Помочь сайту

4149 4993 8418 6654

Из клиро-бытовых наблюдений архиепископа Полтавского Гедеона Вишневского

И. Ф. Павловский. Из клиро-бытовых наблюдений архиепископа Полтавского Гедеона Вишневского.

Подається за виданням: И. Ф. Павловский. Из клиро-бытовых наблюдений архиепископа Полтавского Гедеона Вишневского. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. — 1879. — № 2 — С. 62-74.

Переведення в html-формат: Борис Тристанов.

— 62 —

Из клиро-бытовых наблюдений архиепископа
Полтавского Гедеона Вишневского.

Есть присловье: «счастливы народы, не имеющие истории». Штемпелем счастья подобного рода запечатлено епархиальное управление прошлой поры. Оглядывая наличие относящихся к этой области бытописных изысканий, следует уж подлинно сказать, что «раз — два, да и обчелся». Не законченное покамест «историко-статистическое описание С.-Петербургской епархии»; «История Московского епархиального управления» Розанова (три

— 63 —

части, Москва, издан. 1869-1871 г.); «Историко-статистическое описание Черниговской епархии» архиепископа Филарета Гумилевского (1873-1874. г., семь книг) — вот и все капитальные труда по части воспроизведения отжитых епархиальных судеб, — исследования значительно выделяющиеся по своим достоинствам от других, тожественных с ними по задаче, но выполненных далеко не с такой отчетливостью. Нужно и то сказать, что пока что, четыре пятых отечественных епархий не собрались доселе с силами, чтобы снять наслоения пыли, густыми залежами застилающие от современного взора минувшие епархиальные времена, былую жизнь «епаршеского» ведомства, ее уклад, направление, отношения к обществу и проч. и проч.

Полтавская епархия не составляет исключения в этом отношении. Перед нами двадцать пять томов органа нашей епархиальной земли, за шестнадцать лет его издания, и в этом громоздком свитке не сыщется и пятидесяти печатных листов, которые прямо и непосредственно относились бы к епархиальной истории. В частности, что касается бывших местных духовных владык, их архипастырской деятельности, поколику последняя выражалась в административных воззрениях и мерах, непосредственно регламентированных иерархами, то на сей счет у нас не сделано и того малого, образчики чего представлены в других кафедральных листках, в роде, примером, весьма характеристичных резолюций архиепископа Иакова Вечеркова (Саратовские епархиальные ведомости, издан. 1877 года, вып. IV), или «замечательнейших распоряжений Севских иерархов» (Орловские епархиальные ведомости, издан. 1868 года, вып. II) и друг.

Сказанное положение дела, епархиальной старины обу-

— 64 —

словливает то обстоятельство, что не имеется более или менее цельного представления о такой выдающейся личности в сонме Полтавских иерархов, каким был первый на здешней кафедре архиепископ и второй из местных святителей, принимавших участие в центральном управлении русской церковью *). Речь идет про архиепископа Гедеона Вишневского (1834-1849). В «епарх. ведомостях» два раза переписан формуляр преосвященного и — только. — На одном уровне с формулярным списком стоит не ясная тень биографии архиепископа, заволакивающая восемь не полных листиков «Странника» (издан. 1873 года, т. IV, 105-120). Это подобие биографического труда переполнено пробелами. Достаточно сказать, что отношения архиепископа Гедеона к поверстанию Кременчугских старообрядцев в единоверие исчерпываются в 27 строчках, тогда как сам же автор говорит, что этим делом преосвященный постоянно и неустанно занимался с самого поступления на паству, и добавим от себя, написал пять воззваний (о которых биограф ни слова) старообрядческому обществу Кременчугской Покрова Богородицы церкви и посада Крюкова Рождества Богородицы церкви прихожанам. Воззвания эти относятся к периоду времени с

*) Преосвященный Гедеон был вызываем в Св. Синод в качестве присутствующего; звание Синодального члена имел Переяславский епископ Никодим Сребницкий (1746-1761), состоя архимандритом Костромского ипатиевского монастыря. Сведения об этом иерархе находятся: в «Черниговеких губернск. ведомостях», издан 1855 г. и в «епархиальных известиях» издан. 1876 г. (ст. протоиер. Страдомского, начиная с XX вып. прибавления к «Известиям»), а также в «Страннике» (издан. 1868 г., вып. I и 1876 г., вып. VI исследования свящ. М. Архангельского).

— 65 —

1836 по 1839 год (Сын Отечества, издан. 1862 г., вып. XXXVI).

Обстоятельная подготовка и внимательная разработка материалов для биографии архиепископа Гедеона составляют предмет необходимости для того, чтобы составились исторические поминки, достойные имени иерарха, как лучшего из людей своего времени и как выдающегося, наблюдательного администратора. Помещаемые в след за сим документы имеют своим предметом отношения архиепископа к дисциплинарным и отчасти моральным изъянам в застигнутой им жизнедеятельности туземного пастырства тридцатых годов.

— В 1835 году преосвященный Гедеон произвел посещение епархиальных церквей. Результатом этого посещения было следующее предложение Консистории.

При обозрении епархии замечено мною: Первое. Некоторые церкви, при способах довольно порядочных, не исправляются в ветхостях своих. Внутри во многих церквях очень неблаговидно *), как на стенах церкви, которые при ветхости своей и течи безобразия показывают, так и в алтаре. Ибо во многих местах стоят в алтаре угольники, или жаровни, и сундуки;

*) Переяславский епископ Анатолий Максимович (1812-1816) по поводу украшения трехсвятительской церкви мест. Смелого снаружи красками без особого на то дозволения начальства, — издал такое распоряжение от 22 ноября 1812 г: «подчинки маловажные и сопряженные с необходимостью, как-то: поправления окон, дверей и полов с крылец должны быть немедленно исправляемы без отношения в главнейшему начальству; — но важнейшие, в которых нужна предосторожность, чтобы не допустить безобразия, запрещены указом св. правит. Синода, 1804 г. Ноября 28 дня, как-то: обшалевания, перемена подвалин, кровель, иконостаса и проч. Сии последние, так как и самая порча временем была

— 66 —

также льют воду около жертвенников под пол. Пещись о благоустройстве храма есть дело священника, а надзирать за попечением его о храме есть дело благочинного. Не делает чести священнику, когда он двадцать или тридцать лет находится при одном приходе и за свою бытность никаких устроений не сделает. О храме пещись подобает, как и о душе своей; Господь потребует отчета на суде и за небрежность о церкви. Отзываться же бедностию священнику не следует; ибо при всякой церкви все можно устроить порядочно, если нет способов хорошо убрать. Дело священника внушать прихожанам, что лучше сберечь малое пожертвование для храма, нежели обратить его на образ жизни невоздержной. А помещиков следует приглашать к пожертвованию духом христианским. Посему поставляется в обязанность, чтобы церкви внутри содержимы были в возможной благовидности, чтобы из алтарей жаровни были вынесены, чтобы везде старались устроить пономарню и ризницу по обеим сторонам алтаря; ризницу держать не в сундуках, а в шкапах. Если же после сего замечен будет священник в небрежности, он и благочинный будут подлежать ответственности. Второе. В некоторых церквах устроены кружки са-

допущаема, заблаговременно могут быть предусматриваемы и втечении времени исправляемы; для того и не должно приступать к оным без освидетельствования и рассматривания высшего начальства. — Чтож касается до окрашения церквей извне по произволу прихожан, то как сие несопряжено с необходимостию и не требует скоропостижности, а при том в предосторожность, чтобы вместо желаемого благолепия церковь не была обезображена, — без рассмотрения архиерейского не позволяется, но надлежит тем прихожанам чрез священно-служителей или лично, с подробным объяснением своих намерений просит позволения».

— 67 —

мые не надежные и ст. замком слабым. Устроить крепкие есть дело священника и благочинного, но так, чтобы суммы помесячно или понедельное были оттуда вынимаемы и полагаемы в сундук, который под крепким замком держать в ризнице, или где оная еще не устроена, то в алтаре, но отнюдь печатей не давать старостам и им одним не позволять распоряжаться суммой, равно как и одному священнику без согласия старосты деньги не употреблять. Третье. За свечным доходом благочинные не везде смотрят с одинаковой внимательностью; ибо в иных церквах пишут противу формы изданной; а еще пишут, показывая малую прибыль, так что в некоторых только третья часть прибыли показывается, а не половина. Бывает даже так, что у одного и того же благочинного не по одной и той же форме бывает показание свечной суммы. Где после сего будет замечена таковая неисправность, благочинный будет подлежать ответственности. Четвертое. Приходорасходные книги, как для написания, так и для хранения не отдавать ни в какую экономию. Если бы и домогалась того какая экономия, следует представить, а не допускать такого безобразия, какое допущено Хорольского уезда в селе Родионовке *). Держать приходорасходные книги всегда в церкви и не позволять священнику, чтобы он в беловых делал помарки или переправки в числах; равно, как скоро месяц про-

*) Экономия — владение помещика, частнее — вотчинная контора. Замеченное архиепископом Гедеоном явление служит выражением старо-душевладельческой интенции: «мой приход, моя церковь, мой поп и мои распорядки в церковной сумме». Отголоски реченной интенции неуклюже проскакивали в церковно-приходскую жизнь даже под конец мрачной поры крепостничества, отливаясь, примером, в претензию супруги помещика на ти-

— 68 —

шел, приход и расход следует вписывать, и священнику с прочими лицами следует не опустительно подписывать, иначе строгой будут подлежать ответственности все соприкосновенные сему. Пятое. В некоторых церквях из описей видно, что нет библий; пропущено-ли то запискою, или совсем нет; — священники должны приобресть их покупкою, а где таковых не окажется — потребовать надлежащие сведения. Шестое. Некоторые священники, учившись в семинарии, мало показывают опытов своего учения, большею частию ограничиваются одними требами, но предлагать народу поучения своего сочинения почитают неудобным по времени и даже никаких книг не читают, от каковой недеятельности не трудно дойти до того, что и последнее, чему научились в семинарии, могут забыть. Ежели же поле без обрабатывания зарастает в виду их, то нет сомнения;

тул и сопряженное с оным значение «хозяйки церкви». — В исходе прошлого века в славенско-херсонско-таврической епархии, история которой сопредельна многими узлами с полтавской, вторжение помещичьей воли в распоряжение церковными суммами достигло крайних пределов. Архиепископ Амвросий Серебренников (1786-1792), усмотрев, что «в селениях священники ни к какому сведению о приходах и расходах не допускаются помещиками и их управляющими, у коих и сумма церковная в ведении», неоднократно обращался к правителю Екатеринославского наместничества о предписании «помещикам и подобным им, чтобы они ни в какие церковные дела не мешались». Предписание хотя и было «учинено строжайшими указами с подписками» и с подтверждениями, но вовсе не исполнялось, что побудило архиепископа Амвросия распорядиться в 1790 году: «естли где не будут допускаемы священники к сведению о приходах и расходах церковных и к деланию об них щетов, таковые церкви запечатать и священникам искать других мест».

— 69 —

что и умы их зарастут в мышлении. Дело священника учившегося преподавать, во-первых, наставления в церкви такие, которые бы будучи разделены на части, в продолжении года объяснили народу весь закон христианский; во-вторых, преподавать наставления при самом исповедании сообразно потребностям души кающейся. С сего времени поставляется им в обязанность, чтобы они в продолжении года сверх назначения, непременно своего сочинения писали пять проповедей; при обозрении епархии я буду требовать оных. Седьмое. Сколько ни осматривал церквей, нигде не нашел, чтобы благочинные, посещая в объезд свой церкви, им вверенные, делали какие распоряжения, клонящиеся к исправлению или улучшению каких вещей по церкви. С сего времени поставляется в обязанность, чтобы заведены были при церквах книги, где бы благочинные, при обозрении церквей в известное время года, писали, что они были и что нашли в исправности. Если же замечена ими будет неисправность по какому-либо предмету, должно записывать в сию книгу и давать священни-

(Указ алексепольского духовного правления благочинному Гавриилу Сибирскому, от 22-го октября 1792 года). Но и после встречались случаи вмешательства постороннего ведения в церковные дела. Управлявший по смерти Амвросия епархией викарий — епископ Феодосийский и Мариупольский Иов Потемкин (1793-1796 гг.; некоторое время жил в Полтавском монастыре) вступал в св. Синод с представлением по поводу притязания конторы таганрогского порта, которая домогалась освобождения священника морской николаевской церкви из ведомственных отношений к духовному правлению. Домогательство возникло в виду требования консисторией от конторы отчета в суммах сказанной церкви (указ тому же благочинному от 27-го декабря 1793 г.).

— 70 —

ку совет, как замеченное следует исправить *). Осьмое. Благочинному следует обращать особенное внимание на вверенных ему священников. Замечено мною, что многие священники ссорятся между собою, а благочинные там только как будто посторонние зрители. Дело благочинного войти непременно в разбирательство распрей, с тем, чтобы они помирились между собою. Иначе по евангельской заповеди ни тот, ни другой не могут приступить к совершению мирной и бескровной жертвы. Ежели не будут действовать советы благочинного, доносить мне без всякой утайки, по чистой совести; равно благочинным не покрывать невоздержных, наводящих на себя нарекание несомнительное, а естли, не исправят их совести донести мне. Лучше лечить болезнь в начале, нежели тогда, как распространится по всему телу. Девятое. Усматривая, что причетники живут почти по всей епархий в совершенной бедности и что они не пользуются церковной ругой, там где оной есть законное количество или более, а пользуются оною одни священники, с сего времени за нужное поставить в правило, чтобы причетникам непременно выделена была часть ружной земли, приспособляя раздел сей к десяти десятинам так, что где есть десять десятин, там полторы отделяется, где двадцать, там три десятины, где есть тридцать, там четыре с половиною и так на дальное число десятин разделять. Десятое. При всех церквях завести крещальники, в которых бы можно было младенцев крестить чрез погружение тем священникам, которые умеют таким образом крестить, и у тех родителей, которые сами

*) Распоряжение о заведении при церквях так называемых посетительных книг было сделано еще епископом Георгием Ящуржинским.

— 71 —

желают, чтобы дети их крещены были чрез погружение. В сем образе крещения здешнее духовенство отступило от правил восточной церкви, которая учит сему образу крещения и отступило от самого образа, показанного Спасителем, крестившимся чрез погружение в Иордан. — На первый раз не взыскивается с некоторых священников за то, что следовало бы сделать им для церквей, но не сделано по мнимой неудобности. Все, мною замеченные по церквям, неисправности стараться исправить без опущения времени, и где кому лично сказано, что следует сделать для церкви, то сделать при возможных средствах без ограничения.

Не приводим заключающего предложение списка священников, которые были оштрафованы преосвященным взысканием с них по десяти рублей. Таких священников оказалось в разных уездах двенадцать и тринадцатый благочинный. Они подвергнуты взысканию за неисправности по церкви, по книгам, в утвари и за не своевременную отлучку от должности.

— Обозрение церквей, сделанное архиепископом Гедеоном в 1836 году, вызвало у него следующего содержания предложение.

Обозревая епархию, узнал я: первое, что многие прихожане приступают к причащению без всякого по христианскому обряду приготовления: где говеют два дня, где день, редко где три дня, а священники не везде во время великого поста занимаются богослужением. Таковое обыкновение противно установлению церковному и подвергает священников ответственности в совести пред Богом за то, что они не внушают прихожанам сколько потребно времени для приготовления к причащению. Извинять опущение душеспасительного дела работой несвойственно христианину, единожды в год или

— 72 —

два раза приступающему к благодатному очищению души своей; менее четырех дней ни как не должно быть употреблено на говенье. Второе. Другое опущение священниками по своей обязанности также не менее важно. Исповедь ими производится не столько для совести, сколько для исполнения наружного обряда. Священники выдумали какую-то малую исповедь и большую. Последнюю употребляют в великий пост, а первую в прочие дни постов, исповедуют ни мало не заботясь о раскрытии совести и поселении боязни за грех, об указании мест свящ. писания, обличающих каждый грех, даже не расспрашивают о грехах, а читают только кратко: «словом, делом, мыслию и чувствами согрешил кто в чем, тому да прощается». Такой образ исповеди может подвергнуть совесть кающегося в усыпительное греховное состояние, в которое погрузившись душа едва ли может от одного слова, по обряду сказанного, пробудиться. Книга о должностях пресвитеров и собственное разумение должны поставить служителя церкви на место искусного врача; иначе усилившаяся болезнь души обратится на главу беспечного врача. Тpeтье. Еще дознано мною, что при некоторых церквах во время поста в день причащения продают бублики. Это очень неприлично, потому что многие уходят из церкви, не слушая молитв, после причащения читаемых, тогда как надобно бы было пребывать им во храме с благоговением; а уходя из церкви и покупая бублика могут невольно войти в ссору чрез покупку бубликов; а еще хуже ежели где продажа оных бывает в притворах церкви. Надобно это вывести во всех местах и можно заменить это просфирами, которые должны нарочито заготовляться для сего времени. Четвертое. Прежде предписываемо было от меня, чтобы при церквях были за-

— 73 —

ведены крестильницы, а священники, особенно молодые, обучались как должно крестить чрез погружение; но в иных местах крестильницы и доселе еще не сделаны. О том поставляется за правило, чтобы благочинные при обозрении церквей написали где есть крестильницы в посетительные книги, а где нет, донести мне — почему не сделаны. Самим благочинным поставляется в непременную обязанность, чтобы выучились образу крещения чрез погружение и других священников, подчиненных им, обучали тому же; в противном случае благочинные за небрежение в таковой обязанности будут удалены от своих должностей. Пятое. Благочинным и всем следователям, которым поручаются дела от епархиального начальства, обратить особенное внимание на важность присяги, где совсем не следует то делать, или где употребляют ее нимало не внушая важности и достоинства присяги. Ежели благочинный или следователь заметят, что нарушение присяги очевидно делается, лучше не употреблять тогда присяги, а стараться наперед внушать, какой присягающие будут подлежать ответственности пред Богом и страшным Его судом *). Кто будет оказывать хороший успех в приведении к присяге, о том доводить до моего сведения. Шестое. Усмотрено мною, что при многих церквях указы, присылаемые от епархиального начальства, хранятся в небрежности, в листах или тетрадях разных. Поставляется за правило, чтобы указы были впи-

*) В одном из ордеров благочинного прошлого столетия, священника м. Китайгорода Павла Симоновского — от 27 декабря 1787 г. — находится указание на следующий своеобычный взгляд одного священника касательно подготовки к произнесению присяги. «Екатеринославскому наместническому правлению рапортом верхнего зем. суда первого департ. представлено: при производстве

— 74 —

сываемы в переплетенные книги, которые бы выдавались из духовных правлений за надлежащего скрепою. Книги же церковные у многих лежат в беспорядке на полках и разбитые в самом изорванном переплете. Это дело благочинных побудить священников к исправному содержанию книг в своем месте и в прочном переплете. Исправность или не исправность по таковой части должно вписывать в посетительные книги, иначе благочинные будут подлежать строгой ответственности. —

Собирая материалы для биографии архиепископа Гедеона, следует иметь в виду, что работа будет односторонне налажена, если в них не окажется подобающего места для припоминаний о преосвященном очевидцев, людей с которыми преосвященный находился в различных сношениях как в сфере официальной, так и паче вне ее. На этих самых страницах по одному подходящему поводу было высказано, что мало скажут потомству архивные бумаги, если не дойдет до него живой голос ближайших современников; мало прочтет в официальных источниках самое пытливое око потомка, если не прозвучит пред ним живая речь лица, близко знавшего Высокопреосвященного.

де в оном дела, присланного из Новомосковского уездного суда о колоднике, оказавшемся в воровстве лошадей, Александровский нижний земский суд на указ того департамента донес, что некоторый священник для учинения об оном колоднике повального обыска к приводу тамошних жителей к присяге отказался говоря, что должно прежде тем людям до трех суток возыметь пост и быть у исповеди».

Иван Павловский.

 

Ссылки на эту страницу


1 Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського]
2 Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций

Помочь сайту

4149 4993 8418 6654