Помочь сайту

4149 4993 8418 6654

К истории Полтавского Крестовоздвиженского монастыря: архимандрит Феодосий и предоставленные настоятелям отличия при богослужении

И. Ф. Павловский. К истории Полтавского Крестовоздвиженского монастыря: архимандрит Феодосий и предоставленные настоятелям отличия при богослужении.

Подається за виданням: И. Ф. Павловский. К истории Полтавского Крестовоздвиженского монастыря: архимандрит Феодосий и предоставленные настоятелям отличия при богослужении. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. — 1913. — № 36. — С. 2684-2691.

Переведення в html-формат: Борис Тристанов.

— 2684 —

К истории Полтавского Крестовоздвиженского монастыря:
архимандрит Феодосий и предоставленные настоятелям
отличия при богослужении.

Одним из образованных настоятелей Полтавского Крестовоздвиженского монастыря, а возможно и единствен-

1) Очерки эти составлены по арх. делу св. 45 1903 г. № 156.

— 2685 —

ным, исключая, конечно, епископов, был архимандрит Феодосий. Из трех кандидатов на место настоятеля в Крестовоздвиженский монастырь Святейший Синод избрал игумена Феодосия (другие кандидаты — наместник Киево-Печерской Лавры иеромонах Иероним и блюститель ближних пещер иеромонах Павлин). Феодосий (в мире Стефанович, Стефановский), «природою из светского звания», «малороссийской нации», учился в Киевской Академии. В 1764 г. принял монашество. С 9 января 1768 г. по Июль 1774 г. был преподавателем низших латинских классов Академии и вместе истолкователем катехизиса. В 1774 г. переведен в Крутицкую епархию, был игуменом Московского Покровского монастыря. В начале Июля 1776 г. он был переведен в Лихвинский Покровский Добрый монастырь. В 1777 г. учитель высших классов Ярославской семинарии, а вскоре игумен Углицкого Алексеевского монастыря и смотритель духовного училища. В 1783 г. присутствующий в Ростовско-Ярославской консистории. В следующем году — игумен Киевского Кирилловского и член духовной дикастерии, в 1788 г. — игумен Георгиевского Козелецкого монастыря, а в следующем Полтавского Крестовоздвиженского, где и скончался 23 марта 1811 г., 68 лет от роду. В течение своей жизни, архимандрит Феодосий служил в 9 местах.

Князь Куракин ходатайствовал о его награждении. «Феодосий, архимандрит Полтавского Крестовоздвиженского монастыря, писал он гр. Кочубею, по его личным дарованиям, благоуспешности в проповедовании, попечительности в порученных ему должностях и усовершенствовании училищ, в коих преподавал науки, заслуживает монаршее отличие возложением на него знаков ордена св. Анны 2-й степени и потому что управляет он монастырем в губернском городе состоящем, нужно бы было, чтоб в служении пользовался он правом по примеру настоятеля Нежинского монастыря или какое Правительствующий Синод за удобное найдет ему назначить». Архимандрит был очень доволен полученной наградой и в высокопарных выражениях, какие в то время употреблялись, благодарил князя. Князь по-

— 2686 —

здравил о. Феодосия с получением награды, на что о. Феодосий и ответил.

Сиятельнейший Князь.
М. Г.

При почтеннейшем вашего Сиятельства писании имел я счастье получить высочайший Его Императорского Величества рескрипт и орден св. Анны 2 класса всемилостивейше мне пожалованный. Сиятельнейший Князь!.. вы удивили на мне милости ваши. Орден на рамена мои возложенный всем проповедует, коль благодетельная вашего сиятельства душа!...

Государь Император в высочайшим рескрипте своем ко мне изволил написать так: приняв с удовольствием дошедшее ко мне свидетельство об отличном употреблении дарований ваших; но кто возвестил Его Величеству о старце уединенном в келии и мало кому известном? Кто был о нем ходатаем у престола Монаршего? Сиятельнейший Князь! Божественное орудие! не ваша ли христианская добродетель сотвори мне вся сия? что же я могу воздать вашему сиятельству за толикие ваши ко мне благотворения?

Господь Бог сам да будет награда ваша. Он да приложит дни на дни и лета на лета ваши, он да продлит дрожайшую жизнь вашу благочестию церкви и пользе Отечества посвященную до старости и престарения вашего. Он да дарует вам и дрожайшей супруге вашей в любезных чадах ваших не точию знаменитой фамилии вашей, но и славы и достоинств и добродетелей ваших преемников и наследников. О сем преблагого Бога, которого алтарю не достойный есьмь служитель, пока дыхание во мне, молить не престану etc...

1803 г. мая 1 дня.

Архимандрит Феодосий, как первое лицо в то время (епископы жили в Переяславе), произнес слово при открытии Полтавской губернии в 1802 г. 1) Свою речь он пожелал напечатать, а в то время надо было об этом ходатайствовать перед святейшим синодом, о чём

1) Арх. Г. Правления, св. 45 г- № 156.

— 2687 —

архимандрит Феодосий просил кн. Куракина. Князь пишет из Петербурга архимандриту письмо, где его характеризует как видного деятеля.

Ваше Высокопреподобие
Милостивый Государь мой!

Исполнив приятное для меня поручение вашего высокопреподобия испрошением дозволения Святейшего Правительствующего Синода напечатать говоренное вами слово при открытии Полтавской губернии 1) и препровождая к вам несколько напечатанных экземпляров, я еще больше имею удовольствие вас, мой пастырь, предуведомить, что достоинства ваши, рвение к исполнению своего долга и изящные сану вашему соответствующие и украшающие его достигли слуха верховного начальства и всемилостивейшего монарха; да животворит радостью событие дух ваш, а вы почтите памятованием поручающего себя вашим молитвам и пребывающего с совершенным, непрерывным почтением etc...

С. П. 7 мая 1803 года.

На это письмо архимандрит Феодосий ответил князю 29 мая 1803 г. В нем описывается впечатление, какое произвело на него напечатание его речи. В нем он излил и свои чувства к князю.

«Имел я счастье получить от вашего сиятельства препровожденное ко мне мая от 7 числа драгоценное писание, читал я и прочитывал оное в радостном восторге моем многократно. Ваше Сиятельство умножая умножили милости ваши ко мне. Что верховному своему начальству и самому всемилостивейшему монарху старец в отдаленности и неизвестности живущий ведом стал, кому сие редкое благотворение отнесть, как не к вашему сиятельству. Сие творить точию великой вашей душе и свойственно и можно. Ваше сиятельство имеете во мне должника тысячекратно должного. Но чем я могу воздать?.. Одно для меня убежище. Благодарность есть такая монета, которую и старцы имеют и вельможи приемлют.

1) Оно напечатано в Полтав. Губ. Вед. 1864 г., № 5.

— 2688 —

Сиятельнейший Князь! приступаю к жертвеннику Господню, аще забуду тебя, аще на помяну высокой фамилии вашей в молитвах моих пред Престолом Божиим? Забвена буди десница моя. Приймите ваше сиятельство сие чистейшее уверение и свидетельство совести от того, который с неизменною глубочайшею преданностью до последних минут дыхания своего пребыть имеет» etc... арх.

Феодосий.

Мая 29, 1803 года.

Нужно полагать, что архимандрит Феодосий был достойный человек. Кн. Куракин не принадлежал к тем деятелям, который бы напрасно расточал похвалы, он был слишком требователен как к себе, так и к другим.

Архимандриту Феодосию, а также и всем его преемникам по настоятельству, если они только в сане архимандрита, согласно ходатайству князя Куракина, были дарованы отличия при богослужении, какими в то время пользовался Нежинский Благовещенский монастырь. Последнему монастырю эти отличия даны были грамотой митрополитом Рязанским, Стефаном Яворским, блюстителем патриаршего престола, что было в 1717 г. Эти отличия, полученные Полтавским Крестовоздвиженским монастырем, так изображаются в этой грамоте: в служении всякого священнодействия и в Божественной литургии носити имать на главе своей шапку многоценным елико можно украшениемь сияющую; на фелоне святый крест обвешен на веризе злате или серебряне или от иного вещества ценовного составленный, при препоясании по лицу в руках имети жезл епископский или патерицу; на вход великий в херувимскую песнь из олтаря с прочими священнослужительми не исходити; (разве сице будет литургисати при своем архиереи) но приимати святыя предложенные дары в дверех царских, и наддарами святыми носити рипиды и тех же в иных случаях идеже прилично употребляти, во всех же церковных служениях и священнодействиях, на всяком месте ковер под нозе постилати; мантию ему архимандриту носити со скрижальми, на них же изображение имать быти благовещение пресвятыя Богородицы, на единой стране пресвятая Богородица, на другой ангел благовестник в таковой ман-

— 2689 —

тии и кроме служения и кроме церкви, купно с честнейшим крестом явственно на персех висящим ходити имать. Мир всем возглашающи на литургиях или на молебствии или иных служенияхь осеняти имать народ благословляющею десницею крестообразно».

Все эти отличия даны Св. Синодом Указом 1803 г. апреля 13 и 20-го чисел, но с небольшим видоизменением. На скрижалях мантии повелено было носить изображения, на правой стороне Георгия Победоносца стоящего, а на левой, Сампсония Странноприимца в память знаменитой победы, одержанной в день святого над шведами под Полтавою 1).

Награды епископам.

Кн. Куракин ходатайствовал и о награждении епископов Сильвестра и Виктора. Вот его ходатайство о награждении архиепископа Виктора.

«Виктор, архиепископ Малороссийский Черниговский, кроме личных достоинств сану его соответствующих, примерным попечением его о внутреннем порядке на всего относящегося до устроения церквей и священнослужения и о благочинии и о нравственности служителей церкви, быв любим и почитаем в высшей степени всеми состояниями, тем паче еще усугубляет обязанность мою о всеподданнейшем испрошении всемилостивейшего воззрения, что в последнее происшедшее возмущение в Польше претерпел он все ужасы и страдания, с таковым бедственным временем сопрягавшиеся, а как и по ныне не облечены они никаким знаком ордена всемилостивейше пожалование его, по примеру других архиепископов, кавалером ордена Александра Невского».

Награждение состоялось и кн. Куракин поздравил архиепископа с монаршей милостью. Архиепископ Виктор благодарил князя. Интересно, какое впечатление на архиепископа Виктора произвело получение этой награды, о чем сообщает в письме к князю Куракину Черниговский губернатор барон ф.-Френсдорф, вручивший архиепископу высочайший рескрипт. Губернатор в

1) Арх Г. Правл. св. 45 № 156, 9-10.

— 2690 —

письмо от 21 апреля 1803 г. сообщая о других делах, между прочим пишет: «надо быть очевидцем чтоб вообразить себе радость почтенного нашего старца преосвященного Виктора, после долговременного страдания видя себя удостоенного высочайшего внимания и получа столь знаменитый знак отличия, единственно предстательством о нем вашего сиятельства. Первые слова его были: «я был болен от печали, а теперь болен буду от радости), потом целый час плакал, целовал высочайший рескрипт и благословлял Монарха и великодушного своего покровителя» 1). Архиепископ Виктор скончался в 1803 году. Он был с 1785 г. епископом Переяславским и Бориспольским. В 1789 г. он был схвачен поляками и отвезен в кандалах в Варшаву, где просидел в тюрьме до второго раздела Польши. В 1793 г. он был епископом Минским и Волынским, а с 1796 г. архиепископом Черниговским.

Награжден был орденом Анны 1 степени и первый епископ полтавской епархии, Сильвестр Лебединский за «попечение о семинарии и похвальное управление своей епархии».

Кн. Куракин послал ему в мае месяце Высочайший рескрипт и поздравил его с монаршей милостью. Епископ благодарил князя. Но, узнав затем, что он получил эту награду, благодаря ходатайству князя Куракина, послал ему вторичное письмо, где в витиеватых выражениях благодарил его. «Бессмертными благотворной души вашего сиятельства щедротами давно уже имел я щастье пользоваться. Совершенство оных чувствовал я прежде; но ныне, когда узнал, что ваше сиятельство, премного участвовали в доставлении мне Монаршей милости в знаке ордена Анны 1 степени, не могу изъяснить словами милостей вашего сиятельства. Едино сердце печатлеет оные на скрижалях своих. Едина душа кроет оные до глубины чувствительности своей. Прочее молю всеблагого Бога, да той в многотрудных подвигах ваших предходит вам благодатию своею во вся дни живота вашего и да соблюдает вас со

1) Парт. переписка кн. Куракина, №: 353, стр. 136.

— 2691 —

всею дражайшею фамилиею вашею целоздравственно для пользы нашего отечества до маститой старости. Приймите убо, сиятельнейший князь, сие мое сердечное желание, яко благ псалом и пробавьте и в грядущее время любовь и милости свои к тому, который сохраняя к особе вашего сиятельства нелестное и истиннейшее высокопочитание и душевную преданность за долг и щастье почитается до последнего издыхания быть вашего сиятельства etc...»

l803 г. июня 5 д.
Переяслав.

Кн. Куракин, побывав в Переяславе, посетил по приглашению епископа Сильвестра, Переяславскую семинарию, что было в 1805 г. Она ему понравилась и он представил к награде ее ректора, протоиерея Домонтовича, игравшего большую роль при епископе Сильвестре. Казалось бы, что представление к награде должно быть заботой Полтавского епископа, но кн. Куракин действовал самостоятельно и о награждении ректора ходатайствовал у первоприсутствующего в Святейшем Синоде митрополита Амвросия.

И. Ф. Павловский.

 

Ссылки на эту страницу


1 Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського]
2 Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций

Помочь сайту

4149 4993 8418 6654