Помочь сайту

4149 4993 8418 6654

Никифор (Феотоки, Николай)

Феотоки, Никифор (февр. 1731 † 31 мая 1800), грек, родился на острове Корфу, от родителей графского достоинства (в миру Николай). Учился в гимназии и в университетах Италии. На родине был посвящен в монашество, был проповедником при корфской гимназии и преподавателем словесности и математики. Оставив родину, путешествовал, был в Молдавия и в Яссах был ректором гимназии. Словено-Херсонский архиепископ Евгений Булгарис вызвал его в Полтаву и Феотоки был назначен начальником над всеми училищами епархии и в том числе открытого 27 ноября 1778 г. духовного училища в Полтаве, послужившего основанием открытой в 1780 году в Полтаве славянской семинарии (оставалось в Полтаве до перевода ее в Ново-Миргород, а затем в Екатеринослав). После Е. Булгариса, по повелению Екатерины II, Никифор был назначен на его место. Н. много поработал в деле обращения раскольников, заботился о постройке церквей. При нем в Полтавском монастыре сооружена колокольня. В 1786 году он был переведен архиепископом в Астрахань, где служил всего шесть лет, а затем был уволен, по расстроенному здоровью, на покой в Московский Данилов Монастырь, где и скончался.

См. о нем

статью В. Скворцова в Полтавских Епархиальных Ведомостях, 1878, 6, 7;

Жизнеописания отечественных подвижников, ноябрь 286—291. (там и его портрет).

Источник:

Павловский И. Ф. Полтавцы: Иерархи, государственные и общественные деятели и благотворители. Полтава, 1914. Стр.285

 

Никифор (Феотокі, Миколай) 15.02.1731, ов Корфу, Греція – 31.05.1800, м. Москва, Росія) – письменник, церковний діяч, архієпископ.

Походив із давнього грецького роду. Поч. освіту здобув під керівництвом місцевого ієромонаха Ієремії Кавадії. 1745 (на п’ятидесятому році життя) висвячений на церковного читця. Незабаром виїхав до Італії, де поступив до грецької гімназії в Потавії, а згодом до Болонської академії. 1748 повернуся на батьківщину і вирішив присвятити себе Церкві. Прийняв чернецтво і був рукоположений в ієромонаха (1754). Відтоді всі сили віддавав навчанню бідного юнацтва. 1758 влаштував власну школу, в якій викладав низку наук. Був настоятелем церкви Іоанна Предтечі, набув слави проповідника. 1765 переселився до Константинополя, де патріархом Самуїлом II призначений проповідником Великої церкви. 1768 виїхав до Ясс. З 1769 до 1773 проживав у Лейпцигу, займався науковою працею. 1776 перебрався до Росії на запрошення архієпископа Слов’янського Євгенія (Булгаріса) в якості його наступника. 06.08.1779 у Преображенському соборі С.-Петербурга хіротонісаний на єпископа Слов’янського і Херсонського з перебуванням у Полтаві. 28.11.1786 призначений архієпископом Астраханським і Ставропольським. 16.04.1792 звільнений на спочинок із наданням в управління Московського Данилового монастиря, де й завершив свій життєвий шлях. Авт. численних наукових і богословських праць.

Пр.: Физика. – В 2-х ч. – Лейпциг, 1766, 1767 (грец.); Свод толкователей на 8 первых книг Св. Писания и на книги царств. – Лейпциг, 1772, 1773 (грец.); О насилии католиков и кто суть схизматики и униаты. – Галле, 1775 (грец.); Курс чистой математики. – В 2-х ч. – М., 1798–1800; Речь императрице при посвящении во епископа. – СПб., 1799; Ответы на 15 вопросов киргизских раскольников и рассуждение о св. мире. – М., 1800; Толкование евангелий воскресных дней. – М., 1805 (рос.); Толкование воскресных чтений из апостола. – М., 1809 (рос.); Четыре совета монахине. – М., 1809.

Літ.: Соловьев М.М. Никифор Феотоки // ТКДА. – 1894. – Т. ІІІ; ПЕВ.ЧН. – 1863, 1867, 1868; Грановский, 1901; Павловский, 1914. – С. 285.

О. А. Білоусько

Джерело:

Полтавіка. Полтавська енциклопедія. Том 12. Релігія і Церква.— Полтава: «Полтавський літератор», 2009 - http://history-poltava.org.ua

 

Никифор (в миру Николай) Фeотоки, apxиeпископ славянский и астраханский. Он происходил из старинной греческой фамилии Феотокиев, родоначальником которой был некий Георгий Феотоки, переселившийся, по взятии Константинополя турками, из Византии на остров Корфу. Отца его звали Стефаном, мать Анастасией.

Родился Н. Феотоки 15 февр. 1731 года; первоначальное образование получил под руководством местного учителя иepoм. Иеремии Кавадии, содержавшегo частную школу на Корфу; здесь он приобрел начальные познания. На пятнадцатом году жизни был посвящен в звание церковного чтеца и пробыл в этой должности около полугода; затем он отправился в Италию для продолжения образования и поступил в греческую гимназию в Патавии, устроенную греческой купеческой колонией для греческого юношества. Там он учился грамматике, риторике, пиитике, логике, философии, богословию, математике и физике, а также искусству красноречия. Отсюда Никифор поступил в Болонскую академию, где завершил образованиe математическое, богословское и философское.

Наконец, в 1748 г., с обширным запасом научных познаний, он вернулся на родину и решил посвятить себя служению церкви. Постриженный в монашество, Никифор был произведен сначала в иеродиакона, а потом в июле 1754 г. — в иepoмонaxa. В этом сане Никифор более, чем приходской службе, отдавал свои силы обучению бедного юношества. Мало-по-малу ему удалось в средине 1758 г. устроить свою собственную школу, где преподавалась греческая и итальянская литература, грамматика, география, риторика, физика, математика, философия; такой школы до тех пор не было на Корфу. Деятельность Никифора приобрела ему огромную популярность, которая еще более увеличилась, когда он выступил в роли проповедника, заняв место настоятеля церкви Иоанна Предтечи.

В 1765 г. Никифор переселился в Константинополь. Что побудило его к этому - влечение послужить греческому народу на более широком поприше, или приглашение Константинопольского патpиapxa, — неизвестно. Патр. Самуил II назначил его проповедником Великой церкви. Однако, в Константинополе Никифор не утвердился и он скоро уехал сначала в Лейпциг, где издал свою "Физику", а потом, nocле некоторого пребывания вновь в Константинополе, в начале 1768 г. увхал в Яссы, по приглашению молдавского господаря Григория Гики. Пробыв в Яссах около года, Никифор отправился опять в Лейпциг для издания своих трудов, где и оставался с 1769 г. до конца 1773 г., занимаясь учеными работами. Оставив Лейп-циг, Никифор отправился путешествовать по городам Европы, а затем возвратился в Яссы и занял должность схолария местной школы.

Около 1776 г. Никифор переселился в Poccию по приглашению своего соотечественника, apxиеп. славянского Евгения Булгариса. Прибыв в Полтаву, Никифор занялся усердно изучением русского языка и через год владел им довольно свободно. В лице Феотоки Евгений готовил себе преемника. Поэтому он постарался возможно лучше ознакомить его с eпapxией. Никифор назначен был членом консистории, потом инспектором школ славянской епархии; с течением времени он сделался правой рукой Евгения. Уходя на покой в 1779 г., Евгений рекомендовал на свое место Никифора. 6-го авг. 1779 г. Никифор и был посвящен в apxиепископа Славянского. По прибытии в свою eпapxию новый архиепископ прежде всего постарался устроить семинарию в Полтаве, преобразовав для этого бывшую там начальную школу. В 1786 г. семинария была уже в полном составе. Затем Никифор усиленно заботился об обращении в православие раскольников, которых было много в славянской епархии.

В конце 1786 г. из Полтавы Никифор был перемещен на астраханскую кафедру. И в Астрахани Никифор прежде всего обратил внимание на школу, которую поднял до уровня семинарии, а потом на борьбу с раскольниками и на обращение в православие местных татар. Та и другая деятельность его была ycпешна. Прослужив шесть лет на астраханской каоедре, Никифор, по слабости сил, просил в 1792 г. увольнения на покой. Просьба его была удовлетворена и ему предоставлен был в управление московский Данилов монастырь, где он оставался до кончины, последовавшей 31 мая 1800 г.

Никифор Феотоки известен, главным образом, как писатель, при чем его писательская деятельность почти всецело относится к родной стране. Биографы называют его замечательным матема-тиком, глубокомысленым богословом, "славой Греции". Ему принадлежит упомянутая "Физика", изданная в Лейпциге на греческом языке в 1766—1767 г.г. в двух томах и сделавшаяся учебным руководством во всех греческих гим-назиях. В последние годы жизни в Даниловом монастыре он издал на греческом языке "Начальныя основания чистой математики" (в трех томах, Москва 1793 — 1800 г.г.) В Даниловом же монастыре Никифор написал трактаты, упоминаемые его греческим биографом Завирой: [названия приведены на греческом языке - Т.Б.]. Из богословских трудов Никифора известны сочинения по толкованию св. Писания: 1) "Кириодромион" или толкование воскресных евангелий, с нравоучительными беседами; издано на греч. яз. в Москве в 1796 г., а в рус. переводе там-же в 1805 г. 2) Толкование воскресных апостолов, изд. на греч. яз. в 1800 г. в Москве, на русском славянской печатью в 1819 г. и гражданской — в 1820 г. 3) "Свод" или "Цеп отцов" (толкователей) на 8 первых книг св. писавния и на книги царств, издан. на греч. яз. в Лейпциге в 1772—1773 г.г.. в 2-х томах; на рус. яз. нет. "Цепь" была найдена Никифором в библиотеке Гики и он издал ее, дополнив многими своими примечаниями. В Лейпциге в 1766 г. изданы на греч. яз. проповеди Никифора на четыредесятницу (второе издаиее их последовало в 1859 г. по приказанию иepycaл. патр. Кирилла II). Напечатана речь его Императрице при посвящении во епископа (СПБ. 1779 г.); четыре слова к монахине, в день пострижения, напис. на греч. яз., на рус. яз. изд. в 1809 г. в Москве. Несколько мелких трактатов Никифора помещены в изданной в 1890 г. в Афинах брошюре И. Сакеллиона: [названия приведены на греческом языке - Т.Б.].

На юге Poccии Никифору приходилось иметь дело с раскольниками и против них он написал несколько сочинений. По вступеении на славянскую кафедру он обратился к елизаетградсим раскольникам с "Окружным посланием", в ответе на которое бахмутские раскольники прислали ему известную соловецкую челобитную. Никифор сочинил на нее подробные "Ответы" (написаны, по предположению Стурдзы, на греч. яз. и переведены на рус.), с резкими обличениями раскольников. Затем в Астрахани два старообрядческих монаха подали ему 15 вопросов, на которые он тоже ответил. На русском языке "Ответы" Никифора били напечатаны в 1801 г., а потом имели несколько изданий. Никифору же принадлежат несколько грамот к раскольникам, напеч. у Скальковского в очерках Новоросс. края, в "Астрах. Губ. Вед." 1845 г. № 8.

До приезда в Россию Никифор направлял свой полемический талант против католиков. К этому времени относится его сочинение: "О насилии католиков и о том, кто суть схизматики и униаты", изд. в Галле в 1775 г. на греч. яз. Свои филологические познания приложил Никифор в изданиях "Пустынножительных правил" Исаака Сирина на греч. яз., в Лейпциге 1771 г.; в переводе с латинского на греч. сочинения Самуила Раввина против иудеев, Лейпциг 1769 г.; в переводе с француз. на греч. книги Клемана под назв.: "Доказательство важности книг Ветхого и Нового Завета против Вольтера", Вена 1794 г.

Источник:

Русский биографический словарь: В 25 т. /А.А. Половцов. - М., 1896-1918. Том: 15, Стр.: 337-339

Иконы с http://eparhia.sakha.ru

Ссылки на эту страницу


1 Автобиография Ивана Мартынова
Мартынов И. И. Записки И. И. Мартынова. I. Автобиография // Кашпирёв: "Памятники новой русской истории". Спб., 1872 г., т. II, стр. 68-109
2 Благословительная грамота на постройку храма в слободке Скаржиновке (25.05.1779 г.)
[Благословітельна грамота на будівництво храму в слобідці Скаржиновці (25.05.1779 р)] - Павловский И. Ф. // Полтавские епархиальные ведомости. – 1874. – № 19. - С. 721-724
3 Гавриил (Банулеско-Бодони, Григорий Григорьевич)
[Гавриїл (Бандулеску-Бодоні, Григорій Григорович)] (1746—1821), митрополит
4 Евгений (Булгарис, Элевферий)
[Євгеній (Булгаріс, Елевферій)] (1716—1806), церковный и педагогический деятель, ученый, писатель
5 Записки о Полтаве и ее памятниках
[Записки про Полтаву та її пам`ятники]. Бучневич Василий Евстафиевич. Полтава. 1902
6 И. П. Котляревский (Опыт характеристики)
W [Каллаш В. В.] И. П. Котляревский (Опыт характеристики) // «Русская мысль», 1903, кн. 10, с. 125—140.
7 И. П. КОТЛЯРЕВСКИЙ. Биографический очерк с рисунками
Павловский И. Фр. И. П. Котляревский. Биографический очерк с рисунками. (Из XVIII т. Сборника Харьковского Историко-филологического Общества, изданного в честь проф. Н. Ф. Сумцова). Харьков. Типография "Печатное Дело". Клочковская улица, д. № 5. 1908.
8 Иван Иванович Мартынов
И. Ф. Павловский. Иван Иванович Мартынов. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. — 1881. — № 4. — С. 176-182.
9 Иван Котляревский. Его жизнь и творчество
Возняк М. С. Іван Котляревський. Його життя й творчість // Твори Івана Котляревського — Львів, «Просвіта», 1928. — XXVIII, 344 с.; 1 л. портр. (Видання т-ва «Просвіта», ч. І. Українське письменство). Стор. V—XXVIII.
10 К характеристике семинарских времен Ивана Котляревского
В. [Гнатюк В. М.] До характеристики семінарських часів Івана Котляревського // Літературно-науковий вістник. 1903. Том 24. Книга 12. Стор. 209-215.
11 Котляревський
Микола Зеров. Котляревський. // Нове українське письменство : історичний нарис / М. Зеров. – Мюнхен: Інститут літератури, 1960. Вип. 1. - 1960. - 306, [4] с. Стор. 39-94.
12 Крестовоздвиженский монастырь
Крестовоздвиженский монастырь
13 Лжеименной пастырь. 1779-1782 г. (К истории южно-русского приходского духовенства XVIII столетия)
[Лжеіменний пастир. 1779-1782 р (До історії південно-російського парафіяльного духовенства XVIII століття)] - Павловский И. Ф. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. – 1876. – № 15. – С. 571-578.
14 Личности - Н
[Особистості - Н] - пункт меню
15 Личности - Ф
[Особистості - Ф] - пункт меню
16 На Украине. Путевые впечатления
Россиев П. А. На Украйне (К 200-летию Полтавской битвы). Путевые впечатления. — Исторический вестник, 1909, июнь. Стр. 901-965.
17 Научные работники и изобретатели
[Науковці та винахідники] - пункт меню
18 Начало духовно-учебного дела в Полтаве
[Початок духовно-навчальної справи в Полтаві] - Павловский И. Ф. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. – 1876. – № 16. – С. 605-621.
19 Педагоги. Деятели образования
[Педагоги. Діячі освіти] - пункт меню
20 Поверстание причетничества Славенской епархии в состав клира
И. Ф. Павловский. Поверстание причетничества Славенской епархии в состав клира. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. — 1879. — № 7. — С. 338-343.
21 Полтава. Историческая справка
Полтава. Историческая справка
22 Полтавская (Словянская) семинария
Полтавская (Словянская) семинария
23 Полтавцы: Иерархи, государственные и общественные деятели и благотворители
[Полтавці: Ієрархи, державні і громадські діячі і благодійники] - Павловский Иван Францевич // Полтава: Т-во Печатн. Дела (тип. бывш. Дохмана), 1914
24 Пребывание архипастырей в Полтавских монастырях на жительстве
И. Ф. Павловский. Пребывание архипастырей в Полтавских монастырях на жительстве. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. — 1880. — № 2. — С. 81-86.
25 Приход села Локощины Полтавского уезда
[Парафія села Локощини Полтавського повіту] - Павловский И. Ф. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. – 1876. – № 10. – С. 372-410.
26 Религиозные деятели
[Релігійні діячі] - пункт меню
27 Славны бубны за горами, или Путешествие мое кое-куда 1810 года
Долгорукий И. М. Славны бубны за горами, или Путешествие мое кое-куда 1810 года. — Соч. кн. И. М. Долгорукого; предисловие и комментарии: О. Бодянский. Издание Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете. Москва, в университетской типографии, 1870. Главы XIV-XIX, стр. 59-88.
28 Энеида И. П. Котляревского и древнейший список ее
Житецкий П. "Энеида" Котляревского и древнейший список ее. [Житецький П. Енеїда Котляревського та найдавнішій список її] // «Киевская старина», 1899, т. 67, кн. 10, с. 1—30; кн. 11, с. 127—166; кн. 12, с. 277—300; 1900, т. 68, кн. 1, с. 16—45; кн. 2, с. 163—191; кн. 3, с. 312—336.
29 Энеида Котляревского в связи с обзором украинской литературы XVIII века
Житецький, П. Енеїда Котляревського в зв’язку з оглядом української літератури XVIII століття / П. Житецький ; Всеукр. кооперат. вид. союз. — Київ : Друк. акц. т-ва "П. Барський", 1919.

Помочь сайту

4149 4993 8418 6654