Тома де Томон, Жан Франсуа
- Подробности
- Просмотров: 40334
Тома де Томон, Жан Франсуа (01.04.1760 р., м. Берн, Швейцарія – 23.08.1813 р., м. Санкт-Петербург). Російський архітектор.
Навчався в Паризькій Академії мистецтв, у Римі вивчав пам’ятки античності.
1799 р. ‑ прибув до Росії, з 1800 – академік архітектури і живопису перспективи Петербурзької Академії мистецтв, 1810 р. – професор архітектури.
Один з основоположників стилю ампір в Росії.
Основні будови у Санкт-Петербурзі.
У Полтаві – тріумфальна колона Монумент Слави на Круглій площі (допрацьований проект, 1805–1811 рр., арх. М. А. Амвросимов, скул. Ф. Щедрін).
Джередо:
Бєлявська О. Ю. Тома де Томон, Жан Франсуа // Архітектори і місто [текст]: [монографія] / Карюк М. В., Бєлявська О. Ю., Дмитренко А. Ю., Негай Г. А.; уклад. та ред. Бєлявська О. Ю.; Полтавська організація Національної спілки архітекторів України – Полтава: ТОВ «АСМІ», 2018. – 187 с.: іл. Стор. 163.
Тома
де Томон, Жан Франсуа
Приїхав до
Росії у 1799 р.
після роботи в Італії і Австрії. В
Петербурзі спорудив будинок Біржі на
Васильєвському острові (1805—1810 pp.).
Звів багато споруд у царських приміських
резиденціях, зокрема, мавзолей Павла І в
парку Павловська (1805—1808 pp.).
За його проектами споруджено театр (1804—1809 pp.,
не зберігся) і госпіталь (1806—1821 рр.) в Одесі.
Був відомий також як чудовий рисувальник.
Переважно зображував античні споруди в
оточенні збурених стихій природи.
Джерело:
Білоусько О. А., Мирошниченко В. І. Нова історія Полтавщини. Кінець XVIII - початок XX століття. Стор. 115
Тома де Томон, Жан Франсуа (1760-1813), архитектор, представитель стиля ампир.
Родился в Берне 12 апреля 1760. Юные годы провел во Франции, где отец его состоял на воинской службе. Учился в парижской Академии архитектуры, а с 1785 — во французской Академии в Риме. Уже в Италии проявил себя как замечательный мастер архитектурного рисунка. По возвращении в Париж поступил на службу к графу д’Артуа, брату Людовика XVI, однако значительных заказов не получал. В 1790-е годы работал для князей Любомирских (перестройка родового дворца в Ланьцуте, Польша), а затем, живя в Вене, — у герцога М.Э стерхази (проекты школы для Вены и серных бань для Эйзенштадта). По приглашению князя А.М. Голицына приехал в Россию (1799), где получил в петербургской Академии художеств звания академика (1800) и профессора архитектуры (1810). С 1802 - придворный архитектор.
Первой его реальной работой в Петербурге явилась перестройка Большого театра (1802-1804; не сохранился). Тома спроектировал также два крупных здания для Одессы: театр (1804-1809), тоже до нас не дошедший, и госпиталь (1806-1821). По заказу императрицы Марии Федоровны создал садовый храм-мавзолей в память Павла I в Павловске (1807-1809) — один из шедевров мемориальной архитектуры эпохи. В самой же столице по проектам мастера был — помимо Большого театра — перестроен дом Лаваля (ныне Центральный исторический архив; 1806-1810), возведены амбары Сального Буяна (1805-1806, не сохранились) и, наконец, знаменитая Биржа (1805-1810; ныне Центральный военно-морской музей). Комплекс Биржи — обрамленный колоннадой, с двумя ростральными колоннами на площади перед главным фасадом, — визуально оформил стрелку Васильевского острова, великолепно вписавшись в грандиозное речное пространство и войдя в число лучших ансамблей города на Неве. Среди других произведений мастера — Колонна Славы в Полтаве (в память столетия Полтавской битвы; 1811) и образцовые (типовые) проекты казенных и жилых зданий (1806-1807). Укрупненные, массивно-четкие формы томоновского зодчества наглядно придавали всякому зданию статус величавого гражданского монумента, тем самым ярко выражая самую суть позднего классицизма (ампира).
Важную часть его графического наследия составляют виртуозные пейзажные рисунки с романтическими вариациями на итальянские темы.
Тома де Томон расшибся, упав со стены петербургского Большого театра при осмотре его после пожара, и скончался 23 августа (4 сентября) 1813.
Источник:
http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet
Ссылки на эту страницу
1 | Homo economicus в русскую литературу ввёл Гоголь
[Homo economicus в російську літературу ввів Гоголь] - Владимир Леонтьевич Вайнгорт |
2 | «Рука Франции» в культурном наследии Полтавы
[«Рука Франції» у культурній спадщині Полтави] - Владимир Леонтьевич Вайнгорт |
3 | Архитекторы, строители
[Архітектори, будівельники] - пункт меню |
4 | Вайнгортовские чтения - 2002
[Вайнгортівські читання] - материалы первой научной конференции |
5 | Вайнгортовские чтения - 2003
[Вайнгортівські читання] - материалы второй научной конференции "Вайнгортовские чтения" |
6 | Воинственный вандализм как принцип отношения к архитектурным памятникам Полтавы
[Войовничий вандалізм як принцип ставлення до архітектурних пам’яток Полтави]. Трегубов В. А., Белявская О. Ю. |
7 | Воссоздание Полтавы – «малого Петербурга» или Архитектура обратного отсчёта
[Відтворення Полтави - «малого Петербурга» або Архітектура зворотного відліку] - Владимир Леонтьевич Вайнгорт |
8 | Гордеев, Федор Гордеевич
[Гордєєв, Федір Гордійович] (1744-1810) - скульптор |
9 | Институт благородных девиц как составная часть архитектурного ансамбля г. Полтавы
[Інститут шляхетних дівчат як складова частина архітектурного ансамблю м. Полтави] - Кочерга Надежда |
10 | История и современные "обломы" полтавской архитектурной классики
[Історія і сучасні "обломи" полтавської архітектурної класики] - Трегубов В. А. // Полтавское региональное отделение Всеукраинского фонда воссоздания выдающихся памятников историко-архитектурного наследия им. Олеся Гончара, Полтава, 2006. |
11 | Концепция формирования национального заповедника "Поле полтавской битвы"
[Концепція формування національного заповідника "Поле полтавської битви"] – Трегубов Валерий Александрович |
12 | Личности - Т
[Особистості - Т] - пункт меню |
13 | Монумент славы
Монумент славы |
14 | На Украине. Путевые впечатления
Россиев П. А. На Украйне (К 200-летию Полтавской битвы). Путевые впечатления. — Исторический вестник, 1909, июнь. Стр. 901-965. |
15 | Полтавская Круглая площадь
[Полтавська Кругла площа] - Павлов Виталий |
16 | Творчество мастеров русского монументального искусства в Полтаве в начале XIX в.
[Творчість майстрів російського монументального мистецтва в Полтаві на початку XIX ст.] Николай Ефимович Онищенко. Творчество мастеров русского монументального искусства в Полтаве в начале XIX в. // Зодчество Украины [Текст] : сборник 1654 - 1954. - К. : Академия архитектуры УССР, Институт истории и теории архитектуры, 1954. - 295 с. |
17 | Щедрин, Феодосий Федорович.
[Щедрін, Феодосій Федорович] (1751-1825) – скульптор |