Памяти кн. В. Н. Репниной
- Подробности
- Просмотров: 850
Н. С. Памяти кн. В. Н. Репниной.
Публикуется по изданию: Н. С. Памяти кн. В. Н. Репниной // Киевская старина. Ежемесячный исторический журнал. Год десятый. Том XXXVI. Февраль 1892 г. Стр. 312-313.
— 312 —
Памяти кн. В. Н. Репниной.
Имя княжны Варвары Николаевны Репниной так тесно связано со многими фактами культурной жизни нашего юга России, что историческому местному журналу нельзя пройти молчанием смерти ее, не вспомнивши более выдающихся моментов из ее жизни. Пока, впрочем, мы ограничиваемся маленькой перепечаткой из "Русских Ведомостей" некролога ее, принадлежащая автору, который, давши нам право на эту перепечатку, вместе с тем пообещал в ближайших номерах нашего издания поделиться с читателями более обстоятельной статьей, посвященной памяти покойной княжны В. Н. Репниной.
"28-го ноября опустили в могилу тело княжны Варвары Николаевны Репниной, скончавшейся на 83 году своей жизни. Скорбно отзовется весть об ее смерти в сердцах всех знавших ее и добрым словом помянут ее не в одной Москве, но и в Полтаве, Одессе и родном Яготине. Дочь бывшего малороссийского генерал-губернатора, незабвенного кн. Н. Г. Репнина, В. Н. унаследовала от отца гуманные традиции и посвятила всю свою жизнь служению человечеству. Любовь к народу сблизила ее в сороковых годах с народным украинским поэтом Шевченко, который подолгу гостил в поместье кн. Репниных, местечке Яготине. В. Н. была не только другом и покровительницей, но добрым гением и олицетворенной совестью поэта. Она поддерживала в нем веру в его высокое призвание и с свойственной ей прямотой не раз высказывала ему горькие истины, когда он сби-
— 313 —
вался с истинного пути. Когда над Шевченко стряслась беда, и он, разжалованный в солдаты, был сослан сначала в Оренбург, а потом в Киргизскую степь, В. Н. деятельно, хотя и безуспешно, хлопотала о смягчении его участи и поддерживала его падающий дух своими письмами. До самой смерти она свято хранила память о своем многострадальном друге, любила рассказывать о своем знакомстве с ним и живо интересовалась всем, что писалось о Шевченко в наших журналах. В начале пятидесятых годов В. Н. переехала из Одессы в Москву и с тех пор постоянно жила в Москве. Похоронив горячо любимую мать, она еще с большим рвением предалась благотворительным делам. Дверь ее была всегда открыта для бедных и страждущих. Она не ограничивалась одной денежной помощью, но принимала горячее участие в своих клиентах, хлопотала, писала о них письма, болела о них душой. Хотя круг деятельности покойной В. Н. был довольно узок, но смерть ее есть во всяком случае общественная потеря, и будущий историк русского общества без всякого сомнения причислит ее к сонму тех чистых и благородных личностей, которые оказывали благотворное влияние на общество самым фактом своего существования. Не их ли разумел поэт, когда убеждал нас не горевать о милых спутниках, животворивших для нас этот свет своим присутствием, но благодарить судьбу за то, что они были? В. Н. похоронена, по ее собственному желанию, в Алексеевском монастыре, рядом с своим старым другом Г. И. Бурковской, которую она пережила несколькими годами.
Н. С.