Хрисанф (Ретивцев, Владимир Николаевич)

Хрисанф (Ретивцев, Владимир Николаевич) (1832 - 06.11.1883). Русская Православная Церковь, епископ.

Родился в 1832 г. в с. Эська (Эське) Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника.

Начальное образование получил в Бежецком духовном училище, среднее - в Тверской семинарии.

В 1852 г. поступил в Московскую духовную академию.

15 октября 1856 г. по окончании курса Московской академии определен учителем в Костромскую семинарию на кафедру Св. Писания.

12 февраля 1857 г. удостоен степени магистра богословия.

29 сентября 1857 г. пострижен в монашество; 30 сентября рукоположен во иеродиакона; 3 октября - во иеромонаха.

9 сентября 1858 г. назначен бакалавром Казанской академии по кафедре основного и обличительного богословия.

В 1859 и 1860 гг. временно преподавал догматическое богословие, в 1862 г. - нравственное.

В 1860 г. вошел в состав комитета по переводу Св. Писания на русский язык.

В том же году причислен к соборным иеромонахам.

В 1864 г. награжден золотым наперстным крестом.

12 апреля 1865 г. "за отличное знание и весьма усердное исправление своего дела" возведен в звание экстраординарного профессора Казанской духовной академии.

18 августа 1865 г. перемещен в Петербургскую духовную академию на кафедру нравственного богословия. Этому перемещению содействовал архим. Иоанн (Соколов), незадолго перед тем назначенный на должность ректора Петербургской академии.

23 марта 1866 г. возведен в сан архимандрита и 5 октября назначен инспектором Петербургской академии и одновременно ему поручена кафедра догматического богословия.

В 1867 г. назначен членом учебного комитета при Св. Синоде.

С 8 января 1869 г. - ректор Петербургской семинарии.

29 декабря 1874 г. хиротонисан во епископа Астраханского и Енотаевского.

Основал в 1875 г. "Астраханские епархиальные ведомости".

В 1876 г. за неутомимые труды на епископской кафедре награжден орденом Анны 1-й степени.

В 1877 г. Петербургская и Казанская духовные академии за научные труды избрали еп. Хрисанфа в свои почетные члены.

С 8 декабря 1877 г. - епископ Нижегородский и Арзамасский.

16 октября 1879 г. его постигли два нервных удара, вследствие которых у него была парализована вся правая сторона тела. Это заставило преосвященного просить об увольнении от управления епархией.

23 мая 1879 г. уволен на покой и назначен управляющим Полтавского Крестовоздвиженского монастыря.

6 ноября 1883 г., после третьего нервного удара, он скончался на 51 году от рождения.

Преосвящ. Хрисанф был выдающимся деятелем своего времени. Человек весьма талантливый, обладавший высокими природными дарованиями. Был знаменит своими блестящими, интересными лекциями по богословию, в которых соединял богословско-философскую эрудицию с исторической и абстрактное мышление с истинно-художественным талантом.

Святитель интересовался всем в жизни от высших предметов знания до житейских мелочей, знал несколько древних и новых языков.

Характер имел добродушный, приветливый, общительный и в то же время прямой и иногда вспыльчивый.

Научно-литературная деятельность еп. Хрисанфа началась очень рано и продолжалась почти непрерывно до тех пор, пока он бы в состоянии писать.

Труды:

Деятельность пастырей Церкви IV в. по отношению к общественной жизни (магистерская диссертация). Прав. собес., 1860, I.

Взгляд на мнение новейших рационалистов о существе религии (из лекции по основному богословию). Прав. собес., 1860, III.

Современное иудейство и отношение его к христианству (лекция по обличит. богословию). Труды К. Д. А., 1861, кн. 9, СПб, 1867.

Наша гласность и ее проявления. Прав. собес., 1865, I.

Характер протестанства и его историческое развитие. СПб, 1871 и в Христ. чтен., 1865, II; I и II.

Эммануил Сведенберг и его вероучение. Христ. чтен., 1866, I.

Значение идеи бессмертия для нравственной жизни человека. Христ. чтен., 1866, ч. II.

Христианское воззрение на брак и современные толки о семейном и общественном положении женщины. Христ. чтен., 1867, ч. II.

Задача нравственного богословия, как науки. Христ. чтен., 1868, ч. I.

Религии древнего мира и их отношение к христианству (Историческое исследование) в 3-х томах. СПб, 1872, 1875 и 1878 и Христ. чтен., 1872, кн. 1-3.

Ветхозаветное учение о Боге сравнительно с воззрениями на Божество в древних языческих религиях (выдержки из 3 тома предыдущего исследования). Христ. чтен., 1876, ч. II.

Переводы:

О крещальнях в древней христианской церкви. Прав. собес., 1862.

Различные пути обращения из язычества к христианству в первые века. Там же.

Источник:

Благотворительный фонд "Русское Православие" - http://www.ortho-rus.ru

Ссылки на эту страницу


1 Личности - Р
[Особистості - Р] - пункт меню
2 Личности - Х
[Особистості - Х] - пункт меню
3 Религиозные деятели
[Релігійні діячі] - пункт меню

Если Вы хотите поддержать сайт

Карта ПриватБанка:
5168 7556 1759 9598

WebMoney:

UAH

U424759725951

RUB

R595618315667

USD

Z159829102497

EUR

E256443352919