Помочь сайту

4149 4993 8418 6654

Начало духовно-учебного дела в Полтаве

Иван Павловский. Начало духовно-учебного дела в Полтаве.

Публикуется по изданию: Начало духовно-учебного дела в Полтаве. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. – 1876. – № 16. – С. 605-621.

Перевод в html-формат и адаптация к современному языку - Борис Тристанов.

605

Начало духовно-учебного дела в Полтаве.

С началом 1876/77 учебного года совпадает преобразование по новому уставу полтавской духовной семинарии и полтавского духовного училища в числе других училищ епархии. Одновременно с преобразованием, училище переводится в новое помещение из

606

старого, малоприспособленного, неудобного. Семинария еще новичок в Полтаве по количеству годов, как она находится здесь. Не о ней и наша речь... Обратимся к полтавскому духовному училищу. Оно не мало лет было единственным представителем духовно-учебного дела в губернском городе и около столетия назад проектировано быть первым общественным учебным заведением в Полтаве (*). История училища, оставшаяся позади, доселе покрыта, как говорится, мраком безвестности. Давно ли существует училище, когда и кем основано оно, при каких условиях возникло, каковы были минувшие перипетии его бытия — на эти и подобные вопросы доселе не слышно на месте ясных и достаточных ответов. Исторические данные о полтавском училище, будто бы существовавшем в Полтаве за время принадлежности этого города к славенской епархии, появлялись не более как в двух-трех иногородних изданиях. Но пора замолвить слово об училище уж не на стороне, а дома, на месте нахождения учебного заведения. Это тем благопотребнее сделать в виду обновления училища, что известия, какие имеются о славенско-полтавском училище, хотя и являются за подписью солидных имен, но тем не менее отличаются недостатком ясности и точности. Известия сии ее уступают в последнем отношении тем сообщениям о славенской семинарии, которыми дебютировали на поприще разработки местной учебной старины только что начавшие выходить в 1868 году Полтавские Епархиальные Ведомости. Сообщения эти даны в статье покойного протоиерея Катранова, III выпуск Ведомо-

(*) В 1799 году было открыто в Полтаве первое народное училище, впоследствии по уставу 1804 года преобразованное в (ныне существующее) уездное.

607

стей указанного года (99-106 стр.). Почитаем не лишним остановиться на статье о. Катранова о славенской семинарии; последняя имеет соприкосновение с проектированным полтавским училищем, о котором ведем речь. Хотя сообщению о. Катранова и минула значительная давность, но не мешает однако сделать в нем выправки тем более, что неверности, допущенные о. Катрановым, не были еще оговорены. Сведения свои брал он из некоего календаря, который представлялся для него библиографическим беспаспортником, так как при утраченных начальных и конечных листах книги о. Катранов не мог определить ни точного заголовка ее, ни времени, ни места издания. Это — Екатеринославский календарь на 1810 год. В сведениях, скомпилированных из статьи этого календаря "Краткое историческое известие о славенской епархии, ныне именуемой екатеринославской, ее архиереях и семинарии", о. Катранов утверждает, что вслед за образованием славенского епископата, по прибытии в кафедральный город Полтаву первого славенского святителя, архиепископа Евгения Булгариса, в Полтаве открыта в 1777 году славенская семинария (*). Далее он сообщает подробности о ректоре (мнимом) этой семинарии, иеромонахе Никифоре Феотоки, о средствах содержания учителей и учеников семинарии, об отношении к ней местного гражданства и проч. Эти известия сообщены без критической проверки. Начать с того, что славенская семинария не была открыта ни в 1776 году, ни в один из последующих годов Евгениева управления

(*) Бодянский в памятной Полтавской книжке (издан. 1865 года) открывает славенскую семинарию годом раньше о. Катранова (стр. 206), когда Евгений не прибыл даже в Полтаву и в ней не было еще консистории.

608

епархией. Евгений действительно в феврале 1777 года сделал представление Св. Синоду о необходимости учреждения епаршеской семинарии, но дождался осуществления своего представления тогда, когда уже находился на покое. Не получая разрешения на открытие семинарии, преосвященный Евгений 27 ноября 1778 года благословил в доме, приготовленном для семинарии, открыть училище. Так говорят биографы Евгения — священник (ныне протоиерей) Неводчиков (*) и Харьковский профессор Амф. Сем. Лебедев (**). В училище это — продолжает о. Неводчиков — тотчас перешли ученики маленькой монастырской школки, со смотрителем своим, студентом Василием Быстрицким (***). Для содержания и расширения училища владыка от себя назначил известную сумму и пригласил к доброхотным пожертвованиям сперва все духовенство, а потом и все гражданство своей епархии. То и другое отозвалось на призыв архипастыря; но собранные деньги позволили принять в училище на полное содержание только семь сирот. Остальные ученики (от 8 до 14 лет) должны были ходить в училище из домов родительских, либо из квартир. Под руководством иеромонаха Никифора Феотокия учили детей канцелярист консистории Григорий Богуновский

(*) Херсонские Епархиальные Ведомости, изд. 1875 года, вып. XII.

(**) Древняя и новая Россия, издан. 1876 года, вып. ІІІ, 219.

(***) Школка была заведена в Крестовоздвиженском монастыре в январе 1777 года для архиерейских певчих настоятелем монастыря, администратором епархии, архимандритом Феоктистом Мочульским, который назначен был состоять указкой при Евгении, плохо разумевшем русский язык и строй епархиального управления. И. П.

609

и бывший учитель крутицкой семинарии Петр Станиславский. А первым куратором училища был гражданин Полтавы, Бунчуковый товарищ Петр Федорович Паскевич (*). Таким образом училище явилось не духовным только, а всесословным (**). Это же самое буквально повторяет в статье своей о Евгении и профессор Лебедев. Сведения свои о полтавском духовно-всесословном училище о. Неводчиков заимствовал из статьи тверского архиепископа Гавриила (Розанова) "Опыт повествования о новороссийском крае, из оригинальных источников почерпнутый" (***). Делая пересказ из статьи Гавриила, о. Неводчиков выражает сожаление, что в труде преосвященного автора не показана программа наук, преподававшихся в училище. В дальнейшем изложении данных биографии Евгения, о. Неводчиков говорит, что славенская консистория оставалась не праздной и не без занятий и в то, между прочим, время, когда владыка заботился об открытии епархиального училища (****). При всей высоте ума и при всех достоинствах нравственного характера, присущих Евгению Булгарису, должно заметить, что не ему принадлежит мысль об учреждении в Полтаве училища, про которое говорят преосвящ. Гавриил, о. Неводчиков и г. Лебедев. Вопреки свидетельству о. Неводчикова, Евгений находился вне забот об открытии епархиального училища. В слух всей епархии в грамоте, изданной в мае 1777 года, Евгений отстранил

(*) Этого Паскевича протоиерей Катранов называет куратором славенской семипарии 1776 года.

(**) Евгений Булгарис — отдельный оттиск из Херсонских Епархиальных Ведомостей, стр. 41-42.

(***) Записки Одесского общества истории и древностей, издан. 1852 года, том III, 106.

(****) Евгений Булгарис, стр. 50.

610

от себя заботы по учебной (тогда не существовавшей) части епархиального управления, сдав полное попечение об училищах (предполагавшихся возникнуть) "достойному и способному человеку", каким признал иеромонаха Никифора. В сказанной грамоте, между прочим, значилось: "дабы где токмо училище свободных наук учреждено или учредиться в епархии нашей имеет, везде его пречестного иеромонаха Феотокия за начальника признавали, во всем к наукам относящемся, от него совета требовали, его в том наставлениям и повелениям повиновались, так как бы собственно нашим (грамота напечатана у Неводчикова и Лебедева). Принятую меру Евгений мотивировал тем, что "мы разными другими, по пастырскому званию нашему, обременены делами". О. Неводчиков и г. Лебедев говорят, что для содержания училища преосвященный Евгений пригласил к доброхотным даяниям все духовенство и все гражданство, и что жертвенный сбор дал возможность воспитывать в училище на собранные лепты семь сирот. Евгений не делал приглашений к пожертвованиям на училище; приглашения исходили не от Евгения, как и вся дума об учреждении училища, к пожертвованиям приглашалось вовсе не все духовенство епархии; при том нет основ утверждать, чтобы пожертвования собирались и были собраны, а наоборот есть причины находить, что они не производились. Что касается до семи сирот, будто бы принятых в училище на собранные пожертвования, то на это следует сказать, что распоряжение о помещении сирот в училище состоялось прежде приступления к сбору пожертвований, не определялось тем или иным количеством средств, составившихся от подаяний (буде бы они собирались). Биографы Евгения утверждают, что училище было открыто в

611

доме, приготовленном для помещения семинарии. Дом этот, как увидим после, не был приготовлен, оставался неприведенным в упорядоченный вид. Биографы усвояют училищу название всесословного (стало быть, не закрытого и для посполитых?), а о. Неводчиков именует его еще и епархиальным. Всесословным оно могло быть, хотя и не в том широком разуме, какой придается сему слову теперь, но епархиальным отнюдь нет: училище назначалось для округов двух только духовных правлений, тогда как вся славенская епархия состояла из двенадцати....

В подтверждение своих мыслей ссылаемся на документальные указания.

Необходимость открытия в Полтаве училища для детей духовенства привлекла в себе внимание полтавского протопопа Иоакима Яновского. Имя сего протопопа три-четыре раза бесследно промелькнуло пред глазами читателей Епархиальных Ведомостей. По воспроизведению личности протопопа Ведомостями он является, в рядах прошловекового полтавского духовенства, не живым обликом, а какой-то туманной спицей административного колеса. Про него говорят, что в таком-то году он был ректором семинарии (что, как докажем ниже, не верно), что с такого-то и по такое-то время священствовал вот при этой церкви. А чем была запечатлена общественная деятельность Яновского, об этом нет и намека, тогда как имя его заслуживает доброго воспоминания, хотя бы потому, что мысль его работала на пользу насаждения духовного просвещения в крае. Яновский делал представление об учреждении в Полтаве для детей духовенства училища, об организации его на началах, им намеченных. 1778 года 27 ноября протопоп подал архиепископу Евгению

612

доношение, в котором, между прочим, излагал: "ведомства полтавского духовного правления священно и церковнослужители, воспитывая детей своих в надежде получения ими священно и церковно-служительских мест, не имея из них большая часть довольного достатка, чем бы могли обучать детей своих в училищах киевских и харьковских, в отдаленности от города Полтавы состоящих, содержат их в домах своих без обучения и надлежащего к будущему чину их приготовления". Находя такой порядок дел вредным, докладчик просил архиепископа "повелеть учредить в городе Полтаве училище". При доношении было представлено Яновским мнение, излагающее начала, на которых должно возникнуть училище. Администратор епархии, архимандрит Феоктист, именем архиепископа положил на протопоповом доношении такую резолюцию: "Господь Бог да благословит сие намерение. Дозволяем на основании приложенного при сем мнения учредить в городе Полтаве училище, которого заведение и наблюдение препоручаем присутствующему в духовной нашей консистории пречестному иеромонаху Никифору Феотокию. Определяем священникам Колосовскому и Ортинскому исправлять надлежащие по училищу оному надобности с ведома оного иеромонаха Феотокия и Полтавского духовного правления. А при том определяем на иждивении училища обучатись, пищею довольствоватись и в училище оном жить седьми — на первый случай — убогим мальчикам. И о всем из консистории в полтавское и кобеляцкое духовные правления, с приложением и копии с означенного мнения, послать указы". Указы были посланы. Со своей стороны духовные правления оповестили ордерами подведомственное

613

духовенство о состоявшемся определении касательно открытия училища (*).

Мнение, "ископиеванное" при ордерах, является в следующем виде.

Мнение Полтавского протопопа Иоакима Яновского об учреждении в городе Полтаве училища.

I. По ходатайству преосвященного Евгения, архиепископа славенского и херсонского, от его сиятельства, генерал-фельдмаршала и разных орденов кавалера, графа Кирилла Григорьевича Разумовского дом, в городе Полтаве состоящий, дан для заведения семинарии, в коем ныне на первый случай учредить училище, куда за-раз и перейдти находящемуся в монастыре студенту Василию Быстрицкому с певчими, обучающимися российскому и латинскому языку.

II. Как оный дом требует некиих подчинок, то оные препоручить священникам полтавских церквей — воскресенскому Матфию Колосовскому и стретенскому Николаю Ортинскому.

III. Обучать сего года по российски читать и писать, начатков латинского и греческого языков, арифметики и катехизиса.

(*) Ордер из полтавского духовного правления честным иереям полтавских и сельских церквей: Крутобережанскому, Ковалевскому, Искровскому, Трибовскому, Нижнемлинским, Локощинскому, Тагамлыцкому, Писаревскому, Малышевскому, скитков Ольшанского и Булановского, от 6 декабря 1778 года, № 500. Приходы церквей Трибовской и Малышевской, как и сами церкви, ныне не существуют, равно уничтожены скитки Ольшанский и Булановский. Последний находился в урочище Булановом близ Полтавы. Часть этого урочища принадлежала строителю Полтавского (ныне кафедрального) собора полковнику Горленку (Русский Архив, издан. 1875 года, том II, 258).

614

IV. Определить по рассмотрению его преосвященства человека учительного, который бы мог определить, сколько и каким быть учителям, в какие дни и часы и чего именно обучать им учеников, и что им жалованья положить. И при том бы он наблюдал успехи в учении обучающихся и состояние как учителей так и учеников, запретив учителям без ведома его принимать учеников в обучение.

V. Как сие учреждение делается для общей всех пользы, то со всех полтавской протопопии священников и диаконов учинить сбор однако без принуждения, но с согласия их самих в рассуждении их достатка и к сему учреждению усердия, что и препоручить выше прописанным священникам Колосовскому и Ортинскому.

VI. Как священники, до кобеляцкого духовного правления принадлежащие, не в далеком, — а именно в 20, 30, 40 и 50 верстах, — расстоянии состоят, то и с них учинить таковый же сбор с согласия оного правления, о чем и снестись полтавскому правлению с оным, и в том училище оным священникам детей своих обучать.

VII. Просить его преосвященства, чтобы имеющиеся случиться по консистории штрафные деньги присылаемы были в оное училище, также и в обоих полтавском и кобеляцком правлениях если случатся таковые штрафы, с доклада его преосвященства взыскиваемые, и теж училищу отсылаемы были.

VIII. От всякого ученика, из священно и церковно-служительских детей, равно из гражданских и других, кто пожелает, платить на содержание училища за обучение по российски читать и писать, языков латинского и греческого, по три, пяти и восьми рублей в год, смотря по достаткам отцов их.

615

IX. Священно и церковно-причетнические и других, кто пожелает, дети должны жить в своих домах, а не имеющие в городе Полтаве домов своих должны нанимать квартиры и ходить в училище в урочные часы. А в том доме (училищном т. е.) жить двум или по крайней мере одному учителю, которому кроме обучения экономию оного дома наблюдать, для чего нанять в оный дом двух сторожей и препоручить их находящимся там учителям.

X. Выше означенные все деньги показанным священникам Колосовскому и Ортинскому принимая записывать в книгу, которую им от полтавского духовного правления за скрепою дать; также исправляя докладывать полтавскому духовному правлению надобности, к оному дому принадлежащие; — в оную-ж книгу особо записывать и выдавать понедельно с роспиской на харчи, дрова и другие таковые нужды имеющим в том доме жить учителям и понедельно их считая записывать же, которую книгу и представлять им, священникам Колосовскому и Ортинскому, по третям года в духовное правление для освидетельствования. — Протопоп полтавский Иоаким Яновский.

Видно из этого мнения, что училище, проектированное Яновским, назначалось для детей духовенства, состоявшего в ведении двух духовных правлений. С тем вместе училищу не был приурочен кастовый характер, — оно не представлялось закрытым и для "гражданских" детей. Училище должно было содержаться на пожертвования священно-служителей, причетники же, по проекту, не были привлечены к общим пожертвованиям на училище, но каждый церковно-служитель, воспитывающий дитя в заведении, должен был взносить плату за право учения, как и священно-служитель,

616

хотя и в меньшей, сравнительно с последним, норме. К числу случайных ресурсов, назначенных для воспособления содержания училища, отнесены денежные пени, взыскиваемые с провинившихся членов клира. За всем тем проект Яновскогоо не изыскал точно определенных средств для содержания училища, без которых правильная постановка учебного дела не возможна. Программа училища самая ограниченная. Замечательно в проекте то, что училище поставлялось в зависимость от духовного правления.

При отсутствии архивных данных, не известно, был ли осуществлен проект Яновского до увольнения архиепископа Евгения от управления епархией, что состоялось через пять месяцев после подачи Яновским доношения. Точно также не ведомо, успел ли иеромонах Никифор до возведения своего в архиепископский сан произвести хоть початок заведения препорученного ему училища. Имеются основания предполагать, что в дом, назначенный под семинарию, могла передвинуться только монастырская школка. Да и то сомнительно. Дом, определенный для семинарии, нуждался в починках, требовал оправок, а производить их зимой (мнение подано Яновским в конце ноября) не совсем удобно. Для учреждения училища оказалась потребность произвести сбор пожертвований, а это не могло быть учинено вдруг. "Неукоснительность" в делах славенского епархиального управления, касавшихся сношений с иногородним и сельским духовенством, бывала весьма косной. В настоящем разе правление распорядилось поставить в известность духовенство о предположенном открытии училища, но сбор пожертвований не производился одновременно с оповещением об училище. Для того, чтобы оповестить духовенство потребовалось не

617

мало времени; правленские ордеры циркулировали тогда по ведомствам черепашьим ходом. Имелась возможность просматривать несколько ордеров полтавского правления, которые, чтобы обойти двадцать приходов, прилегающих к Полтаве, взяли не менее пяти месяцев времени каждый. Не видно ни из чего, чтобы ордер, касавшийся училища, двигался с большим спехом, чем другие. Увольнение архиепископа Евгения состоялось 5 мая 1779 года, а преемник его Никифор Феотоки был посвящен 6 августа того же года. В конце того же 1779 года он открыл в Полтаве Славенскую семинарию (*). Сопоставляя короткость времени для объявления распоряжения об учреждении в Полтаве училища, для процедуры сбора пожертвований на его содержание (**), для явки в него новобранцев учеников, для подыскания учителей, для справки училищного дома, — принимая в соображение год открытия славенской семинарии, — не выпуская из виду киево-могилянского типа

(*) Преосвященный Никифор, находясь в Петербурге для хиротонии, испросил каждогодную ассигновку 2,000 рублей на обзаведение и содержание славенской семинарии. Сумма, отпущенная семинарии, оказывается сравнительно достаточной. Другие, старые уже, семинарии получали меньше; казанская, наприм., должна была довольствоваться 1600 руб. В действительности же славенская семинария не могла покрыть своих нужд штатным окладом, что заставляло архиепископа Никифора обращаться к помощи приходской добродательности.

(**) Пожертвования на учебное дело, которых искали у духовенства и чрез посредство духовенства преемники Евгения — архиепископы Никифор и Амвросий и митрополит Гавриил, производились с натужной, не охотно, как налог тягостный и тогда, когда семинария более или менее установилась. Тем паче не сочувственно должно было отнестись духовенство к необходимости делать денежные взносы на училище при самом начале дела на первых порах.

618

прошловековых семинарий, с инфимами, фарами и пр., по которому была сформирована и славенская, должно прийти в заключению, что полтавское училище не выходило из-за рамки монастырской школки, что проект Яновского остался без того применения, какое хотел видеть составитель его. При открытии же славенской семинарии проект протопопа не остался без некоторого, по форме косвенного, осуществления: — училище, о котором думу думал Яновский, слилось с семинарией, составив по тогдашним учебным порядкам низшие классы ее. Таким образом можно считать монастырскую школку, возникшую в 1777 году, зерном духовно-учебного дела в Полтаве. В будущем году ему исполнится столетие. В монастырской школке по месту жительства удобно было заниматься преподаванием и иеромонаху Феотоки и консисторскому канцеляристу Богуновскому (консистория помещалась в монастыре), но не с руки было им несть преподавательские обязанности в будто бы существовавшем городском полтавском училище: дом, определенный для него по проекту Яновского, находился среди Полтавы. Обращаясь к Яновскому, заметим, что значение его, как местного радетеля духовного просвещения, несомненно: он принимал в нем участие не словом только, но и деятельным трудом, был префектом семинарии до 1784 года. Сведения протоиерея Катранова делают Яновского вторым, после иеромонаха Никифора, ректором славенской семинарии. Никифор, как мы видели, никак не мог быть ректором в силу отсутствия объекта усвояемой ему ректуры; точно также свидетельство о. Катранова о ректуре Яновского не согласно с действительностью. Это открывается из ордера полтавского духовного правления от 25 сентября 1784 года. Ордером сим духовенству

619

давалось ведать, что "господин протопоп Полтавский" Иоаким Яновский в прошении, поданном архиепископу Никифору, прописывая "резоны", просил уволить его от штата семинарии, от присутствия в духовном правлении и консистории, выражая желание остаться при одной парафии. Архиепископ сделал такое распоряжение: "просителя от всех должностей увольняем; при соборе же быть протопопом и в семинарии префектом учителю семинарии, протопопу Иоанну Башинскому, чего ради и привесть его к указной присяге". Этот преемник должностей Яновского и в сведениях протоиерея Катранова под 1786 годом называется не ректором семинарии, а префектом. Вывод ясен.

В заключение настоящей заметки считаем необходимым целиком привести указ славенской духовной консистории полтавскому духовному правлению от 5 декабря 1779 года, за № 1342, как такой документ, из которого со всей ясностью усматривается: 1, как точное время открытия славенской семинарии в Полтаве, так 2) и то обстоятельство, что как в проектированное в свое время протопопом Яновским училище, так и в новооткрытую семинарию дан был свободный доступ детям не одного только духовенства.

"Указ Е. И. В. Самодержицы Всероссийской из славенской духовной консистории в полтавское духовное правление по указу Е. И. Величества, преосвященнейший Никифор, архиепископ Славенский и Херсонский, рассуждая, что должность священническая состоит не точию в священно-служении и исправлении треб христианских, но чтобы учити народ священным, православной веры, догматам, изъясняти заповеди евангельские, наставляти христианским добродетелям. Священнику должно кающихся исповедывати, совести, т. е., челове-

620

ческой быть судиею, исправителем и путеводителем, священнику надлежит по своему учению суеверия, яко чад невежества, истребляти, упорство еретиков и раскольников доводами священного писания препобеждати, дети всех словом божеским пастырски питати. А из сего, кто не видит, колико искуссному должно быть священнику в христианской богословии, в истолковании ветхого и нового завета, в науке нравоучения православного, в законоположении соборов вселенских и поместных, в правилах св. отцов, в истории священной и мирской и в других различных знаниях. Кто не ведает, что когда священник неведением недугов болезнует, тогда никакого блага церкви чаяти, но паче всех зол боятися должно. Аще бо слепец слепцом водим бывает, то чего другого ожидать, как токмо чтобы оба в яму впали. Благочестивейшая Самодержавнейшая Императрица, делая все народы державы своей блаженными и ведая, яко премудрая, коликой важности есть иметь священников ученых, умножает в государстве училища, ученых людей чествует и награждает, а посему и для учреждения в славенской епархии семинарии, по своему природному милосердию, определить благоизволила в год по две тысячи рублев, которое училище уже в городе Полтаве и открыто. Приказал (архиепископ Никифор) — послать из консистории во все духовные правления указы с тем, чтобы все священники детей своих в означенную семинарию представляли без замедления и всем объявить матернее благоволение Е. И. Величества к юношам сей епархии, якож не точию для священнических, но и для всех всякого звания к учению способных детей показанная семинария учреждена. А как из выше писанного явствует, коль нужно быть священникам учительным, и

621

к обучению детей никакой ныне трудности не состоит по учреждении в сей епархии семинарии, и для чего чрез сие всем священно и церковно-служителям его преосвященство объявляет, что по прошествии других годов ежели Богу угодно будет жизнь его преосвященства продлить, никого в священники и диаконы не намерен не учительного и в учении не свидетельственного рукополагать. — За толикое же всемилостивейшей Государыни благодеяние во изъявление чувствительности внутреннего удовольствия и благодарного сердца в городе Полтаве прошлого ноября 24 дня в тезоименитство Е. И. Величества торжественно как в храме Божием так и в училище похвальные речи, изъявляющие матернее Е. В. милосердие, говорены, и, воздевая руки ко Всевышнему, усерднейшие мольбы приносили о продолжении жизни Е. И. Величества и всей высочайшей фамилии. По примеру-ж тому повелевает его преосвященство всем протоиереям, наместникам, закащикам и священникам учинить тоже по получении в будущий воскресный день, собрав, сколько где в городе и местечке всех священников и диаконов имеется, по совершении священной литургии, отправить молебствие о сохранении в должайшие лета драгоценнейшей жизни Е. И. Величества и всей высочайшей фамилии, и где и когда сие учинено будет к его преосвященству рапортовать. Декабря 5 дня 1779 г. Нефорощанского монастыря игумен Лукиан. Секретарь Василий Вербицкий. Подканцелярист Василий Снежевский.

Ив. Павловский.

 

Ссылки на эту страницу


1 Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського]
2 Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций

Помочь сайту

4149 4993 8418 6654