Помочь сайту

4149 4993 8418 6654

Остатки братств в приходах Переяславского уезда

Иван Павловский. Остатки братств в приходах Переяславского уезда.

Публикуется по изданию: Остатки братств в приходах Переяславского уезда. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. – 1876. – № 15. – С. 568-570.

Перевод в html-формат и адаптация к современному языку - Борис Тристанов.

568

Остатки братств в приходах Переяславского уезда.

В начале шестидесятых годов разработка вопроса о церковных братствах занимала усиленным образом как духовную, так отчасти и светскую журналистику (*). Поднятый известным духовным публицистом, священником Л. В. Гумилевским, вопрос о возобновлении церковных братств (**) скоро стал проводиться в жизнь, вызвав к деятельности мало производительные, глохнувшие старые братства и обосновав их по другим местам совершенно вновь. За тем с вопросом, на время занимавшим общественное внимание, сталось тоже, что бывает с большинством всяческих вопросов, — он начал отходить на задний план. Реорганизованные братства кое-как влачат свое существо-

(*) Литература вопроса о братствах довольно обширна. Можно отметить из нее исследование о. Флерова "О православных церковных братствах"; г. Кояловича "Чтения о церковных западно-русских братствах" (День, издан. 1862 года, вып. 36-41; есть и отдельные оттиски); — ст. "Братства", Киевские епархиальные ведомости, издан. 1862 года, вып. VIII-X; "Очерки малорос. сельского духовенства в XVIII веке", Руководство для сельских пастырей, издан. 1861 года, вып. XXXIX, стр. 129-148; "Летопись предполагаемого братства"; Дух Христианина, издан. 1861-62 года.

(**) О трудах Гумилевского на пользу братств сведения в биографии его, принадлежащей г. Соколову (С. П. Б., издан. 1871 года, стр. 230-274).

569

вание, не достигая, в большинстве случаев, и на половину тех целей, которые легли в их основе. Печать мало сообщает сведений о братствах. Изредка лишь встретится заметка-другая, дающая дельные, новые сведения о братском деле, не вдаваясь в лишние разглагольствия (*). А между тем, нельзя сказать, чтобы братства были вполне обследованы. Обломки братств, существующие в некоторых местах, пользуются совершенной безвестностью. К числу подобных "обойденных" мест принадлежит и Переяславский уезд Полтавской губернии.

Во многих приходах этого уезда находится не мало остатков, которые прямо говорят, что здесь, во времена не давно прошедшие, действовали крепко сплоченные братства, руководились установленным планом, преследовали определенные виды. В некоторых приходах можно встретить кружок поселян, называющихся братчиками, не только в селах, но и в деревнях, кружок не только мужской, но и женский, и последний с подразделением на братства девичье и сестричное. Исключительная цель, которой задаются ныне остатки братств, сводится к сбору пожертвований на благоукрашение церкви, на приобретение из жертвуемых сумм предметов церковного обихода, на починки и поправки местных зданий храмовых. Существуют братства, которые владеют для данной цели относительно значительным фондом, достигающим до тысячи рублей. Прием в члены братства производится без всяких формальностей, требуется лишь определенный каждогодный

(*) К числу интересных сообщений о братствах принадлежат помещенные в "Черниговских Епархиальных Известиях" сведения о братстве в местечке Олишевке Козелецкого уезда.

570

взнос при беззазорности поведения. Братская "казна" кроме этих взносов увеличивается оборотами от продажи варенного меда, производимой братчиками, и раздачи денег под заем за известный процент. Каждогодно на другой день после храмового праздника братчики собираются в избу одного из членов своих на рахту. Рахта заключается в том, что приглашенный местный причт поет вселенскую панихиду, при чем поминаются покойные братчики и умершие члены семей наличных братчиков, затем отправляется молебен и чин панагии, далее следует обед, не отличающийся — нечего таить — ни умеренностью, ни трезвостью... По различным местам братерские "звычаи" получают более или менее различный оттенок, не разобщаясь однако в единстве своей задачи служить благолепию местной церкви. Духовенство находится в стороне от деятельности братств; все отношение первого к последним ограничивается участием в религиозной стороне рахт и приемом от братчиков в церковь киота, хоругви и т. п. Смело можно думать, что остатки братств могли бы быть прочным фундаментом для церковноприходских попечительств — не номинальных, но живых и деятельных на пользу прихода. Для того, чтобы толково выразуметь и целесообразно применить старое содержание былых братств к новым формам приходских попечительств, необходимо исторически изучить местные старые братства. Материал для этого отыскался бы в архивах приходских церквей; но остановка за тем, что нет охотников отряхивать пыль с архивных бумаг.

Ив. Павловский

 

Ссылки на эту страницу


1 Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського]
2 Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций

Помочь сайту

4149 4993 8418 6654