочим властям о том же указы посланы. — Киевовыдубицкого монастыря начальник архимандрит Митрофан. Киево-кирилловский игумен Феофан.
Ссылки на эту страницу
1 | Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського] |
2 | Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций |