Аксельрод, Натан
- Подробности
- Просмотров: 5374
Аксельрод, Натан (1905, Дубровно, Белоруссия, – 1987, Тель-Авив), пионер израильского кино, оператор, сценарист, режиссер.
Родился в семье, активно участвовавшей в русском революционном движении. В 1916 г. семья Аксельрода, спасаясь от погромов, переехала в Полтаву. С 16 лет Натан, считавшийся вундеркиндом, заведовал лабораторией в семейном аптекарском деле и руководил 20 работниками. Изучив основы оптики, он занялся фотографией. В 19-летнем возрасте Аксельрод создал в Полтаве драматический кружок и начал снимать любительские фильмы. В тот же период он стал активным участником сионистской организации Хе-Халуц; его дважды арестовывали за сионистскую деятельность. При втором аресте Аксельрод был приговорен к трем годам принудительных работ в Сибири, однако после объявленной им голодовки приговор был заменен на высылку из СССР.
В 1926 г. Аксельрод прибыл в Эрец-Исраэль и поселился в Реховоте, примкнув к молодежной группе Шахар. Он начал снимать художественный фильм "Хе-Халуц" ("Пионер") по своему сценарию, однако съемки не были завершены. В 1927 г. Аксельрод вместе с И. Сегалом (1898–1993) и А. Пэнном создал первую в Эрец-Исраэль киностудию "Моледет"; студия имела свою кинолабораторию. Важнейшей стороной деятельности "Моледет" была кинохроника, посвященная наиболее значительным событиям еврейской жизни в Эрец-Исраэль: основанию новых еврейских поселений и больниц, визитам именитых гостей, еврейским праздникам и т. д. С 1935 г. Аксельрод снимал в студии "Кармел" киножурналы; с 1936 г. они делались в технике звукового кино и выходили еженедельно (с перерывом на время 2-й мировой войны) вплоть до 1958 г.
В 1932 г. Аксельрод, выступив в качестве оператора и сценариста, снял вместе с режиссером Х. Халахми первый в Эрец-Исраэль художественный фильм-комедию "Ва-ихйи б-имей..." ("И было во дни..."), названную по первой строке книги Эсфири. Этот короткометражный фильм в двух частях о забавных недоразумениях с тремя супружескими парами во время празднования Пурима в Тель-Авиве был доброжелательно встречен публикой. За ним последовали: "Ха-иш ми-Нахалал" ("Человек из Нахалала"; 1933) и "Одед ха-нодед" ("Скиталец Одед"; 1934) — первый в Эрец-Исраэль полнометражный (немой) художественный фильм. Картина снята по мотивам новеллы Цви Ливне (Либермана; 1891–1985) и рассказывает о приключениях мальчика Одеда, путешествующего по Земле Израиля. Критика отмечала в фильме интересные работы режиссера, оператора, а также актера Менахема Гнесина. В 1937 г. Аксельрод вместе с режиссером А. Вольфом приступил к съемкам первого в Эрец-Исраэль озвученного фильма "Меал ха-хоравот" ("Поверх развалин"), посвященного Бар-Кохбы восстанию, также по рассказу Ц. Ливне. Однако работа оказалась неудачной ввиду любительского уровня актеров и осложнений, возникших из-за арабских беспорядков (см. Израиль. Исторический очерк. Период британского мандата). В годы 2-й мировой войны Аксельрод снимал короткометражные фильмы об Эрец-Исраэль по заказу Еврейского Национального Фонда, а также пропагандистские фильмы, призывавшие молодых евреев сражаться против нацистов в рядах британской армии. В 1950-е гг. Аксельрод вернулся к художественному кинематографу. В 1956 г. он снял по собственному сценарию фильм об израильских подростках "Дан Кишот и Саадья Панша" (имена героев и сюжет перекликаются с "Дон-Кихотом"); в 1962 г. совместно с И. Зилбергом и У. Зохаром выпустил лирико-документальный фильм "Эц о Палистайн" (идиома соответствует русскому выражению "орел или решка"), смонтированный из старых выпусков кинохроники Аксельрода. Обе картины пользовались большим успехом. Последней его работой была комедия "Хаву, банот, ле-Эйлат" ("Приезжайте, девушки, в Эйлат").
Творческая позиция Аксельрода сложилась под влиянием советского кино, особенно фильмов С. Эйзенштейна, что определило некоторую односторонность его работ. Впоследствии ее стремились преодолеть израильские кинематографисты.
Источник:
Ссылки на эту страницу
1 | Деятели кино
[Діячі кіно] - пункт меню |
2 | Личности - А
[Особистості - А] - пункт меню |