Тартаков, Иоаким Викторович

Тартаков, Иоаким Викторович, 2(14).11.1860, Одесса — 23.1.1923, Петроград (похоронен в Некрополе мастеров искусства в Александро-Невской лавре; в 1924 установлен надгробный памятник работы скульпторов Я. А. Троупянского, В. А. Синайского и архитектора И. А. Фомина) — арт. оперы (лирико-драм. баритон), оперетты, концерт. певец, режиссёр и вокальный педагог. "Заслуженный артист императорских театров" (1911). Засл. арт. Республики (1923).

Родился в многодетной семье портного. С детских лет посещал оперные спектакли Одесской оперы. С 16 лет на средства двух одесских меломанов обучался пению у солистки Итал. одесской оперы В. Лушковской (ошибочно определила его голос как тенор) и у др. педагогов. В 1876 на одном из концертов, в к-ром выступал Т., присутствовала мать А. Г. Рубинштейна. Она предложила ему отправиться вместе с ней в Петербург для обучения пению. С помощью А. Г. Рубинштейна в 1877 Т. был принят в Петерб. конс. (кл. К. Эверарди), к-рую окончил в 1881 с серебряной медалью. 22 авг. того же года дебютировал в партии Риголетто (одноим. опера Дж. Верди) на сцене Одесского оперного т-ра (антр. С. Пальма), где пел один сезон. В 1882—84 солист петерб. Мариинского т-ра (дебютировал в партии Риголетто в одноим. опере Дж. Верди; здесь же выступал в 1916). В 1884—87 и 1890—93 выступал в Киевской опере (антр. Н. Савина, с 1890, антр. И. П. Прянишникова). В летние сезоны 1884—87 пел в моск. оперетте (антр. М. Лентовского, т-р сада "Аквариум"). В сезоне 1887/88 принимал участие в первой гастрольной поездке рус. оперной труппы, организованной В. Любимовым, по странам Европы (Германия, Дания, Бельгия, Голландия, Франция, Англия), где с большим успехом исп. партии Демона (одноим. опера А. Рубинштейна), Калашникова ("Купец Калашников" А. Рубинштейна), Князя Вязьминского ("Опричник" П. Чайковского). По возвращении в Россию гастролировал в Харькове, Казани, Н. Новгороде, Керчи. В 1888—90 пел в Тифлисской опере. В 1892 в составе труппы И. П. Прянишникова гастролировал в Москве (оперы "Демон" А. Рубинштейна и "Фауст" Ш. Гуно, п/у П. Чайковского). В 1893—94 пел в Петербурге (т-р сада "Аркадия" и Малый т-р, антр. С. Пальма). В 1894 по инициативе Э. Направника певец снова был приглашен в Мариинский т-р. Сразу заняв ведущее место, пел здесь до 1921. После 1917 одновременно выступал в спектаклях МАЛЕГОТа.

Часто гастролировал по городам России — в Казани (апрель 1894, антр. М. Бородая; весенний сезон 1899, Казанско-Саратовское товарищество под упр. М. Бородая), Н. Новгороде (летом 1896, здесь исп. партии: Демона в одноим. опере А. Рубинштейна, Валентина в "Фаусте" Ш. Гуно, Эскамилио в "Кармен" Ж. Бизе), Перми, Саратове, Екатеринбурге, Вильно (ныне Вильнюс), Самаре, Одессе, Кисловодске (антр. В. Валентинова; 1899, оперная труппа В. Н. Любимова), Москве (т-р "Аквариум", лето 1903; Большой т-р, 1904), а также за границей — в Париже ("Гранд-Опера", 1900), Лондоне, Стокгольме, Берлине (1908, антр. А. А. Церетели) и в Австрии.

Обладал подвижным, звучным, ровным во всех регистрах голосом мягкого, "матового" тембра и широкого диапазона (свободно брал верхние ноты до ля). Будучи представителем итал. бельканто, в совершенстве владел кантиленой, филировкой звука, вокальной техникой; был мастером мелодического речитатива. "Тартаков именно был певцом-художником, для которого в авторских намерениях никогда ничего не оставалось неосознанным. Никогда никаких отдельных блестящих кусков, но все блестяще в целом" (Э. Старк, с. 107). Создавая образ, арт. органически сочетал итал. школу пения с рус. реалистическим сценическим искусством.

Репертуар певца насчитывал 117 партий (разных по своему характеру и стилю) и 26 опереточных ролей. Интерпретации партий в его исп. была свойственна особая поэтическая нота (современники называли Тартакова "певцом-поэтом").

1-й исп. партий: Дона Сезара ("Дон Сезар де Базан" Г. Лишина, 1888);

в Киеве — Евгения Онегина (одноим. опера П. Чайковского, 1884), Эскамилио ("Кармен" Ж. Бизе, 1885), Акосты ("Уриель Акоста" В. Серовой, 1887), Князя Елецкого ("Пиковая дама" П. Чайковского, 1890, роль в исп. певца получила одобрение П. Чайковского), Шакловитого ("Хованщина" М. Мусоргского, 1892);

на рус. сцене — Бакбары ("Лалла Рук" Ф. Давида, 1884), Гамлета (одноим. опера А. Тома, 1892), Соломона ("Суламифь" А. Рубинштейна, 1901);

в Тифлисе — Дона Сезара ("Дон Сезар де Базан" Г. Лишина, 1888), Калашникова ("Купец Калашников" А. Рубинштейна, 1888);

в Петербурге — Акосты ("Уриель Акоста" В. Серовой, 1893), Гамлета (одноим. опера А. Тома, 1893);

в Мариинском т-ре — Миракля, Коппелиуса и Дапертутто ("Сказки Гофмана" Ж. Оффенбаха, 1899), Григория Грязного ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова, 1901; композитор считал арт. лучшим исп. этой партии), Зурги ("Искатели жемчуга" Ж. Бизе, 1912), Дон-Карлоса ("Каменный гость" А. Даргомыжского, ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова, 1917).

Лучшие партии: Дон Карлос ("Каменный гость" А. Даргомыжского, постановка В. Э. Мейерхольда), Демон (одноим. опера А. Рубинштейна, композитор считал арт. лучшим исп. этой партии), Князь Игорь (одноим. опера А. Бородина), Кирилл Троекуров ("Дубровский" Э. Направника), Евгений Онегин (одноим. опера П. Чайковского), Граф Томский ("Пиковая дама" П. Чайковского), Князь Елецкий ("Пиковая дама" П. Чайковского), Мазепа (одноим. опера П. Чайковского), Веденецкий гость ("Садко" Н. Римского-Корсакова); Валентин ("Фауст" Ш. Гуно), Верховный жрец Дагона ("Самсон и Далила" К. Сен-Санса, 1896), Эскамилио ("Кармен" Ж. Бизе), Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Амонасро ("Аида" Дж. Верди), Риголетто (одноим. опера Дж. Верди, один из лучших исп. на рус. сцене), Жорж Жермон ("Травиата" Дж. Верди), Тонио ("Паяцы" Р. Леонкавалло).

Др. партии: Хозру ("Фераморс" А. Рубинштейна), Роберт ("Иоланта" П. Чайковского), Орсо ("Корделия" Н. Соловьёва), Якуб ("Сарацин" Ц. Кюи), Эгнатий ("Сервилия" Н. Римского-Корсакова), Джанчотто ("Франческа да Римини" Э. Направника), Абубекер ("Кавказский пленник" Ц. Кюи), Син-Син-Гу/Трактирщик ("Сын мандарина" Ц. Кюи), Кали ("Наль и Дамаянти" А. Аренского); Граф Альмавива ("Свадьба Фигаро" В. А. Моцарта), Дон Жуан (одноим. опера В. А. Моцарта), Нелюско ("Африканка" Дж. Мейербера), Граф де Невер ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Меркуцио ("Ромео и Джульетта" Ш. Гуно), Альберт ("Вертер" Ж. Массне), Яго ("Отелло" Дж. Верди), Сильвио ("Паяцы" Р. Леонкавалло), Оттокар ("Вольный стрелок" К. М. Вебера), Вольфрам фон Эшенбах ("Тангейзер" Р. Вагнера), Тельрамунд ("Лоэнгрин" Р. Вагнера), Альберих ("Золото Рейна", "Зигфрид" и "Гибель богов" Р. Вагнера).

Выступал также в басовых партиях — Мефистофеля ("Фауст" Ш. Гуно, критики сравнивали певца в этой роли с немец. трагиком Э. Поссартом), Лотарио ("Миньон" А. Тома).

Партнёры: И. А. Алчевский, А. Н. Амфитеатрова-Левицкая, А. Ю. Больска, Н. А. Большаков, Г. А. Боссе, Е. А. Бронская, Р. Г. Горская, А. М. Давыдов, Дж. Димитреску (в апреле 1894), И. В. Ершов, В. М. Зарудная, Л. Ю. Звягина, Е. Катульская, М. Н. Кузнецова-Бенуа, М. Лубковская, Т. С. Любатович, А. Н. Мацулевич-Соловьёва, М. Е. Медведев, С. Ф. Молчановский, Е. К. Мравина, А. В. Нежданова, К. И. Петраускас, Е. К. Ряднов, Д. И. Ряднова-Джубеллини, А. В. Секар-Рожанский, К. Т. Серебряков, Д. А. Смирнов, Э. О. Сонки, Ф. И. Стравинский, А. Фострём, Ф. И. Шаляпин. Пел п/у А. П. Асланова (1916), Л. С. Ауэра, С. П. Барбини, Ф. М. Блуменфельда, В. А. Зеленого, Э. А. Крушевского, Н. А. Малько, Э. Ф. Направника, И. В. Прибика, А. Рубинштейна, Г. Г. Фительберга, П. Чайковского.

Принимал участие в симф. концертах в Петербурге и Москве (здесь исп. партию Мефистофеля в драм. легенде "Осуждение Фауста" Г. Берлиоза), где пел п/у А. Зилоти, С. Кусевицкого (1916), В. И. Сафонова.

Т. был выдающимся камерным певцом. С 16 лет выступал в концертах. Принимал участие в концертах для студентов, благотворительных концертах. 4 декаб. 1905 участвовал в концерте в пользу жертв революции. После 1917 пел в рабочих клубах и воинских частях Красной Армии и Флота. В ноябре 1921 концертировал в Витебске. Камерный репертуар насчитывал ок. 600 произв. композиторов разных эпох и направлений. Главное место в числе этих произв. занимали романсы М. Балакирева, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова, А. Рубинштейна (21 нояб. 1896 исполнил его романсы в первом концерте в новом здании Петерб. конс., п/у Э. Ф. Направника) и, особенно, П. Чайковского. Брат композитора Модест Чайковский 21 окт. 1895 писал певцу: "Петя неоднократно говорил, что его романсы в Вашем исполнении звучат именно так, как он того хотел, ближе к его собственным намерениям, чем у какого-либо другого артиста". В зарубеж. классике мастерством исп. отличались произв. Ф. Шуберта и Р. Шумана. В камерных концертах преимущественно выступал с пианисткой-аккомпаниатором С. О. Давыдовой, а также с С. Ментер, П. Чайковским и А. Рубинштейном.

Певцу посвящены романсы "Серенада" А. Рубинштейна (1891), "В тиши и мраке таинственной ночи" А. С. Аренского; 4 романса М. М. Ипполитова-Иванова на стихи А. Амфитеатрова, op. 31; "Взошла луна" (…полуночь просияла) Е. Н. Греве-Соболевской (СПб.: Иогансен, 1904).

Талант певца высоко оценили А. Котоньи (считал его своим преемником в педагогике), А. Рубинштейн, Ц. Кюи, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, Э. Направник, В. Стасов, К. Станиславский.

Вёл также режиссёрскую деят-сть — с 1885 режиссёр Киев. оперы (с 1888 гл. режиссёр; поставил впервые в Киеве "Кармен" Ж. Бизе, 1885 и "Мазепу" П. Чайковского, 1886), в 1909—21 гл. режиссёр петерб.-петрогр. Мариинского т-ра (поставил оперы "Нерон" А. Рубинштейна, 1906; "Измена" М. Ипполитова-Иванова, совместно с Н. Н. Боголюбовым, 1914; "Севильский цирюльник" Дж. Россини, 1918). В 1921 зав. худож. административной частью МАЛЕГОТа (осуществил постановку оперы "Паяцы" Р. Леонкавалло; "Лоэнгрин" Р. Вагнера, 1923). Был одним из организаторов т-ра "Малая опера" в Петрограде.

В нач. 1900-х гг. преподавал в Саратов. муз. уч-ще. По инициативе А. К. Глазунова в 1920 был приглашен в Пегрогр. конс., где преподавал до 1923 (проф.).

Воспитал целую плеяду певцов (ок. 40), среди к-рых Н. А. Аксакова, А. И. Батурин, А. М. Брагин, А. Д. Городцов, М. С. Давыдова, А. М. Каншин, М. Н. Кузнецова-Бенуа, З. П. Лодий, Э. Я. Мелодист, Ю. А. Модестов, В. А. Никольский, Н. Н. Радошанский (частные уроки), Л. Ратнер, В. С. Розинг, В. А. Селях, Н. И. Сперанский, И. Н. Стешенко, А. Н. Смоленская, Г. Ф. Стравинский, А. М. Шишмарева. У певца брал уроки пения впоследствии драм. актер Л. А. Фенин. Советами певца пользовались Ф. И. Шаляпин и Н. Н. Куклин.

Один из первых рус. певцов записывался на грампластинки (всего записал 28 произведений) в Петербурге и Москве.

В 1992 фирма "Pearl" включила архивную запись певца (Арию Демона, 1903) в серию "Singers of Imperial Russia" (Vol. 1). CD: GEMM 9997—9. В 1995 фирма Symposium выпустила CD "Singers of Russia 1900—1917 Sergei Levik and His Contemporaries" 1151, где переиздана запись певца "Азра" А. Рубинштейна.

Т. погиб в автомобильной катастрофе. Похороны певца были сняты на кинопленку. В 1923 состоялись два концерта (один в ГАТОБе, другой в Малом зале Петрогр. конс.), посвященных памяти певца, сбор от к-рых поступил на сооружение памятника.

Лит.: Ярон С. Г. Воспоминания о театре (1867—1887). — Киев, 1898. С. 276, 303, 320, 325—327, 393;

Вальтер В. Памяти И. В. Тартакова // Театр. 1923. № 5. С. 24;

Додо. И. В. Тартаков. (Некролог) // Зрелища. 1923. № 22. С. 19;

Диков А. И. В. Тартаков // Зрелища. 1923. № 23. С. 8—9;

Теляковский В. На артистическом посту. Годовщина смерти Тартакова // Театр. 1924. № 4 (17). С. 1—3;

Шкафер В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936. С. 111;

Старк Э. Иоаким Викторович Тартаков // Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и её мастера. 1890—1910. — Л.; М., 1940. С. 104—110;

Левик С. Ю. Иоаким Тартаков // Сов. музыка. 1959. № 2. С. 131—133;

Тартаков Г. Иоаким Викторович Тартаков // Муз. жизнь. 1960. № 23;

Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 709;

Боголюбов Н. Н. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссёра. — М., 1967. С. 150, 151, 159, 221;

Тартаков Г. Иоаким Викторович Тартаков (Очерк жизни и творчества) // Музыка и жизнь. — Л.; М., 1973. Вып. 2. С. 206—215;

Воспоминания о П. И. Чайковском: Сб. статей / Сост. Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. — М., 1973. С. 309, 482;

Гозенпуд А. А. Русский оперный театр на рубеже XIX—ХХ веков и Ф. И. Шаляпин. 1890—1904. — Л., 1974. С. 13;

На путях оперного реализма // В мире музыки: Ежегодник. 1985. — М., 1984. С. 105—106;

Тартаков Г. Книга о И. В. Тартакове / Предисл. и коммент. Ю. Ф. Котлярова. — Л., 1987.

Источник:

Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008. (http://slovari.yandex.ru/)

Ссылки на эту страницу


1 Личности - Т
[Особистості - Т] - пункт меню
2 Музыканты и музыковеды
[Музиканти та музикознавці] - пункт меню
3 Полтавский украинский музыкально-драматический кружок и культурная и творческую жизнь города нач. ХХ ст.
[Полтавський український музично-драматичний гурток і культурно-мистецьке життя міста поч. ХХ ст.] - Стороха Евгения
4 Театральные деятели, актёры
[Театральні діячі, актори] - пункт меню

Если Вы хотите поддержать сайт

Карта ПриватБанка:
5168 7556 1759 9598

WebMoney:

UAH

U424759725951

RUB

R595618315667

USD

Z159829102497

EUR

E256443352919