Петров, Осип Афанасьевич

Петров, Осип Афанасьевич [3(15).11.1806, Елизаветград (ныне Кировоград) - 28.02(12.03).1878, Петербург] - русский певец (бас). Создатель русской вокальной школы.

Пел в церковном хоре. В 20-х гг. 19 в. поступил в Елизаветграде в театральную труппу Жураховского, затем перешел в  труппу известного провинциального антрепренера И. Ф. Штейна. В Полтаве играл совместно с М. С. Щепкиным, творческое  общение с которым оказало на Петрова большое влияние. Уже в ранний период артистической деятельности Петрова проявилась широта его сценического дарования; он выступал в разнообразном репертуаре (опера-водевиль, драма, трагедия). В 1830, во время гастролей Петрова в Курске, его услышал петербургский режиссер М.С. Лебедев и пригласил молодого артиста в Петербург. 10 окт. 1830 состоялся дебют Петрова в партии Зарастро в опере "Волшебная флейта" в Петербургском оперном театре (с 1860 - Мариинский театр), где он проработал до 1878. В первые же годы пребывания на петербургской сцене Петров завоевал всеобщее признание. Его задушевный, богатый красками голос отличался необычайной мощью звучания и широтой диапазона (от густого баса до подвижного, легкого баритона). Петров был замечательным истолкователем оперной музыки западноевропейских композиторов. Редкая разносторонность вокально-сценических данных позволяла Петрову исполнять столь разные партии, как Фигаро ("Севильский цирюльник"), Бертрам ("Роберт-Дьявол" Мейербера), Каспар ("Вольный стрелок" Вебера) и мн. др.

Переломным этапом в артистической деятельности Петрова явилось исполнение им главных партий в первых постановках опер М. И. Глинки "Иван Сусанин" (1836) и "Руслан и Людмила" (1842). В созданных им образах Сусанина и Руслана, а затем Фарлафа ярко раскрылись национальные черты таланта Петрова Совместная работа с Глинкой расширила артистический кругозор Петрова и дала ему возможность углубить вокальное мастерство (сохранились вокальные упражнения, написанные Глинкой для Петрова). Петров в совершенстве владел приемами народного певческого стиля, выразительностью русской сценической речи, раскрыл новые качества вокально-сценического искусства, которые утверждали русские композиторы-классики. В. В. Стасов отмечал драматизм, глубокое, искреннее чувство, простоту и правдивость его исполнения. Петров был первым исполнителем партии Мельника в "Русалке" (1856) и Лепорелло в "Каменном госте" (1872) Даргомыжского, Ивана Грозного в "Псковитянке" (1873), Варлаама в "Борисе Годунове" (1874). Сближение с М. П. Мусоргским имело большое значение для Петрова, оно способствовало еще большему углублению и  развитию реалистических тенденций его искусства. Исполнительска деятельность Петрова явилась значитительным этапом в истории русской оперы и заложила основы национального вокально-сценического искусства.

Лит.: Глинка М., Записки, Л., 1953; Стасов В.В., Осип Афанасьевич Петров. М., 1952; Львов М., Осип Афанасьевич Петров (1805?-1878), М.-Л., 1946; Ласточкина Е., Осип Петров, М.-Л.,  1950.

Источник:

http://culture.niv.ru/doc/theatre/encyclopedia/336.htm

 

Петров Осип Афанасьевич. Гравюра на стали. 1877.

Highslide JS

Петров Осип Афанасьевич. Портрет работы К. Маковского. 1871, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Петров, Осип Афанасьевич, 3(15).11.1807, Елизаветград, ныне Кировоград — 27.2(11.3).1878, Петербург (похоронен на Смоленском правосл. кладб., в 1936 прах перенесен в Некрополь мастеров иск-в; в 1940 установлено надгробие) — арт. оперы (бас), оперетты и драмы, концерт. певец и вокальный педагог.

Родился в семье торговца. После смерти отца воспитывался в семье дяди. Обладая звонким дискантом, с семи лет пел в церковном хоре. Обучался муз. грамоте под рук. полкового капельмейстера Бехмана, а также игре на балалайке, гитаре, флейте, кларнете, фаготе, контрабасе. В 1826 поступил в Елизаветград. театр. труппу Д. Жураховского, где вначале работал статистом, затем дебютировал в опере-водевиле "Казак-стихотворец" К. Кавоса. Позднее, переехав в Николаев, перешел в антр. И. Штейна, в к-рой четыре года выступал в оперных и драм. спектаклях. С этой труппой гастролировал во многих городах, в т. ч. в Одессе, Харькове, Полтаве (здесь познакомился с М. С. Щепкиным; впоследствии дружил с ним и пользовался его советами). В 1830 в Курске был приглашен режиссёром петерб. т-ров М. Лебедевым на пробу в Петербург и в авг. того же года зачислен в труппу Петерб. оперы (Большой т-р, с сер. 1850-х гг. — Театр-цирк, с 1860 — Мариинский т-р), где выступал до 1878. Здесь под рук. К. Кавоса за два месяца подготовил для дебюта партию Зарастро ("Волшебная флейта" В. А. Моцарта).

Обладал голосом феноменальной силы, ровности, богатством тембровых красок и обширного диапазона (две с половиной октавы: от контра-си до верхнего соль-диез), к-рый позволял исп. низкие басовые и баритоновые партии. С первых же лет сцен. деят-сти проявил богатейшие творческие возможности как певец и актер. П. постоянно совершенствовал свое вокальное и сцен. мастерство: в 1830—34 брал уроки пения у Ф. Далль-Окки, К. Кавоса и И. Рупина, учился игре на ф-п. у О. Гунке, работал над дикцией под рук. арт. драмы Я. Брянского, пользовался советами известных драм. актеров В. Самойлова и И. Сосницкого. В нач. 1830-х гг. выступал в основном в зарубеж. репертуаре. Большое влияние на дальнейшую сцен. деят-сть певца оказало знакомство в 1835 с М. Глинкой, к-рый специально для занятий вокалом с П. написал "Упражнения для совершенствования гибкости голоса". На оперной сцене выступцл в 109 операх, в к-рых исполнил ок. 130 разнохарактерных партий (героических, комических, буффонных и лирических).

1-й исп. партий: Ивана Сусанина ("Жизнь за царя" М. Глинки, 1836; выступал в этой партии ок. 300 раз на протяжении 40 лет; трактовка роли, подготовленной под рук. композитора, стала эталоном для последующих поколений рус. певцов), Неизвестного ("Параша Сибирячка" Д. Струйского, 1840), Руслана ("Руслан и Людмила", 1842, подготовил под рук. Глинки; несмотря на огромный успех, певец редко выступал в этой партии), Неизвестного ("Ольга, дочь изгнанника" М. Бернарда, 1845), Гольдмана ("Ундина" А. Львова, 1848), Инвалида ("За богом молитва, за царем служба не пропадает" Ю. Арнольда, 1851), Волынского ("Куликовская битва" А. Рубинштейна, 1852), Бориса Петровича ("Староста Борис, или Русский мужичок и французские мародеры" А. Львова, 1854), Гаспара ("Чародей" Г. Н. Вяземского, 1855), Мельника ("Русалка" А. Даргомыжского, 1856, одна из лучших партий в репертуаре певца; Ц. Кюи писал: "Игру его до мельчайших жестов и выражение пения до мельчайших оттенков голоса, я считаю достойными удивления и изучения"), Василия Кочубея ("Мазепа" Б. Фитингофа-Шеля, 1859), Григория Чучора ("Кроатка, или Соперницы" О. И. Дютша, 1860), Озия ("Юдифь" А. Серова, 1863), Красного солнышка ("Рогнеда" А. Серова, 1865), Проезжего купца ("Вражья сила" А. Серова, 1871), Лепорелло ("Каменный гость" А. Даргомыжского, 1872, в работе над ролью певцу помогал М. Мусоргский), Ивана Грозного ("Псковитянка" Н. Римского-Корсакова, 1-ред., 1873), Кольцо ("Ермак" М. Л. де Сантиса, 1873), Варлаама ("Борис Годунов" М. Мусоргского, 2-я ред., в 3-х картинах, 1873 и в полной версии, 1874; подготовил под рук. композитора), Альтада ("Сарданапал" А. Фаминцына, 1875), Князя Гудала ("Демон" А. Рубинштейна, 1875), Головы ("Кузнец Вакула" П. Чайковского, 1876);

на рус. сцене — Маттео ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине" Д. Обера, 1831), Дандини ("Золушка" Дж. Россини, 1831), Графа Арнольдо ("Элиза и Клавдио" Д. Меркаданте, 1832 или 1836), Ассура ("Семирамида" Дж. Россини, 1834 или 1836), Макса ("Швейцарская хижина" А. Адана, 1835), Графа Родольфо ("Сомнамбула" В. Беллини, 1837), Оровезо ("Норма" В. Беллини, 1837), Велизарий ("Велизарий" Г. Доницетти, 1838), Лорда Гуальтьеро Уолтона ("Пуритане" В. Беллини, 1839), Белькоре ("Любовный напиток" Г. Доницетти, 1841), ? ("Осада Кале" Г. Доницетти, 1842), Роланд де ла Бретоньер ("Мушкетеры королевы" Ж. Ф. Галеви, 1848), Плумкета ("Марта, или Ричмондский рынок" Ф. Флотова, 1856), Педро ("Индра" Ф. Флотова, 1857), Сэра Джона Фальстафа ("Виндзорские кумушки" О. Николаи, 1859), ? ("Гонзаго"/"Густав III, или Бал-маскарад" Д. Обера, 1860), Графа де Сен-Бри ("Гугеноты" Дж. Мейербера, 1862), Симея ("Маккавеи" А. Рубинштейна, 1877);

в Петербурге — Господина Сальдорфа ("Невеста" Д. Обера, 1832), Цампы ("Цампа, морской разбойник, или Мраморная невеста" Л. Герольда, 1834), Бертрама ("Роберт-Дьявол" Дж. Мейербера, 1834, считался непревзойденным исполнителем этой роли на рус. сцене, создавшим сценический образ в его вокально-драм. единстве), Жиля-Переца ("Чёрное домино, или Таинственная маска" Д. Обера, 1838), Неизвестного ("Аскольдова могила" А. Верстовского, 1841), Завольского ("Тоска по родине" А. Верстовского, 1841), Клода Фролло ("Эсмеральда" А. Даргомыжского, 1851), Герцога ("Сирена" Д. Обера, 1851);

в России — Аримберто ("Бьянка и Гуальтьеро" А. Ф. Львова, 1845);

в моск. Большом т-ре — Фарлафа ("Руслан и Людмила" М. Глинки, 1846; в этой партии, по мнению А. Серова, был одним из лучших).

Среди др. лучших партий: Выборный ("Наталка Полтавка" Н. Лысенко), Каспар ("Вольный стрелок" К. М. Вебера).

Др. партии: Сусанин ("Иван Сусанин" К. Кавоса), Тароп ("Илья-богатырь" К. Кавоса), Пентюхин ("Любовная почта" К. Кавоса), Твардовский ("Пан Твардовский" А. Верстовского), Брандт ("Старый гусар, или Пажи Фридриха II" А. Алябьева, И. Геништы, Л. Маурера, Ф. Е. Шольца); Папагено ("Волшебная флейта" В. А. Моцарта), Лепорелло ("Дон Жуан" В. А. Моцарта), Дон Альфонсо ("Лукреция Борджиа" Г. Доницетти, 1855), Фигаро и Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини, 1831), Вильгельм Телль (одноим. опера Дж. Россини), Фернандо ("Сорока-воровка, или Опасность судить по наружности" Дж. Россини), Сенешаль ("Жан Парижский" Ф. Буальдьё), Иаков ("Иосиф в Египте" Э. Мегюля), Людовик ("Людовик, или Ненависть и любовь" Л. Герольда и Ж. Ф. Галеви), Комменж ("Тайный брак, или Поединок в Пре о’Клер" Л. Герольда), Олифур ("Влюбленная баядерка" Д. Обера), Рихард ("Швейцарское семейство, или Тоска по отчизне" И. Вейгля), Гамильтон Дон Буцефало ("Женни" М. Э. Карафы), Лорд Рутвен ("Вампир, или Мертвец-кровопийца" Г. Маршнера).

Постоянной партнёршей П. на протяжении десяти лет (1835—45) и помощницей в разучивании партий была его жена А. Петрова-Воробьева.

Др. партнёры: Павел П. Булахов, В. М. Васильев 2-й, П. Виардо, С. С. Гулак-Артемовский, П. И. Гумбин, Ф. Комиссаржевский, Г. П. Кондратьев, Л. Лаблаш, А. А. Латышева, Л. И. Леонов, Д. М. Леонова, М. К. Леонова, Э. А. Лилеева, И. А. Мельников, Ж. А. Михайловская, Ф. К. Никольский, Д. А. Орлов, Ю. Ф. Платонова, Джованни Баттиста Рубини/Giovanni Battista Rubini, М. И. Сариотти, Ф. И. Стравинский, Антонио Тамбурини/Antonio Tamburini, М. Ф. Шелихова, О. Шредер. Пел п/у К. Альбрехта, И. И. Иоганниса, К. Кавоса, К. Н. Лядова, Э. Ф. Направника, Г. Ромберга, А. Рубинштейна.

Сцен. деят-сть П. сыграла огромную роль в истории рус. оперы. Образы, созданные великим певцом, заложили основы рус. нац. школы оперного исполнительства.

В 1832 выступил в роли атамана Башлыка в пьесе "Двумужница" А. Шаховского. Исп. также роль Выборного в муз. спектакле "Наталка Полтавка" И. Котляревского.

Исп. сольные партии в оратории "Сотворение мира"/"Die Schöpfung" Й. Гайдна (1835) и в финале 9-й симфонии Л. Бетховена.

Певец был известен также как тонкий интерпретатор романсов М. Глинки ("Ночной смотр"), А. Даргомыжского ("Капрал"), М. Мусоргского ("Савишна", "Сиротка", "Трепак"), С. Гулака-Артемовского и укр. нар. песен.

Среди его учеников — Н. Компанейский.

П. был в дружеских отношениях с Т. Г. Шевченко и со многими рус. композиторами. Мусоргский писал о певце: "Он вскормил меня художественной правдой, он вдохновлял меня к творчеству". Композитор посвятил П. "Трепак" (№ 3) из цикла "Песни и пляски смерти" (1875), А. Рубинштейн — романс "Волки", П. Чайковский написал к 50-летнему юбилею П. кантату-гимн "Умиляя сердце человека" на сл. Н. Некрасова (1875). В 1865 П. Виардо посвятила певцу романс "Утес" (сл. М. Лермонтова).

Имеются портреты певца худож. С. Зарянко (масло, 1849), К. Маковского (масло, 1871, Гос. Рус. музей, Санкт-Петербург), П. Каратыгина (в роли Бертрама), а также бюст арт. (скульптор Н. Лаверецкий, 1876, ЛИТМиК).

Соч.: Из неизданной автобиографии О. А. Петрова // Новое время. 1903. 24 февр., № 9689. С. 2; Там же. 1903. 3 марта. № 9696. С. 2.

 

Лит.: Кублицкий М. Б. История оперы в лучших её представителях: Композиторы. — Певцы. — Певицы. — М., 1874. С. 249—251;

Толстой Ф. Очерк жизни О. А. Петрова. — СПб., 1876, прилож. к № 20 журн. "Муз. свет"; Воспоминания о 50-летнем юбилее Осипа Афанасьевича Петрова 21 апр. 1875. — СПб., 1876;

Стасов В. В. О. А. Петров // Русские современные деятели. — СПб., 1877. Т. 2. С. 79—92;

То же в его кн.: Статьи о музыке. Вып. 2. — М., 1976;

Ястребцов В. О. А. Петров: Годы детства и юности // Рус. старина. 1882. Т. XXXVI. С. 377;

Петров Осип Афанасьевич // Русский биографический словарь, СПб., 1895;

Компанейский Н. Великий русский певец Петров: Личные воспоминания и записи бесед // РМГ. 1903. № 9. Стлб. 227;

Его же. О постановке в Александровском саду бюста Петрова — Сусанина // Там же. 1907. № 42;

Русские самородки в жизнеописаниях и изображениях. Вып. IX: Певцы. — СПб.: изд. Ученого Совета св. Синода, 1910;

Шлифштейн С. Великий певец О. А. Петров // Сов. искусство. 1937. № 42;

Львов М. Осип Афанасьевич Петров. — М.; Л., 1946;

Ласточкина Е. Осип Петров. — М.; Л., 1950;

Выдающийся русский певец // Сов. музыка. 1952. № 11;

М. И. Глинка: Литературное наследие. Т. 1. — М.; Л., 1952;

Глинка в воспоминаниях современников / Под общ. ред. А. А. Орловой. — М., 1955;

Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: От истоков до Глинки. Очерк. — Л., 1959. С. 735—749;

Его же. Русский оперный театр XIX века. 1836—1856. — Л., 1969. С. 53;

Ливанова Т. Н. Оперная критика в России. Т. 1. Вып. 1—2; Т. 2. Вып. 3—4. — М., 1966—1973 (вып. 1 совм. с Протопоповым В. В.);

Пекелис М. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. 1845—1857. — М., 1973. Т. 2. С. 325, 350.

Источник:

Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008. - http://slovari.yandex.ru

Ссылки на эту страницу


1 Глинка, Михаил Иванович
[Глінка, Михайло Іванович] (1804—1857), русский композитор, основоположник российской композиторской школы
2 Личности - П
[Особистості - П] - пункт меню
3 Музыканты и музыковеды
[Музиканти та музикознавці] - пункт меню
4 Театральные деятели, актёры
[Театральні діячі, актори] - пункт меню

Если Вы хотите поддержать сайт

Карта ПриватБанка:
5168 7556 1759 9598

WebMoney:

UAH

U424759725951

RUB

R595618315667

USD

Z159829102497

EUR

E256443352919