Помочь сайту

4149 4993 8418 6654

К истории внебогослужебных собеседований священников с прихожанами

И. Ф. Павловский. К истории внебогослужебных собеседований священников с прихожанами.

Подається за виданням: И. Ф. Павловский. К истории внебогослужебных собеседований священников с прихожанами. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. — 1877. — № 20 — С. 892-897.

Переведення в html-формат: Борис Тристанов.

— 892 —

К истории внебогослужебных собеседований
священников с прихожанами.

Что десятки миллионов русского населения, именующихся православными, не имеют не только отчетливого, но и решительно никакого понятия о сущности исповедуемого ими, как значится в метрических да исповедных книгах, православия, — это слишком печальное явление находится вне всякого сомнения. Года три тому назад, человек высокого научного богословского ведения, призванный стать у кормила религиозно-нравственной жизни Русского народа, в сонме предстоятельства отечественной Церкви, вот в каких выражениях характеризовал вероисповедные потемки русского простолюдья: «В среде народных масс мысль все еще погружена в сон и едва начинает пробуждаться; ныне, когда эти массы нашего народа освобождены и призваны к самодеятельности, мы яснее, чем прежде, увидели, что святая вера мало коснулась их ума и сердца, что целые века прошли почти бесследно для их умственного и нравственного образования. Нужна новая миссия среди этих масс, принадлежащих к Церкви, потому что

— 893 —

иногда нужно начинать с самой альфы христианского просвещения, — с вопроса о том, что такое человек и зачем живет он» (Речь архим. Хрисанфа при наречении во епископа).

Нет надобности распространяться здесь о причинах, вызвавших и поддерживавших отсутствие разумения того, что необходимо для правильного склада и развития религиозно-нравственной жизни, чем страдало и продолжает страдать религиозное сознание русских масс. Для полного уяснения этого предмета потребны фолианты, а не несколько страниц. — Обращаемся к другой стороне дела, к той «новой миссии», которая оказывается необходимою к просветлению духа православных народно-русских масс. Эта «новая миссия» составляет ли знамение нашего только времени? Есть ли она потребность, сознанная под влиянием «движения вперед», созданного за последнее двадцатилетие? Другими словами: делало ли что духовенство былых дней для того, чтобы сколько-нибудь поразогнать тьму религиозного сознания народа русского?

Помимо указания на факты общеизвестного значения, содержание которых сводится к тому, что, начиная со второй половины минувшего столетия приходское пастырство получило возможность явиться на проповедническую кафедру сельских церквей со словом научения и назидания при посредстве изданных от синода сборников проповедей, — мы располагаем возможностью сказать, что мысль о нарочитой миссии иереев в пределах приходов, забота о евангелизации православного населения, входила в состав архипастырской деятельности одного из иерархов близкого кафедральному городу, в печатном органе которого являются настоящие строки, — близкого и по минувшему служению архипастыря и по нахож-

— 894 —

дению в черте города останков почившего. Архипастырь этот — бывший Екатеринославский и Херсонско-Таврический архиепископ Амвросий Серебренников, кафедра которого находилась в Полтаве, где он и умер и погребен 1). Мысль Амвросия, печаловавшегося о подъеме религиозного уровня в юной епархии, которой он правил, имевшая своей задачей возвысить этот уровень до таких пределов, которые остаются лишь в области желаний и теперь, — это предположение, хотя и не принесло желаемых плодов, заслуживает сделаться общеизвестным к столетию своему.

1778 года 21 генваря архиепископ Амвросий дал Екатеринославской консистории определение следующего содержания: «Знание христианского закона всякому, нарицающемуся христианином, необходимо нужно; но получать оное многие не имеют способов, кроме слушания читаемого в церквах слова Божия. Мы, долгом нашим признавая облегчить их в том затруднении, повелеваем консистории предписать от себя кому следует: 1. чтобы во время св. постов, а особливо великого, когда христиане говеют и приготовляются к причащению, священники внушать старались прихожанам своим из катихизиса, изученного ими 2), из символа веры и книги

1) Последние сведения об Амвросии находятся в «Истории российской академии» (которой он был членом), М. И. Сухомлинова, издан. 1873 года. вып. I.

2) Несколько раньше Амвросий писал консистории: «при посещении паствы нашей с немалым прискорбием и соболезнованием усмотрели мы, что некоторые священники катехизиса не знают, а потому и учить закону Божию прихожан не могут; — того ради консистории строжайше подтвердить всем священнослужителям, чтобы незнающие непременно изучили катехизис, считая от получения указа в месяц. 2. Если кто отныне окажется не знающим или знающим, но не в твердость и

— 895 —

«Православное исповедание веры» кратчайшими и яснейшими сколько можно словами необходимо нужные ко спасению догматы веры и заповеди божии, изъясняя все сие по статьям и понемногу, повторяя многократно, чтобы слушающие не только поняли, но и затвердили в памяти своей; — затверженное в другой раз опрашивать, и когда знают, то поступать в изъяснениях дальше, когда ж не помнят, та паки повторять, не скучая их забвением, а помня свой единственно долг, по которому за незнание прихожанами своими закона Божия воздадут они ответ в день страшного суда Божия, — и потому паче прося и умоляя каждого и всех со всякими долготерпением и кротостью. Для учения сего могут они избирать время пред службою церковною или после оной; наипаче же тщатся обучать сему детей малолетних, яко памятливейших и более к тому способных, но не пренебрегая однако и старейших; все же сие делать не принуждая отнюдь никого, но волею заохочивая и внушая, что без знания начал христианства никто не может называть себя прямым христианином. 2. Священники, упражнявшиеся в науке, могут, буде похотят, вышеписанное чинить и по дням воскресным

не на память изустно, то таковый, яко нерадивец и недостойный служитель слова, отрешен быть имеет от места своего и послан в монастырь, с запрещением служения, в работу. 3. Благочинным при посещении по должности своей церквей в знании священниками катихизиса спрашивать, и ежели кто окажется незнающим, о таковых рапортовать нам. 4. Для наблюдения же впредь в том священно и церковно-служителями катехизиса знаний предписать им, благочинным, чтобы по прошествии каждого года нам рапортовали — все ли священно и церковно-служители их ведомства умеют катехизис на память» (указ Константиноградского духовного правления от 13 июля 1777 года, № 368).

— 896 —

пред литургией. 3. В городах и местечках, где не по одной церкви имеется и где есть учившиеся в училищах священники, таковые толкования катехизиса должны быть по дням воскресным, держа между собою чреду погодно; и кто в нынешнем году и где таковую чреду на себя примет — о том рапортовать к нам, так же и о тех, кои по второму пункту пожелают принять на себя в сем году труды» 3).

Сущность мероприятия архиепископа Амвросия такова, что жизненность его непреложна и для текущей приходской действительности. С полною и решительною уверенностью можно утверждать, что на всем протяжении отечественной территории от края и до конца земли святорусской, безусловно нет ни одного прихода в котором бы не ощущалась потребность в более или менее широкой степени прилагать к делу предначертание южнорусского святителя. Да и попытки вызвать эту меру к жизни представлены неоднократно в виде вне церковных религиозных бесед. Нужно сказать, что вынутое из под спуда забвения распоряжение Преосвященного Амвросия для своего осуществления затребовало бы крепких усилий пастырства, став средоточием праздничных внецерковных бесед, которые независимо от всяких посторонних причин и воздействий, являются чем-то случайным, не устойчивым, словно не жизненною злобою вызываемым фактом, а создаваемым искусственно. Так ли должно быть оставлено это дело — ясно каждому.

Со взглядом преосвященного Амвросия на способ вероучительства сходится известный передовой деятель приходского клира, покойный священник А. В. Гумилевский.

3) Указ Константиноградского духовного правления от 19 февраля 1778 года, № 114).

— 897 —

Указывая на религиозные потребности народа, он признавал, что свет веры может быть внесен в народную жизнь только чрез живое преподавание святых истин. «Опыт» — пишет он — «убедил меня, что лучший способ преподавания закона Божия есть вопросоответный. Составители катехизисов прекрасно понимали это, когда располагали катехизис в вопросоответной форме; но они не могли начертать катехизиса в том обширном объеме, какой требуется на практике. Это предоставляли они самим законоучителями, указывая им только путь, по которому они должны идти в изложении истин православной веры пред народом. Наш долг воспользоваться этими указаниями и под руководством их раскрывать, объяснять, дополнять вопросы и ответы катехизиса вопросами и ответами, взятыми из уст тех простых людей, которым преподается этот катехизис. Тогда-то мы самым опытом создадим понятное изложение истин св. веры, и тогда мы можем надеяться, что эти истины не замрут в душах тех, которым будут сообщаться» (биография Гумилевского, стр. 210).

Не замрут... А само-то сообщение истин не стоит ли в положении замирания?...

Ив. Павловский.

22 августа 1877 года.

 

Ссылки на эту страницу


1 Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського]
2 Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций

Помочь сайту

4149 4993 8418 6654