Помочь сайту

4149 4993 8418 6654

Исторические материалы архива Полтавской казенной палаты

Падалка, Лев Васильевич. Исторические материалы архива Полтавской казенной палаты.

Публикуется по изданию: Падалка, Лев Васильевич. Исторические материалы архива Полтавской казенной палаты // Киевская старина. Ежемесячный исторический журнал. Год четвертый. Том XIII. Октябрь 1885 г. Стр. 333-338.

333

ИСТОРИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ АРХИВА ПОЛТАВСКОЙ
КАЗЕННОЙ ПАЛАТЫ.

В 1878 году архив полтавской казенной палаты пострадал от пожара, при чем погибло весьма значительное количество дел, важных для истории левобережной Украйны XVIII ст. Вопрос о том, что уцелело из прежнего архивного богатства названной палаты, не может не представлять интереса для исследователей местной истории. В ответ на этот вопрос и предлагается помещаемый ниже перечень уцелевших от пожара исторических материалов. Перечень обнимает материалы не избранные только, но все относящиеся к прошлому столетию, не исключая и таких, которые заключают в себе лишь частные данные относительно минувшего быта нашего края.

Все исторические материалы, находящиеся в названном архиве, можно подразделить на следующие 6-ть групп: I) две связки румянцевской описи; II) 20 книг ревизии 1763-64 гг., произведенной по универсалу гетмана Разумовского, по полкам; III) дела полковой гадячской канцелярии; IV) Дела прилукской счетной комиссии; V) дела о завладении и разные другие и VI) ревизские сказки 1782 г., первой ревизии, произведенной по уездам.

I. Связки румянцевской описи заключают в себе ведомости:

1) По сотенному местечку Куреньке лубенского полка: а) "о владениях, с показанием, кто именно в том местечке владельцы

334

и какие их тамо дворы, жилие или приезжие; також какое их владение, подданные вечные ли, или ранговые, або подсуседки"; б) о состоящих в мистечку козаках, их состоянии и всем их имуществе; в) "о изшедших, удалившихся службы козачей или согнанных з грунтов, или приверненних во владения партикулярные", с указанием, "где оные находятся, також в чием владении их грунта, поля и леса состоят"; г) ведомости от сотенных старшин "о состоящих в их владении жилих дворах и к оным дворам приналежитостях и о подсуседках и о протчем"; д) "ведомости о владениях разних чиновников, котория оние имеют по разным крепостям".

2) По сотенному местечку Пирятину и первопирятинской сотне лубенского полка: а) "ведомости" о владениях различных частных владельцев, большей частью составленные по такой форме: "ведомость (от такого-то) о жилом дворе или хуторе (если хуторе, то обозначено расстояние между ним и полковым городом, также сотенным местечком) и подсуседческих дворах, також о жиючих в тех дворах подсуседках и наемных служителях и о всех ко оному двору приналежитостях и о подсуседских имуществах". В числе владельцев встречаются казацкие старшины, значные казаки, чины духовные и военные (преимущественно грузинские князья); "ведомости о изшедших и удалившихся службы козачей" и проч...

3) По сотенному местечку Устивице миргородского полка: а) ведомость о владениях в м. Устивице по такой же форме, как ведомость по м. Куреньке под литерою а; б) "сказки старожилов, м. Устивицы казаков, о том, кто именно из значащихся по ревизии 1736 г. казаков умер, либо куда сойшол, и где оставшиеся по тех грунта девалися"; в) ведомость о владениях в с. Матяшах полка миргородского; г) ведомости, от войскового товарища Иосифа Зарудного о маетности его в с. Злодиевке, полка миргородского.

4) По второй полковой гадячской сотне, полка гадячского: а) "о козаках к о их состоянии и имуществе с. Подставок при р. Груни"; б) "о владельческих посполитых и подсуседках разночинеческих" того же села; в) о состоящих по компуту 1736 г. козаках (того же села) и о их грунтах и имуществе, куда оние

335

козаки и какими случаями убыли, а грунта ихние в чием владании состоят"; г) "о козаках и их состоянии с. Подолок сотни второй гадячской" и д) ведомости от 15 владельцев о своих владениях по сотне второй гадячской. К большинству "ведомостей" румянцевской описи (к черновым) приложены копии с крепостных актов на владения. В обеих связках румянцевской описи заключается около 3 тысяч листов.

II. Книги ревизии 1763-64 г.г. по полкам. Всех таких книг в архиве 20, относятся они к полкам гадячскому, лубенскому, миргородскому, переяславскому и прилукскому; книги громадные, каждая в себе заключает около 1,000 листов. Записи ревизионные идут в книгах по сотням и обыкновенно в таком порядке: 1) "Ревизия сотни такой то, коликое число имеется в оной сотне дворов и в тех дворах хат, особож бездворных хат и в них мужска полу людей — козаков выборных и подпомощников, полковых, канцелярских и сотенных служителей, сверх генерального определения состоящих, с означением каждому лет"; 2) "Ревизия сотни такой-то, коликое число имеется в оной сотне разного духовного и воинского чина, також и козачих подсуседков и служителей з их детьми и свойственниками, в жилих дворах жиючих, особливо-же, сколко в оной сотне приезжих разних владельцов дворов и в них подсуседков, слуг и работников и их детей и свойственников, с означением каждому лет". Эти два отдела записей (о козаках с подпомощниками и подсуседках с слугами и работниками) заканчиваются обыкновенно "табелью сперечневою", т. е. статистической таблицей, в которой сведены все цифровые данные по предыдущим рубрикам. Затем идут запаси 3) так называемых вольных дворов, т. е. дворов свободных от общенародных повинностей. Записи этих дворов произведены по такой форме: "коликое число имеется в сотне (такой-то) жилих дворов малороссийских старшин владельческих, офицерских, значковых товарищей, старшин сотенных, полковых и сотенных канцелярских служителей и уволенных от общенародных повинностей; також (дворов) разного духовного чина, т. е. поповских и дьяконских и другого разного-ж войскового звания чинов, а особливо церковных причетников, дячков и пономарей, при церквах оставленних и

336

жиючих в шпиталях, искалеченных и других всех, кои только для единого известия написаны". Отдел "вольных дворов" также заканчивается общей статистической таблицей. Дальше в книгах ревизии 1763-64 г.г. следуют записи о посполитых. Записи эти обнимают следующие три экономические группы поспольства: а) число в каждой сотне "дворов и бездворных хат и в них мужеска полу людей посполитых владельческих, також тех посполитых, не имеющих мужеска полу детей, вдов, с означением тем всем мужеска полу людям лет"; б) число в каждой сотне "посполитских, т. е. владельческих подсуседков, однодворных и их служителей и работников, не имеющих нигде никаких и малейшей части грунтов, с означением каждому лет"; наконец в) число посполитых, состоящих в безповоротных отлучках. В конце ревизионных записей почти каждой полковой сотни есть "ведомость, сколько з сотни посполитих в отлучках. яко-то в Сечи и других местах, и безвестно зашедших людей является, и повороту их отлучкам пе надежно, и с какого году кто с них отлучился".

III. Дела полковой гадячской канцелярии представляют собой ведомости о сборе дснег по полковым сотням с казаков и посполитым на содержание полковой и сотенной старшины, войсковых канцеляристов и на канцелярские расходы. Сохранились такие ведомости, начиная с 1732 года и но 1749 год, но с некоторыми перерывами и далеко не по всем сотням гадячского полка. Есть несколько таких ведомостей, которые не могут определенно быть отнесены к какому-нибудь году, так как заглавные надписи на них совершенно истлели. За 1732 год сохранилось только "росписание, в канцелярии полковой гадячской учиненное", по которому предположено было взимать с можних по 20 коп., з суредних по 11 коп., з убогих по 5 коп., с крайне убогих по 3 и с подсуседков по 2 коп.". За 1735 год уцелели ведомости о сборе денег по 8 сотням гадячского полка, второй гадячской, лютенской, куземинской, ковалевской, комишанской, второй зеньковской, грунской и веприцкой. Эти ведомости составлялись уже в сотенных канцеляриях и по большей части так озаглавлены: "ведомость (или сведение) в полковую гадячскую канцелярию сотни (такой-то), коликое число собрано

337

денег с козаков грунтовых, малогрунтовых, убогих и нищетных и с подсуседков на старшину полковую и сотенную и других служителей". Такие же ведомости, или сведения, имеются в архиве за годы 1736, 1737, 1739, 1740, 1741, 1745, 1746, 1748 и 1749; по нескольким сотням есть ведомости только за 1746 год.

IV. Дела прилукской счетной комиссии. Эти дела "о зависимой на обывателях полку прилукского недоимке" имеются в архиве на лице за одиннадцать лет сряду, 1766-1776 гг. В общей сложности они дают 2954 листа.

V. 12 дел о завладении представляют собой маленькие дела, от 10 до 40 листов каждое, и все они за 1777 г. Заглавия их следующие: 1) о завладении пахатного поля церковью цибелскою; 2) сенокосного кута возным суда подкоморного золотоношского; 3) пахатного поля козаком цибелским; 4) леса посполитых бунчуковым товарищем Лесаневичем; 5) плеца жителем цибелским; 6) леса козачкою цибелскою; 7) сенной луки дочерьми умершаго козака цибелскаго; 8) плеца с хатою поповичем Иваном Осинским; 9) сенокосной левады козаком цибелским; 10) леса и поля козаками цибелскими; 11) и 12) имений посполитых удовствующею обозною полковою Петровскою и наследником умершего генерального подскарбия Марковича. Остальные дела очень разнообразны по своему содержанию. Так, имеем ведомости: 1) "о приходах и расходах прилукской полковой канцелярии" за 1766-1768 гг.; 2) "третные ведомости казначейств прилукского, гадячского, лохвицкого, зеньковского, роменского и глинского за 1782 год"; 3) "о захвацении лекаром Фридрихом казенного подданного в Сорочинцах", 1782 года; 4) "о неправильном записывании в подданство" 1797 года; 5) "о перечислении жителей села Васютинец в козаки" 1797 года; "об обложении окладами возвратившихся с бегов и пропущенных в ревизских сказках" 1782 года; 7) "об исключении из подушного оклада нововыбранных в г. Лубнах в почталионы" 1797 года; 8) "об исключении из подушного оклада 8 душ крестьян но волости требуховской, лишне написанных по ревизии 1795 года"; 9) "о взыскании по г. Золотоноше с двойнеобложенных людей доимки" 1797 года; 10) "о перемещении

338

крестьянина Спиридона Горового коллежским регистратором Захарием Гонкином из переяславского уезда в екатеринославский уезд киевской губернии", 1797 год; 11) "о перемещении крестьянина Павла Портного из за Домонтовичевой во владение корнета Гоярина", 1797 года; 12) "о присылке описей имениям и наличностям с городского прилукского магистрата, состоявших в ведении бывшей ратуши прилукской и о поручении оных имений в смотрение отставному значковому товарищу Ивану Пархомову", 1782 года; 13) "о заплате денег подрядчикам за содержание на станах почтовых лошадей за полк прилуцкий", 1742 года; 14) "о причислении лубенского жителя Максима Стронского в купечество", 1796 года; 15) "об отдаче в наем глинскому городничему, майору Шульгину казенного места, бывшего под сотенной канцелярией в м. Срибном", 1784 года.

VI. Ревизские сказки 1782 года сохранились сполна по всем уездам полтавской губернии. Из книг этой ревизии обращают на себя ваимание две: 1) "о великороссийских владельческих крестьянах, отошедших было в киевскую губернию с гадячским уездом", и 2) "священно и церковнослужителях уездов гадячского и зеньковского". Не менее интересны и следующие две относящиеся к последующему времени книги: 1) "владения и подданные густынского монастыря", 1785 года и 2) "ревизские сказки и ведомости дополнительные о приписных по ревизии 1782 года разного звания людях, доставленние при рапортах од гадячских и зеньковских городских и земских судов в прошедших 1783-1787 гг. заселения", 1795 года.

Сообщ. Л. Падалка.

 

Ссылки на эту страницу


1 Полтава в публикациях журнала "Киевская старина"
[Полтава в публікаціях журналу "Київська старовина"]

Помочь сайту

4149 4993 8418 6654