Помочь сайту

4149 4993 8418 6654

Детский приют в Полтаве на подобие нынешних "яслей"

Павловский И. Ф. Из прошлого Полтавщины. Детский приют в Полтаве на подобие нынешних "яслей".

Источник: "Киевская старина",  т. LXXVIII, 1902 г., декабрь, стр. 145-147 (Документы, известия и заметки).

Перевод в html-формат: Артем и Борис Тристановы.

Номера страниц указаны перед началом страницы.

— 145 —

Из прошлого Полтавщины. II. Детский приют в Полтаве на подобие нынешних "яслей". В настоящее время города и земства устраивают приюты под названием "ясли", — учреждения, несомненно, очень полезные. Но ничто не ново под луной. Такой приют был учрежден в Полтаве в 1839 году, о чем очень много заботился тогдашний губернатор А. Е. Аверкиев и его супруга Анна Алексеевна. Директором этого приюта и вместе казначеем был Богданов, служивший в

— 146 —

приказе общественного призрения непременным членом, а "почетным" старшиной был тогдашний купец, почетный гражданин, Петр Ворожейкин, на первый год существования этого приюта нанявший на свой счет помещение для него. Безвозмездно занимался в этом приюте священник кафедрального собора (впоследствии кафедральный протоиерей) Павловский, а медицинскую помощь оказывал, также безвозмездно, служивший в то время во врачебной управе, доктор медицины, Росьцишевский. Для приюта был составлен устав, утвержденный 27 декабря 1839 г. Императрица Александра Федоровна приняла этот приют под свое покровительство. Ознакомимся с его уставом. Цель учреждения приютов та же, что и нынешних "яслей". Они предзначаются, читаем в уставе, "в особенности для тех бедных детей, кои во время дневных работ их родителей или родственников, по необходимости оставаясь без призора и попечения, лишены способов нравственного образования и сверх того подвергаются всем несчастным случаям, которых, по слабости сил и но неопытности, не в состоянии не предупреждать, не предвидеть и 'которые могут, сделав их всю жизнь неспособной к какой-либо работе, обратить в тягость родителей и общества".

"Дитя, — говорится в другом параграфе устава, — в приюте этом должно найти не роскошь, не привычку к тем предметам, которые могут ему быть чужды в продолжение его жизни, но нежную заботливость, обыкновенную во всяком, хотя бедном, но хорошем семействе". В приют принимались дети не моложе 3-х лет; достигшие 19 летнего возраста увольнялись на попечение родителей. Принимались одни бесплатно, другие с небольшой платой и, наконец, были дети, содержавшиеся на иждивении частных лиц — "благотворительных особ", как сказано в уставе. В приюте дети оставались с 1 мая по 1 сентября от 7 часов утра до 9 ч. вечера, а в прочие месяцы — от 7 ч. утра до 8 ч. вечера.

В приюте дети получали пищу и платье на время нахождения в нем. Вместо чая, столь употребительного ныне, давали им сбитень, отвар шалфея, смородиновых листьев, калиновых побегов, смотря по распоряжению врача, наблюдавшего за приютом. Интересны занятия в этом приюте. В 10 ч. утра был урок Закона Божьего, продолжавшейся не более получаса. После этого урока дети упражнялись полчаса в ровной ходьби, что служило "практическим изучением арифметики, учились счислению", затем чтение и "уроки послу-

— 147 —

шания". В чем состояли последние, к сожалению, мы не знаем. Наказывать детей телесно было запрещено. В 12 ч. был обед, после которого им читали сказки, легкие повести, стараясь вызвать у детей вопросы о прочитанном, и, наконец, после всего этого, было упражнение в пении молитв, гимнов и песен.

Средства для содержания приюта были пожертвования. Воспитанницы Полтавского института пожертвовали до 30 вышивных работ, которые и были разыграны в аллегри, устроенной вице-губернатором Селецким. За эти работы выручено было 900 р. Устраивались концерты, спектакли. На концертах пели арии из опер: "Норма", "Бронзовый конь", из оперы "Монтекки и Капулетти" Беллини, давно сошедшие с театрального репертуара. Из драматич. пьес давались: "Узкие башмачки", "Интересный случай", "Хорошо и дурно", "Школьный учитель". Бывали спектакли и на французском языке. Известный в то время виолончелист Серве дал концерт, давший сбору 1413 р. 68 к. Ставились и живые картины: Абидосская невеста, Эсмеральда, Равенна, Ревекка, Офелия, Кавказский пленник, Нин и Семирамида. В устройстве этих развлечений принимало участие все полтавское общество, сочувственно относившееся к этому учреждению. Заметим, что в 1844 г. этот приют имел уже капитала 5614 р.

(Полт. Вед. 1844, № 45 и 41; 1876, №. 8 и 14).

И. Ф. Павловский.

Ссылки на эту страницу


1 Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського]
2 Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций
3 Полтава в публикациях журнала "Киевская старина"
[Полтава в публікаціях журналу "Київська старовина"]
4 Указатель книг и статей по названиям
[Покажчик за назвами] - пункт меню

Помочь сайту

4149 4993 8418 6654