Леонова, Дарья Михайловна

Леонова, Дар'я Михайлівна, співачка.

Влітку 1879 р. до Полтави приїздив М. П. Мусоргський. У липні він разом з солісткою петербурзького Маріїнського театру Д. М. Леоновою дав 2 концерти в залі Дворянського зібрання.

 

Леонова, Дарья Михайловна [9(21).3.1829, по др. данным, 4(16).3.1834, Вышний Волочек, ныне Калининской области, — 25.1(6.2).1896, Петербург], русская певица (контральто). Училась в Петербургском театральном училище, позднее в Берлине и Париже у Дж. Мейербера и Д. Обера. Подготовив под руководством М. И. Глинки (высоко ценившего талант певицы, посвятившего ей свою "Молитву") партию Вани в опере "Иван Сусанин", Л. дебютировала в ней на императорской сцене; в 1851—73 пела в Мариинском театре в Петербурге и Большом театре в Москве. Партии: Азучена ("Трубадур" Верди), Рогнеда ("Рогнеда" Серова), Хозяйка корчмы ("Борис Годунов" Мусоргского) и др. Оставив оперную сцену, концертировала в России и за границей. Одна из выдающихся представительниц русской вокальной школы, Л. была замечательным интерпретатором народной песни, произведений современных композиторов, особенно М. П. Мусоргского. Преподавала в музыкальной школе, организованной ею в 1880 совместно с Мусоргским в Петербурге, и театральном училище в Москве (1888—92). Автор "Воспоминаний" ("Исторический вестник", 1891, №№ 1—4).

Лит.: Яковлев В., Д. М. Леонова, М. — Л., 1950.

Источник:

Большая Советская Энциклопедия

 

Highslide JS

Леонова (по первому мужу Гильдемейстер) Дарья Михайловна, 9(21).3.1829 (в нек-рых источ. 4(16).3.1834), Вышний Волочек Тверской губ., ныне Калинин. обл. — 25.1(6.2).1896, Петербург (похоронена на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, ныне Некрополь мастеров иск-в) — арт. оперы (контральто), драмы, концерт. певица и вокальный педагог. Род. в семье отставного офицера (из беглых крепостных крестьян). С 1839 жила с родителями в Петербурге. В 1849—51 вольноприходящая воспитанница Петерб. театр. уч-ща, где обучалась пению у Быстрова (определившего её голос как сопрано), затем у Н. Вителяро (как контральто), здесь обучалась также и балетному мастерству, и игре на муз. инструментах. В марте 1850 дебютировала в концерте, где исп. каватину Изабеллы ("Роберт-Дьявол" Дж. Мейербера), затем выступила в роли Катерины в комедии-водевиле "Катерина — золотой крестик". В том же году дебютировала как оперная певица в партии Вани в Эпилоге из "Жизни за царя" М. Глинки на сцене петерб. Александринского т-ра. Здесь же с успехом участвовала в драм. спектаклях ("Русская свадьба" П. Сухонина, "Русские святки" П. Каратыгина, "Пир у поэта Катулла" Г. Данилевского), водевилях (одна из лучших её ролей в этом жанре — Параша — "Ворона в павлиньих перьях" П. И. Григорьева, в этой роли выступила 15 июля 1864 в Саратове), дивертисментах, где с большим мастерством исп. рус. нар. песни ("Лучинушка", "Травушка") и романсы А. Варламова, О. И. Дютша. Выступала также в одноактных операх "Нюрнбергская кукла" А. Адана, "Свадьба Жанетты" В. Массе и др.

Зимой 1854/55 совершенствовала свое мастерство под рук. М. Глинки (композитор написал специально для Л. вокализы), по совету к-рого с 1855 занималась у А. Лодия.

Обладала звонким, сильным голосом широкого диапазона (от соль малой октавы до до 3-й), природной музыкальностью, чистой интонацией и ярким сцен. дарованием, особенно проявлявшихся в характерных ролях. Один из муз. критиков писал о Л.: "С эластичностью истинного дарования применилась к требованиям Новой русской школы и умела пленять речитативом, игрой, редким пониманием костюма, духа, смелым реализмом" ("Голос". 1876. № 263). В 1852 под рук. М. Глинки подготовила партию Вани, в к-рой осенью того же года дебютировала в петерб. Т-ре-цирке. В 1856 с большим успехом выступила в партии Лукреции Борджиа ("Лукреция Борджиа" Г. Доницетти). В том же году по совету М. Глинки отправилась в Берлин, где нек-рое время совершенствовалась в пении у Дж. Мейербера, затем три месяца в Париже у Д. Обера. Одновременно выступала в концертах с исп. рус. нар. песен и оперных арий. Позднее гастролировала по городам Германии, Франции, Бельгии и Польши (в Варшаве её слушал С. Монюшко). Зарубеж. критики называли Л. "чудным русским бриллиантом". Вернувшись в 1858 в Россию, вновь была принята в Мариинский т-р. В 1873, в результате разногласий с зав. репертуаром имп. т-ров П. Фёдоровым, была вынуждена покинуть оперную сцену. В 1858 была приглашена в Москву. Здесь исп. партию Азучены ("Трубадур" Дж. Верди). Гастролировала в Перми (1866, здесь выступала в драмах, водевилях, операх и концертах) и Екатеринбурге (1874). 21 апр. 1885 по просьбе С. Мамонтова выступила в партии Спиридоновны ("Вражья сила" А. Серова). Репертуар певицы насчитывал 14 партий в операх рус. композиторов и 12 — в операх зарубеж. композиторов.

1-я исп. партий: Степановны ("Фомка-дурачок" А. Рубинштейна, 1853), Княгини ("Русалка" А. Даргомыжского; эту партию готовила под рук. композитора, 1856), Остапа Поливоды ("Мазепа" Б. Фитингофа-Шеля, 1859), Ганксы ("Кроатка, или Соперницы" О. И. Дютша, 1860), Оксаны ("Запорожец за Дунаем" С. Гулак-Артемовского, 1863; композитор написал эту партию в расчете на исп. Л.), Скульды ("Рогнеда" А. Серова, 1865), Варвары ("Гроза" В. Кашперова, 1867), Маргареты ("Вильям Ратклиф" Ц. Кюи, 1869), Спиридоновны ("Вражья сила" А. Серова, 1871; эта партия была написана А. Серовым специально для певицы), Хозяйки корчмы ("Борис Годунов" М. Мусоргского, 2 я ред. в 3-х картинах, 1873), Власьевны ("Псковитянка" Н. Римского-Корсакова, 1-я ред., 1873);

в Петербурге — Лукреции Борджиа (одноим. опера Г. Доницетти, 1855, на рус. яз.), Азучены ("Трубадур" Дж. Верди, 1859, на рус. яз.), Еремеевны ("Наташа, или Волжские разбойники" К. Вильбоа, 1863);

на рус. сцене — Миссис Пэдж ("Виндзорские кумушки" О. Николаи, 1859), Гвидо ("Гонзаго"/"Густав III, или Бал-маскарад" Д. Обера, 1860), Урбана ("Гугеноты" Дж. Мейербера, 1862), Ортруды ("Лоэнгрин" Р. Вагнера, 1868);

в Мариинском т-ре — Марты ("Фауст" Ш. Гуно, 1869, создала жизненный и характерный образ);

в Екатеринбурге — Азучены ("Трубадур" Дж. Верди, 1874).

Лучшие партии: Ваня ("Жизнь за царя" М. Глинки), Ратмир ("Руслан и Людмила" М. Глинки), Княгиня ("Русалка" А. Даргомыжского), Рогнеда (одноим. опера А. Серова, специально для певицы композитор переделал сопрановую партию на контральтовую), Марфа ("Хованщина" М. Мусоргского), Лукреция Борджиа (одноим. опера Г. Доницетти), Азучена ("Трубадур" Дж. Верди), Леди Гарриет Дюрам ("Марта, или Ричмондский рынок" Ф. Флотова), Ортруда ("Лоэнгрин" Р. Вагнера).

Др. партии: Наина ("Руслан и Людмила" М. Глинки), Тетяна ("Москаль-чарівник"/"Солдат-колдун" Котляревского. Муз. аранжировал А. С. Гурьянов, 1864); Эльвира ("Дон Жуан" В. А. Моцарта), Леонора Гусман ("Фаворитка" Г. Доницетти), Гедвига ("Вильгельм Телль" Дж. Россини), Памела ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине" Д. Обера).

Партнёры: В. Бианки, В. И. Васильев, В. М. Васильев 2-й, С. С. Гулак-Артемовский, П. И. Гумбин, Г. П. Кондратьев, Е. А. Лавровская, И. А. Мельников, Ф. К. Никольский, Д. А. Орлов, О. А. Петров, Ю. Ф. Платонова, И. Я. Сетов. Пела п/у К. Вильбоа, К. Н. Лядова, Э. Ф. Направника, А. Рубинштейна, И. А. Труффи и др. дирижёров.

М. Глинка высоко ценил "самородный русский талант" певицы, составлял программы её выступлений, посвятил ей ряд произв., в т. ч. "Вальс-фантазию", цыганскую песню "Я пойду, пойду косить", романс "Молитва" ("В минуту жизни трудную"), специально для её голоса оркестровал романсы "Не называй её небесной", "Ты скоро меня позабудешь", "Ночной смотр". Л. была одной из первых исп. его романсов "Утешение" и "Не говори, любовь пройдет" и дуэтино "Вы не уйдете вновь".

Оставив оперную сцену в 1873 (прощальный бенефис состоялся 13 апр. 1874), продолжала выступать на конц. эстраде в России и за границей. Обращала большое внимание на стихотворный текст (постоянно оттачивала дикцию), муз. фразировку и стиль исп. произведения.

"Леонова отличалась там, где требовалось показать романс или арию — особенно наших „русских“ классиков: здесь каждое её замечание было драгоценным. Что же до голосовой техники, выработки дыхания и пр., обработки самого голоса, весь её метод имел чисто субъективный характер" (В. Шкафер)*.

Камерный репертуар включал также произв. А. Даргомыжского, М. Балакирева, А. Бородина (композитор посвятил певице романс "У людей-то в дому"), Н. Римского-Корсакова, Ц. Кюи, С. Гулак-Артемовского (композитор посв. певице романс "Спать мені не хочеться", 1861) и больше всего соч. М. Мусоргского и украинские (в т. ч. в обработке А. Серова), рус. нар. песни. В 1861 участвовала в Петерб. концерте в помощь родственникам Т. Шевченко, где исп. романсы М. Мусоргского на слова укр. поэта — "Гопак" и "На Дніпрі".

Неоднократно концертировала в Саратове (Загородный т-р Ф. И. Шехтеля, 12 и 16 июля 1864 вместе с Ф. К. Никольским; в конце июня 1865; летом 1869 дала два концерта в летнем т-ре совместно со своей ученицей Николаевой и пианистом Эльманом). В 1873 с триумфом гастролировала в Вене, Париже, Варшаве и Берлине, где исп. произв. рус. и зарубеж. композиторов (в числе последних — романсы Ф. Шуберта, Р. Шумана). Зарубеж. критики сравнивали арт. с певицами Дж. Гризи и М. Альбони. В 1874—75 гастролировала по России — Рыбинск, Кострома, Пермь (9 концертов, 1874), Екатеринбург (17 концертов; здесь же выступила в партии Азучены — "Трубадур" Дж. Верди в 5 спектаклях), Ниж. Тагил (2 концерта), Тюмень (2 концерта), Омск (6 концертов), Барнаул (6 концертов), Томск (11 концертов), Красноярск (6 концертов), Иркутск (6 концертов), Чита (2 концерта), Нерчинск, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток). Затем на рус. военном корабле "Боян" отплыла в Японию. где с огромным успехом выступала три месяца во многих крупных городах (в т. ч. в Йокогаме, Нагасаки, Токио). В конце 1875 посетила Китай (Шанхай и Ханькоу), в 1876 — США (Сан-Франциско, Чикаго, Филадельфия, Нью-Йорк). Возвратившись в Россию, выступала в благотворительных концертах в пользу сирот и вдов воинов, погибших на русско-турецкой войне, а также для рабочих, солдат, моряков и студентов.

С 1878 многие творческие планы Л. были связаны с М. Мусоргским, оказавшим большое влияние на её творчество. В июле—окт. 1879 они провели совместные гастроли по городам Украины и России — Полтава, Николаев, Елисаветград, Херсон, Одесса, Севастополь, Ялта (сентябрь), Ростов-н/Д (два концерта, 22 и 24 сент.), Новочеркасск (27 сент., зал Донской гостиницы), Воронеж, Тамбов, Тверь. В этих концертах Л. исп. вокальные произв. Мусоргского (в т. ч. "А он забыт, один лежит", "Забытый" и специально для неё написанную во время этих гастролей "Песенку о блохе"), произв. композиторов "Могучей кучки", а также Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Шопена. Мусоргский отмечал громадный "художественный успех" этой поездки. "Что за необыкновенный человек! Энергия, мощь, коренная глубина чувства — все, неизбежно увлекающее и приковывающее... Дарья Михайловна звучала необыкновенно свежо и сильно, а экспрессии ей не занимать стать... Честь и слава ей, гордо держит знамя русского музыкального искусства!". Композитор посвятил певице "Гаданье Марфы" из "Хованшины" (1878), "Песню Мефистофеля в погребке Ауэрбаха о блохе" и пьесу для ф-п. "На южном берегу Крыма" (1879).

1-я исп. произв. М. Мусоргского — "Гопака" (1868), "Песни Марфы" (с орк., 27 нояб. 1879, п/у Н. Римского-Корсакова), "Песни Мефистофеля о блохе" (1880), партии Марфы в заключительной сцене последней картины "Хованшины" (1879).

В сезоне 1881/82 по приглашению А. Г. Рубинштейна участвовала в симф. концертах памяти Н. Рубинштейна. Нередко выступала в концертах как чтец (произв. А. Пушкина, отрывки из романа Ф. Достоевского "Братья Карамазовы").

Талант Л. высоко ценили М. Глинка, А. Даргомыжский, Ц. Кюи, А. Островский, А. Серов, В. Стасов, П. Шостаковский.

Л. вела также педагогич. деят-сть. В 1880 (вместе с М. Мусоргским) открыла в Петербурге частные вокальные курсы, в 1888—92 преподавала в Моск. театр. уч-ще. С 1893 давала частные уроки в Петербурге.

Среди её учеников — П. И. Богатырёв, И. С. Виноградов, К. П. Данаев, Н. И. Дементьев, А. М. Додонов, Л. Д. Донской, А. О. Каратаева, С. Логинова, П. С. Оленин, О. П. Павлова (в конце 1880-х гг.), И. С. Петров (с 1893), Ю. А. Рейдер (два года), В. П. Шкафер два года), Д. Х. Южин, А. А. Якубовская (в начале 1880-х гг.).

Л. автор романсов "Слеза" (1855), "Письмо после бала" (написано совместно с Мусоргским, 1879, в нек-рых источ. 1887; исп. в концертах под аккомпанемент Мусоргского).

Её скульптурный портрет работы П. П. Забелло находится в ГРМ.

Соч.: Воспоминания артистки императорских театров Д. М. Леоновой // Историч. вестник. 1891. Т. 43. янв. С. 120—144; февр., с. 326—351; март., с. 632—659; апр., с. 73—85.

Архивные материалы Л. в Государственном театральном музее им. А. Бахрушина (фонд № 145, 3 ед. хр., 1881—1882).

 

Лит.: Три письма к Д. М. Леоновой // Муз. свет. 1874. № 1. С. 4—5:

Левинсон О. Из области музыки. — М., 1885. С. 295—296;

Синкевич В. Былые встречи // Историч. вестник. 1893. апр. С. 90—115;

Д. М. Леонова. (Некролог) // Ежегодник имп. театров. Сезон 1895—1896. — СПб., 1896. С. 499;

Корш Е. Брызги памяти // Историч. вестник. 1911. окт. С. 156—160, 164;

Модзалевский Б. К биографии Глинки. (Несколько неизданных писем) // Музыкальная летопись: Статьи и материалы. Вып. 3. — Л.; М., 1925;

М. П. Мусоргский: К 50-летию со дня смерти. 1881—1931. Статьи и материалы. — М., 1932;

Шкафер В. П.* Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936. С. 14—38;

А. Н. Островский и русские композиторы: Письма. — М.; Л., 1937. С. 228;

Канн Е. Забытый вальс. (Из биографии русской певицы Д. М. Леоновой) // Огонек. 1946. № 8. С. 30;

Штейнберг А. Д. М. Леонова // Сов. музыка. 1946. № 2—3. С. 121—123;

Яковлев В. В. Д. М. Леонова. — М.; Л., 1950;

Глинка М. И. Литературное наследие. Т. 2: Письма и документы. — Л., 1953;

Глинка в воспоминаниях современников / Под общ. ред. А. А. Орловой. — М., 1955. С. 421;

Гарденин В. Гастроли в Сибири известной русской певицы Дарьи Леоновой (1874—75 гг.) // Томск. 1955. № 8. С. 160—162;

Из музыкального прошлого: Сб. очерков / Ред.-сост. Б. С. Штейнпресс. — М., 1960. Т. 1. С. 45, 85, 157, 376—379;

Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1836—1856. — Л., 1969. С. 380—384, 447—449;

Ларош Г. А. Избранные статьи. — Л., 1976. Вып. 3. С. 91, 123;

Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. — 9-е изд. — М., 1982. С. 168;

Шиков В. Музыканты Верхневолжья. — М., 1984. С. 39—51;

Шиков В. У истоков нашей эстрады // Волга. 1984. № 1. С. 161—169;

Шиков В. Русское диво. — Калинин: Моск. рабочий, 1987;

Витвицкий К. З. Артисты пермской оперы. — Пермь, 1987. С. 37—38;

Барсова Л. Г. Н. И. Забела-Врубель: Глазами современников. — Л., 1982. С. 7;

Заречная Н. Кругосветное путешествие артистки императорских театров // Памятники Отечества. 1992. № 28.

Источник:

Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008. - http://slovari.yandex.ru

Ссылки на эту страницу


1 Воспитание личности в семье Оголевцев
[Виховання особистості в родині Оголевців] – Полянская Галина // Культурные практики как фактор социокультурной модернизации современного украинского общества: материалы Всеукрайинськои научно-практической конференции (Полтава, 21-22 апреля 2015 года) / Под. ред. А. И. Литвиненко, А. В. Лукьяненко. - Полтава: ПНПУ имени В. Г. Короленко, 2015. – 250 с.
2 Личности - Л
[Особистості - Л] - пункт меню
3 Музыканты и музыковеды
[Музиканти та музикознавці] - пункт меню
4 Мусоргский, Модест Петрович
[Мусоргський, Модест Петрович] (1839—1881), русскиий композитор
5 Полтава. Историческая справка
Полтава. Историческая справка
6 Театральные деятели, актёры
[Театральні діячі, актори] - пункт меню

Если Вы хотите поддержать сайт

Карта ПриватБанка:
5168 7556 1759 9598

WebMoney:

UAH

U424759725951

RUB

R595618315667

USD

Z159829102497

EUR

E256443352919