Монумент Славы в Полтаве

Л. С. Вайнгорт. Монумент Славы в Полтаве. Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре УССР. Киев. 1959.

БФ 07295. Типография Госстройиздата УССР, Киев, Выборгская, 84

Книга из библиотеки Валерия Александровича Трегубова.

Л. С. ВАЙНГОРТ

МОНУМЕНТ СЛАВЫ В ПОЛТАВЕ

Государственное издательство
ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ УССР
Киев—1959

— 2 —

Памятники архитектуры, созданные украинским народом на протяжении его многовековой истории, имеют большую ценность. Свыше двух тысяч их тщательно сохраняются на территории Украины. Они не только украшают наши современные города и села, но и являются драгоценным источником для изучения истории нашего народа, его культуры, искусства, архитектуры и строительной техники.

— 3 —

Одним из древнейших городов Советского Союза, пользующимся большой популярностью, является Полтава — областной, промышленный и культурный центр Украинской ССР. С этим городом связана историческая победа русского оружия в известной всему миру Полтавской битве 1709 года, 250-летие которой отмечается в 1959 году.

Полтава славится не только трудолюбивыми людьми, но и созданными их руками чудесными парками, бульварами и садами, новыми благоустроенными зданиями и многочисленными историческими и архитектурными памятниками, среди которых наиболее интересным является архитектурный ансамбль зданий вокруг Октябрьского парка (бывшая Круглая площадь) с величественным Монументом Славы в центре.

Возникновение и развитие Полтавы — этого прославленного города — относятся к давним временам. Еще на заре образования древнерусского государства IX—X вв. на высоком плато правого берега реки Ворсклы возникла Полтава, или «Лтава», как ее именовал автор «Слова о полку Игореве».

На протяжении многих веков Полтава была небольшим укрепленным поселением. В период национально-

— 4 —

освободительной войны украинского народа (1648—1654 гг.) Полтава уже была полковым городом с многочисленными зданиями и сооружениями, с обширной, но неупорядоченной территорией.

Формирование архитектурного облика Полтавы и ее плановая застройка, как и большинства городов на юге России, начались на рубеже XVIII—XIX вв. и связаны с глубокими социально-экономическими преобразованиями Русской империи. Этот период характеризуется началом распада феодально-крепостнической системы, ростом товарного хозяйства и капиталистических отношений, что вызвало бурное развитие строительства на освобожденных из-под ига Турции причерноморских территориях Крыма и Украины. При непосредственном участии выдающихся русских зодчих и под влиянием прогрессивного русского градостроительства были перепланированы и застроены многие украинские города, в том числе и Полтава, которая с 1802 года стала административным центром вновь созданной одноименной губернии.

Еще в 80-х годах XVIII в. был разработан проект планировки города по характерному для екатерининской эпохи веерному плану. Этот проект не был осуществлен. Губернский архитектор Полтавы В. Амвросимов в 1803—1805 гг. разработал новый проект планировки. Согласно этому проекту границы города были расширены на запад и юго-запад, город расчленен на кварталы, проложены новые прямолинейные улицы; многие неупорядоченные усадьбы и здания сносились совсем или переносились на новые места. Была проложена и новая главная улица, соединившая старый центр (крепость) с новым административным центром, образованным на историческом месте встречи

— 5 —

полтавчан с русской армией, возглавляемой Петром I, после Полтавской битвы. Новый центр имел форму круглой площади диаметром 345 м, от которой радиально расходилось восемь улиц.

Преобразование архитектурного облика города началось с застройки Круглой площади, бывшей прежде торговым, а затем административным центром. В восьми секторах-кварталах с 1804 по 1811 год было завершено возведение семи крупных административных зданий, а в геометрическом центре круга в честь 100-летнего юбилея Полтавской битвы был сооружен величественный Монумент Славы.

В этом ансамбле нашли яркое воплощение принципы русского градостроительства, широко применявшиеся в конце XVIII — начале XIX вв. при сооружении парадных административных центров и перепланировке городов Украины — Одессы, Киева, Екатеринослава, Херсона и др. Гармоничность всего ансамбля площади была достигнута за счет единства торжественной композиции монумента и простоты архитектуры фасадов зданий, окружающих его.

Несмотря на то, что каждое сооружение отличается объемом, конфигурацией и внутренней организацией плана, всем им присуща единая архитектурная характеристика. В большинстве они имеют по 3 этажа, из которых нижний, цокольный, — крупнорустованный. Во всех зданиях гладкие стены верхних этажей прорезаны ритмичным рядом окон и завершены четко прорисованными карнизами с прямоугольными модильонами. Композиция большинства сооружений отличается сдержанностью в декоре и выразительной пластикой колонных портиков, выступающих в центре фасадов.

— 6 —

В различных зданиях, в зависимости от их общественной значимости, портик трактуется по-разному: то поднят на стилобат первого этажа (бывшее здание Дворянского собрания), то установлен на высокой террасе со ступенями (бывшее здание присутственных мест), то в виде колоннады, завершающейся парапетом, покоится на рустованном цокольном этаже (бывшие дома губернаторов). Подобные по форме и архитектуре административно-общественные здания сооружались во многих городах России и Украины в первой половине XIX в. (Чернигове, Смоленске, Твери, Одессе, Екатеринославе, Симбирске, Владимире). Известные русские зодчие М. Казаков, В. Стасов, А. Захаров, Тома де Томон, Д. Кваренги и другие создавали величественные архитектурные ансамбли в Петербурге и Москве, уникальные сооружения и «образцовые», или, как их называли, «апробированные», проекты для городов России. Эти зодчие своим творчеством оказали существенное влияние на формирование архитектурного облика украинских городов и способствовали дальнейшему развитию градостроительства и архитектуры на Украине.

Общеизвестна плодотворная деятельность великого русского зодчего А. Захарова, создавшего в 1802— 1803 гг. цикл проектов «казенных домов» для застройки губернских и уездных городов. По этим проектам сооружено много административных зданий в городах Украины. Губернский архитектор Полтавы В. Амвросимов использовал подобные «апробированные» проекты при сооружении пяти основных административных зданий на Круглой площади. Здание почтамта было возведено в 1807—1809 гг. по проекту петербургского архитектора Е. Соколова. В 1832—1841 гг.

— 7 —

в единственном незастроенном квартале площади сооружено в формах николаевской казарменной архитектуры тяжелое, громоздкое здание кадетского корпуса.

За время своего' 150-летнего существования ансамбль Круглой площади подвергался изменениям. В 80-х годах XIX в. здание почтамта перестроено под гимназию, причем был разобран колонный портик. Дом присутственных мест достроен и изменены некоторые отделки фасада. Возле дома уездных присутственных мест в 1910—1912 гг. сооружено трехэтажное здание школы, резко отличающееся от всего ансамбля своими модернистскими формами. В 50-х годах XIX в. Круглая площадь была обсажена деревьями и со временем преобразована в городской парк.

В период Великой Отечественной войны немецко-фашистские оккупанты варварски разрушили и сожгли все многоэтажные жилые здания, промышленные предприятия, школы, театры, музеи города. Был разрушен архитектурный ансамбль на Круглой площади и поврежден Монумент Славы.

Сразу же после освобождения города началось его восстановление. Созданный в прошлом центр расширился и пополнился новыми площадями, скверами и улицами, из которых главной магистралью города является Октябрьская улица.

Улицы города застраиваются общественными зданиями и кварталами многоэтажных жилых домов, создаются площади, скверы и бульвары.

Застройка Полтавы была проведена по принципу взаимодействия исторически сложившегося плана ансамбля Круглой площади с новыми площадями и улицами. На Театральной площади сооружены здания

— 8 —

театра, универмага и ряд жилых домов, осуществлена реконструкция Привокзальной площади. Новые здания вокзала, клуба и Железнодорожного техникума, окружающие площадь, характеризуются единством архитектуры фасадов и соответствуют по своим объемам ансамблю Круглой площади.

На основе глубокой исследовательской работы восстановлен и тщательно реставрирован ансамбль зданий, окружающих Октябрьский парк (на бывшей Круглой площади). Чтобы сохранить первоначальные архитектурные формы русского классицизма, были разобраны позднейшие пристройки и произведена тщательная реставрация фасадов в их прежнем виде. В центре Круглой площади на монументальной гранитной основе гордо возносится ввысь величественная колонна, завершающаяся позолоченным орлом. Это — Монумент Славы, сооруженный в 1805— 1811 гг. в честь 100-летнего юбилея исторической Полтавской битвы, памятник славы русского оружия.

Увековечение исторического события и возведение монумента как главного композиционного ядра в архитектурном ансамбле бывшей Круглой площади имеет свою историю.

Полтавская битва, свидетельствующая о росте могущества Русского государства, еще при жизни Петра I порождала много идей и «прожектов» создания грандиозных сооружений и памятников, которые увековечили бы славу и мощь Русского государства. Так, группа мастеров под руководством известного ученого Андрея Нартова создала модель грандиозной триумфальной колонны в честь Петра I.

Петр I, придавая большое значение «преславной виктории» под Полтавой, дважды издавал указ о сооружении

— 9 —

монументального памятника «в пристойном месте, где та баталия была». По мнению Петра I, изложенному в указе монастырскому приказу, необходимо было сделать «пирамиду каменную с изображением на ней персоны Его Государевы в совершенном возрасте на коне, вылитую из меди желтой и под ней бой самым добрым художеством; а по сторонам той пирамиды, на досках медных же учинить подпись с объяснением всех действий от вступления на Украину короля шведского и с получением сей баталии». Однако эта идея не была осуществлена.

На историческом поле Полтавской битвы над братской могилой русских воинов был сооружен деревянный крест, а затем скромный обелиск с рельефным изображением на нем Полтавского боя. Позже этот обелиск был заменен деревянным крестом, который периодически обновлялся на протяжении XVIII и XIX вв. В городе в память Полтавской битвы в 1778 году у Воскресенской церкви сооружен кирпичный оштукатуренный круглый обелиск с конусообразной вершиной, увенчанной шаром и двумя сидячими фигурами в римских одеяниях. В основание обелиска вмонтирована доска с мастерски выгравированным изображением Полтавского боя (работа мастера Петербургской Академии художеств А. Балабина).

В конце XVIII в. в связи с предполагавшимся сооружением колокольни Воскресенской церкви обелиск был снесен; сохранившаяся медная доска в настоящее время экспонируется в Государственном музее истории Полтавской битвы.

Намерение Екатерины II соорудить в Полтаве монумент со статуей Петра I также не было осуществлено. Такая же судьба постигла попытку соорудить над

— 10 —

братской могилой русских воинов величественный храм-мавзолей и другие памятники. Однако идея монументального увековечения Полтавской битвы 1709 г. не покидала русскую общественность. Жители Полтавы в своих ходатайствах перед правительством накануне 100-летнего юбилея битвы просили соорудить два памятника: огромную пирамиду из обломков скалы на поле битвы и обелиск в самом городе.

Архивные документы, найденные в последние годы, подтверждают тот факт, что первоначальные «прожекты» памятников были разработаны полтавским губернским архитектором В. Амвросимовым, которому по праву принадлежит руководящая роль в создании ансамбля Круглой площади и сооружении Монумента Славы, а также в перепланировке и новой застройке Полтавы. Плодотворная деятельность и энергия архитектора В. Амвросимова способствовали тому, что Полтава в короткий срок стала одним из красивейших городов на Украине.

Вначале В. Амвросимов предлагал соорудить на поле Полтавской битвы над братской могилой русских воинов «храм, утвержденный на четырех величественных арках в 16 сажен, переброшенных, через курган (могильный холм)», а в центре Круглой площади — монумент в виде колонны, увенчанной орлом. Со всей очевидностью можно предположить, что идея В. Амвросимова о сооружении храма на величественных арках над братской могилой русских воинов легла в основу разработанного позже архитектором В. Стасовым проекта подобного храма-мавзолея на поле Полтавской битвы. За этот проект В. Стасову было присвоено звание академика. Над проектами монументальных памятников на поле Полтавской битвы

— 11 —

работали и другие известные русские архитекторы: А. Захаров, Тома де Томон, Д. Кваренги, А. Воронихин, В. Мельников, Беретти-сын и др. Идеи и «прожекты» В. Амвросимова по сооружению Монумента Славы также явились основой для последующих проектов.

По первому варианту, разработанному В. Амвросимовым, монумент представлял собой значительную по величине колонну с пьедесталом из тесаного камня на небольшой возвышающейся площадке, окруженной чугунной балюстрадой с тумбами, завершающимися шарами. У подножья колонны на пьедестале с четырех сторон предполагалось установить композиции с изображением военных трофеев. Колонну, увенчанную парящим орлом, предполагалось перевить лентой, а в промежутках между витками укрепить барельефы из алебастра с изображением эпизодов Полтавского боя.

Этот проект монумента не был одобрен в частности потому, что барельефы из алебастра оказались хрупкой недолговечной деталью памятника. Амвросимов разработал второй вариант, в котором сохранил первоначальные композиционные принципы. Во втором варианте совершенно гладкая колонна опирается на гранитный пьедестал в форме куба со скошенными углами. Вокруг основания колонны — те же бронзовые композиции военных трофеев, а на боковых поверхностях пьедестала — барельефы с изображением связок оружия, перевитых лавровым венком с лентой, и свернувшаяся в кольцо змея, в середине кольца надпись с датой исторического события. Гранитное основание памятника имело ступени и полукруглые ниши, где предполагалось установить пушки; по верху

— 12 —

основания шла металлическая решетка. Но и этот вариант был отклонен после передачи «для апробации» известному зодчему Тома де Томону.

Тома де Томон, сохраняя идеи и принципы композиции монумента, разработанного Амвросимовым, предложил свой проект. В нем он улучшил пропорции монумента, придал основанию вид уступчатой крепости с решеткой в форме мечей, ввел элементы скульптурных украшений, переместил барельефы с пьедестала колонны на основание, смело изменив ее пропорции, масштаб с учетом местонахождения памятника на большой по размерам площади, застроенной невысокими сооружениями.

Основную идею композиции монумента Тома де Томон выразил так: «... поскольку колонна это триумфальный памятник, воздвигнутый в память Петра Великого, в честь самого памятного и решительного события его царствования, то я старался дать всей этой композиции характер оригинальный и, так сказать, присущий герою и его торжеству. С этой целью я прибегнул к аллегориям простым, но точным и ясным. Колонна из железа в 4 куска, и, чтобы скрыть их соединение, каждый шов закрыт венком; первый из лавра и пальм, второй из лавра, а третий из дубовых листьев. Промежутки между венками заполнены изображениями перекрещенного оружия. Капитель образована из больших листьев, над которыми возвышается цоколь, увенчанный полусферой, на коей распростер свои крылья орел, держащий в когтях молнии войны и в клюве лавровый венок».

1 мая 1805 года проект был утвержден и послан в Полтаву с предложением строительной экспедиции немедленно начать сооружение памятника «с возможнейшим успехом и вниманием».

— 13 —

Высокие архитектурно-художественные качества Монумента Славы достигнуты благодаря тому, что в его сооружении принимали участие народные умельцы, знаменитые скульпторы и зодчие. В Петербургской Академии художеств все бронзовые детали и украшения для пьедестала и колонны памятника выполнялись профессором Академии скульптором Ф. Щедриным. Мастерство Ф. Щедрина, тщательная разработка им большого количества эскизов, макетов и моделей, творческие консультации выдающихся русских скульпторов Ф. Гордеева и И. Мартоса, а также прекрасно исполненные мастером Академии художеств Екимовым отливка и чеканка бронзовых деталей привели к блестящим результатам в создании бронзовых частей монумента. Все чугунные части колонны отливались на Луганском чугунолитейном заводе (теперь паровозостроительный завод имени Октябрьской революции) под наблюдением инженера-механика этого завода Москвина, который потом руководил на месте монтажом чугунных и бронзовых частей монумента. Решетка отливалась на заводе в Петербурге.

Ломка и шлифовка гранита производились на гранитных карьерах в Кременчуге тридцатью каменотесами и тремя мастерами, которые прибыли в Полтаву из Москвы. Камень для фундамента и других частей монумента был добыт в местечках Келеберде и Переволочне (бывшего Константиноградского уезда).

Много энергии и творчества вложил в создание монумента Амвросимов, который, руководствуясь проектом Тома де Томона, решал на месте много архитектурных, строительных и других вопросов, дополняя рабочие чертежи и улучшая отдельные элементы монумента.

— 14 —

Подготовка и сооружение монумента длились шесть лет (1805—1811 гг.). Стоимость его составляла более 150 тысяч рублей.

На его строительство были возвращены Полтаве из «казны» прибыли от податей окрестных сел, подаренных Полтаве указом Петра I в честь одержанной победы над шведами.

Торжественное открытие памятника состоялось 27 июля 1811 года.

За время своего существования монумент претерпел много, хотя и незначительных, изменений. Уход за ним не был предметом особой заботы «отцов города» — местных богачей. С монумента и ограды исчезла часть бронзовых украшений, в заброшенном состоянии оказалась окружающая территория.

В Советское время монумент был отремонтирован: переложен пьедестал, восстановлена полировка всех гранитных частей, капитально отремонтирована чугунная ограда и т. д. Но в период Великой Отечественной войны монумент был значительно поврежден.

Придавая огромное значение историческим местам и памятникам Полтавской битвы 1709 года, Советское правительство в 1949 году приняло специальное постановление об охране и реставрации этих памятников.

Среди мероприятий по восстановлению памятников Полтавской битвы особое значение придавалось реставрации Монумента Славы. Для этой цели были выделены необходимые средства и материалы, осуществлены перекладка, теска, шлифовка и замена поврежденных плит и гранитных блоков основания монумента, уложены новые плиты у пьедестала и на верхней площадке, заменены все ступени, произведена

— 15 —

сплошная чеканка бронзовых барельефов и изготовлены исчезнувшие бронзовые детали.

Заново отлиты и восстановлены бронзовые венки на нижнем валике основания колонны, возобновлена окраска и отделка колонны в соответствии с первоначальным проектом. Заново выполнены исчезнувшие бронзовые надписи и расчищены все бронзовые украшения, позолочен орел.

В настоящее время Монумент Славы представляет собой чугунную колонну высотой 11 м и диаметром до 2 м, установленную на полированном гранитном пьедестале высотой 1,67 м, покоящемся на постаменте в форме уступчатого крепостного бастиона, у основания которого как бы ощетинились 18 чугунных пушек, взятых с поля Полтавской битвы (10 пушек с бастионов полтавской крепости и 8 трофейных шведских).

Верх колонны увенчан капителью в виде больших пальмовых листьев; на ней чугунная полусфера, на которой установлен позолоченный орел с распростертыми крыльями и венком в клюве, обращенном в сторону исторического поля битвы, к братской могиле русских воинов.

У гранитного пьедестала колонны с двух сторон размещены бронзовые горельефные композиции из разного рода оружия и знамен, как бы сложенных после боя у подножья памятника. На двух других плоскостях пьедестала расположены бронзовые украшения в виде свернутых в кольца змей. Внутри колец надписи: с одной стороны — «Июня 27-го 1709 года», а с другой — «Окончен в 1809 году».

По наружному краю пьедестала установлена художественно выполненная чугунная решетка в форме

— 16 —

богатырских мечей, обращенных остриём вниз в знак покоя после победы.

Основные части монумента следующих размеров: у основы постамента 12,20х12,20 м; общая высота монумента 16,61 м; нижний диаметр колонны составляет 1,84, верхний — 1,30 м; высота колонны вместе с капителью 10,35 м; высота орла вместе с полусферой 2,11 м; размах крыльев орла до 3 м.

Монументу Славы придана строгая торжественность, которая усиливается сочетанием розового и серого гранита пьедестала с чугуном и позолоченной бронзой колонны и барельефа.

Благодаря выгодному местоположению на оси восьми улиц, сходящихся на Круглой площади, относительно небольшой по высоте (до 17 м) Монумент Славы виден отовсюду и возвышается над всем городом. Он очень удачно дополняет ансамбль окружающих зданий и вместе с ними образует законченный архитектурный комплекс.

Одним из важнейших архитектурно-художественных положительных качеств монумента является органический синтез архитектуры со скульптурой, воплощенный в его композиции с особым мастерством. Фигура орла, барельефы и другие скульптурные детали выполнены в масштабном соотношении с пьедесталом и колонной. Они усиливают идейно-художественную значимость монумента.

Благодаря мастерству Ф. Щедрина и искусству «литейных дел мастера» Екимова все скульптурные части монумента, от мелких порезок до сложных по форме военных доспехов и торса воина, выполнены в натуре с исключительной тщательностью и реалистичностью.

— 17 —

Чудесное произведение искусства — Монумент Славы в Полтаве стал как бы прообразом других подобных триумфальных памятников. В проекте монумента, посвященного Отечественной войне 1812 года, Тома де Томон повторил композицию триумфальной колонны с горельефами и барельефами военного оружия и трофейными пушками на уступах круглого пьедестала. Позднее зодчий К. Росси в одном из вариантов застройки Сенатской площади намеревался соорудить колонну Славы по композиции, подобной полтавской. В 1834 году на Дворцовой площади в Петербурге по проекту архитектора О. Монферана был установлен в память Отечественной войны 1812 года один из лучших в мире монументов — Александрийская колонна, которая, как и Монумент Славы в Полтаве, является ценнейшим историческим и архитектурно-художественным достоянием нашего народа.

С Монументом Славы связаны страницы революционной истории Полтавы. В первые годы революции у монумента происходили митинги, проводились праздники и народные гуляния в майские и октябрьские дни.

В первый же день освобождения Полтавы от немецко-фашистских захватчиков над Монументом Славы взвилось красное знамя, а в памятный день победоносного окончания Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. монумент был украшен знаменами и иллюминирован. В настоящее время вокруг монумента раскинулся один из лучших городских парков с чудесными цветниками и деревьями. С гранитного пьедестала монумента открывается широкая панорама Полтавы.

— 18 —

Монумент Славы олицетворяет не только могущество России и славу русского оружия, но и память о боевом единении братских украинского и русского народов в борьбе за свою независимость, за нерушимую дружбу.

ИЛЛЮСТРАЦИИ


Общий вид Монумента Славы в Полтаве (1805—1811 гг.).
Архитектор Тома де Томон, скульптор Ф. Щедрин.


План Круглой площади.


Каменный обелиск в память Полтавской битвы, установленный в Полтаве в 1778 г. Первый памятник в честь победы над шведами.


Один из первых вариантов монумента-памятника Полтавской битвы. Архитектор В. Амвросимов.


Второй вариант проекта монумента.
Архитектор В. Амвросимов.


Проект Монумента Славы в Полтаве (1804 г.).
Архитектор Тома де Томон.


Фрагмент колонны Монумента Славы.


Фрагмент основы колонны Монумента Славы.


Фрагмент решетки вокруг Монумента Славы.


Деталь орла.


Октябрьский парк и Монумент Славы.


Улица Сталина в Полтаве. Вдалеке виден монумент Славы.

Ссылки на эту страницу


1 Вайнгорт Лев Семенович
[Вайнгорт Лев Семенович] - пункт меню
2 Вайнгортовские чтения - 2002
[Вайнгортівські читання] - материалы первой научной конференции
3 Исторические очерки
[Історичні нариси] - пункт меню
4 Л. С. Вайнгорт и археологи и сохранение памятников археологии г. Полтавы
[Л. С. Вайнгорт і археологи та збереження пам'яток археології м. Полтави] - Супруненко Александр Борисович
5 Научная, педагогическая и творческая деятельность Л. Вайнгорта в контексте культурного развития Полтавщины
[Наукова, педагогічна та творча діяльність Л. Вайнгорта в контексті культурного розвитку Полтавщини] - Трегубов Валерий Александрович
6 Памятники Полтавской битвы
[Пам'ятники Полтавської битви] - пункт меню
7 Указатель книг и статей по названиям
[Покажчик за назвами] - пункт меню

Поддержать сайт