Помочь сайту

4149 4993 8418 6654

Из старых епархиальных нравов

И. Ф. Павловский. Из старых епархиальных нравов.

Подається за виданням: И. Ф. Павловский. Из старых епархиальных нравов. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. — 1879. — № 11. — С. 520-525.

Переведення в html-формат: Борис Тристанов.

— 520 —

Из старых епархиальных нравов.

"Правда с кривдой спокон века одним колесом по миру катится". Это положение применимо как к отжитому прошлому, так и к текущей действительности быта приходского пастырства. Взять, примером, тесный круг требоисправлений и обособить из них браковенчания. Сколько здесь находилось прежде и теперь совершается различных уклонений, великих и малых, от

— 521 —

канонических и административных постановлений и требований — трудно счесть. Ни один, кажется, год не проходит без того, чтобы то в тех, то в других "Епархиальных Ведомостях" не появилось распоряжений епархиальной власти к сведению и непременному исполнению, вызванных каким-либо непорядком при совершении бракосочетания. Сдается, что значение этого акта, а тем паче нелегкость ответственности, которой подпадают виновные в нарушении постановлений, относящихся к акту, должны бы упразднить поводы к промахам и злоупотреблениям, вызывающим кару. Но нет...

Если помянуть лета древние, то пред нами восстанет та же кривда при освящении священнослужителями брачных союзов, которая подмечается и теперь и об искоренении которой заботится не местная только епархиальная администрация, но и центральное духовное правительство 1). При сопоставлении былых кривд с нынешними, усматриваем, в отличие от теперешнего положения дела, что старая епархиальная власть непомерно карала клириков, завиненных в проступках, допущенных при совершении таинства брака. — Мы распола-

1) Чтобы устранить упрек в утрировке, в обобщении единичных образчиков неправильностей при совершении браковенчаний, представляем изданное Св. Синодом в 1865 году подтверждение о соблюдении предосторожностей при браках. Оно гласит следующее: "Св. Синод, усматривая из производящихся в нем дел, что по неточному исполнению священнослужителями правил, постановленных для предупреждения незаконных брачных сопряжений, случаи таких сопряжений в разных видах встречаются весьма не редко, — постановил: вменить всем священно-служителям в непременную обязанность: — при совершении таинства брака неуклонно соблюдать" и пр.

— 522 —

гаем возможностью воспроизвести, на основании архивных клочков 2), одно из брачно-криминальных дел из поры переяславско-бориспольской епаршеской юрисдикции семьсот сороковых годов.

Стояла мясопустная седьмица 1740 года. Некий Обуховский житель 3), "молодик" (холостой) Федор Димитриев, "желая пояти себе в жену девицу Феодосию Искровну 4) с старостами своими, испросивши свиде-

2) Указ переяславской консистории от 5 марта 1740 года "всечестному" протопопу золотоношскому Василию Петрашевичу, за подписью иеромонаха Сильвестра, духовника "катедры" и иерея Павла Скрипичинского, катедрального писаря-секретаря.

3) Обуховка — село при р. Псле миргородского уезда.

4) Судя по генеалогическим данным об исторической фамилии Искр (собраны А. М. Лазаревским, Русский архив, издан. 1875 года, книга II, 300-300), Феодосия Искровна не принадлежала к составу этой фамилии. Но по прихотливости случая имеется архивное показание, приуроченное к фамилии Искр и тоже связанное с брачной неурядицей. В мае 1720 года Погарский (Черниг. губ.) протопоп писал местному сотнику Галецкому следующее: "Пан Захарий Искра (брат известной жертвы мазепиной мести, Ивана Искры), встретившись на ярмарки 10 мая со мною и другими священниками, стал нас бамнить без всякой нашей вины, и пред всем народом, как есть в ярмарку, пан Искра стал меня по лбу палкою бить, приговаривая: ты, мовит, протопоп, пеский сыну, без указу катедрального что хочешь, то и чинишь, викариев в ваши церкви уставляешь; а мое прошение о вступлении в малженский стан (в брак) весьма презираешь и стал нас ругать словесы неудобосказательными, сколько его необузданного языка ставало". Протопоп не венчаль Искры потому, что не желал творить противности монаршему указу о невенчании с беглыми (невста Искры была беглая "великороссийская девка"). Сотник Ганецкий донес гетьману Скоропадскому, что "пан Искра, борзо хмелем часто

— 523 —

тельствованную хартию у священника стовпячского 5) Антония", отправился в Борисполь 6) к наместнику правившего епархией владыки, "ясне в Богу преосвященнейшего господина архипастыря, кур-Арсения Берла, Божиею милостию православного епископа переяславского и бориспольского". К обязанностям наместника относилась выдача желающим брачиться венечных памятей 7). Бориспольский наместник, протопоп Марк Богданович, "заподлинно ведая, что по правилам святых отец от мясопустной недели до фомина понедельника венчания и блогословения брачная от церкви запрещена и удержана суть, — склонившись на прошение их, помянутых обуховских жителей, писанием своим к стовпячскому священнику предложил: таких-то людей, допросивши откуда они, не имеется ли между ними какова сродства, или живой жены, а по том допросе на произволении-де твоем" Такого рода полудозволением на совершение брака наместник пытался разрешить проблему "и овцы целы и волки сыты". Епаршеская власть, на суд которой поступило в след за обвенчанием "молодика" де-

себе заводячи и страх оставивши, позвал к себе попа, тем же пьянством исполненного, которому не раз уже протопоп грозил, чтобы пьяных пьяный не венчал, — и на крепко в своем дворе затворившись, кричал: венчайте меня, а то сам себя застрелю на вашу душу, и уничтоживши все препятствия, сватовство проклятое чинил". Архив малороссийской коллегии, № 1528.

5) Столпяги — село Переяславского узда.

6) Борисполь — местечко того же уезда, один из древних поселенных пунктов в губернии.

7) Венечная память — открытая грамота на вступление в брак; имея значение одной из кафедральных доходных статей, так как выдавалась со взысканием известной пошлины ("Описание Киево-Софийского собора", стр. 160).

— 524 —

ло о безвременном бракосочетании, нашла, что Богдановичу не подобало писать подобным образом, "яко наместнику но "яко ведущему" следовало бракосочетание во все возбранить". Это недостаточно. Наместник Богданович, выдав в замен венечной памяти нечто бесформенное, в роде "партикулярной" грамотки, написал поверх ее: Deus benedicat. Стовпягский священник получил реченную грамотку в мясопустное воскресенье вечером. Вникнув в смысл ее, незатруднительный для постигавшего сочетать латинский глагол с существительным, священник тем не менее "поопасывался" вечером совершать предблагословенное наместником таинство. На другой день, в "сырный понедельник", пред обедом, священник сочетал первым браком Федора Дмитриева с девкою Феодосиею. Это было 11-го февраля 1740 года.

Меньше чем через месяц, 5 числа марта, Переяславская консистория отправляла к протопопам, состоявшим в ее ведении, указы по делу о безвременном повенчании, о винах наместника Богдановича и священника Антония. Наказания, вызванные винами "явными" и постигшие в единообразном объеме как протопопа, так равно и иерея не могут быть названы легкими даже с тогдашней точки зрения, когда продолжал еще свирепствовать бироновский кнутобойный режим. Епархиальный суд нашел, что наместник и священник подлежат по силе святых правил извержению; но по "снисходительству" оба подвергнуты более "легкой" каре. Содержание кары сводится к следующему: наместник отставлен прежде всего от "послушания" своего; за тем ему вместе с стовпягским священником, который на свою беду разумел латинскую речь, запрещено на целый год священнослужение. Достаточно, по-ви-

— 525 —

димому, кара отпущена полной порцией. Но дело вершилось в те времена, когда в юридическом обиходе духовных владык видное место занимали палки и прутья, цепи и подземные тюрьмы. Злополучные наместник со священником кроме указанной части взыскания, относительно легкой, определены на целый год пребывать "в работизне монастырской неисходно", опричь наказания, учиненного им на теле и сидя "на чепе".

Стародавняя владычная крутость, в применении своем в данном разе, преследовала цель "да и протчии страх имеют в звании своем, радетельно и благочинно, как закон веры повелевает".

Ив. Павловский.

 

Ссылки на эту страницу


1 Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського]
2 Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций

Помочь сайту

4149 4993 8418 6654