Помочь сайту

4149 4993 8418 6654

Демократические симпатии И. П. Котляревского

Владимир Щепотьев. Демократические симпатии И. П. Котляревского.

Публикуется по изданию: Щепотьев В. А. Демократические симпатии И. П. Котляревского (к 50-летию со дня освобождения крестьян) // Труды Полтавской Ученой Архивной Комиссии. Издано под редакцией действительных членов комиссии: И. Ф. Павловского, А. Ф. Мальцева, Л. В. Падалки и В. А. Пархоменко. Выпуск восьмой. Полтава. Электрическая типография Г. И. Маркевича, Панский ряд. 1912. Стр. 37-45.

Сканирование и перевод в html-формат: Артем и Борис Тристановы.

Щепотьев В. А. Демократические симпатии И. П. Котляревского — 37

Демократические симпатии И. П. Котляревского.
(к 50-летию со дня освобождения крестьян)

В нынешнем 1911 году, по случаю 50-летнего юбилея падения крепостного права, русское общество помянуло добрым словом и тех из своих писателей, кто своими произведениями в свое время будил общественную мысль, указывая на ненормальное положение крепостных крестьян. К сожалению об украинских писателях почти не упоминалось, несмотря на то, что они в данном случае поднимали свой голос против тяжелого положения крепостных не менее смело и не менее открыто, чем их северные собратья.

Демократизм украинской литературы, так ярко определившийся в новом ее периоде, начиная с И. П. Котляревского, является наследием литературы ХVIII века. Вторая половина этого века — "конец старой Малороссии", время падения прежних общественных форм и замены их новыми, тождественными с формами Северной Руси, была тяжелой страницей в истории Украины. В это время привилегированные классы Украины растворились в массе общерусского дворянства, и "малорусская народность", по словам А. Ефименко, "скрылась в простонародности, а простонародность замерла под давлением крепостного права". Но чем дальше от народной массы становились ее верхи, тем ближе к ней, тем демократичнее становилась литература; чем более привилегированные классы замыкались в узком круге своих классовых интересов, тем более интересы массы находили себе защиту в литературных произведениях. В целом ряде вирш-сатир, вирш-элегий и т. п. встречаем обличения всеобщего стремления в паны, притеснений посполитых и от простых казаков и от казацкой старшины, неправедных судей и, наконец, тягчайшего зла — полного закрепощения крестьян:

Щепотьев В. А. Демократические симпатии И. П. Котляревского — 38

"Наші діди і прадіди того не зазнали,
Чого ж ми ся із батьками тепер дочекали.
Ніхто ж тому так не винен, як пани зробили,
Запродали душі наші, а свій край згубили".

(Житецкий. Энеида Котляревського.
Киев 1900. стр. 120).

Эта нота протеста против общественных зол, протеста во имя интересов широких масс, становится все слышнее в произведениях новой украинской литературы, начиная с произведений творца ее — И. П. Котляревского.

И. П. Котляревский родился в 1769 году, спустя 5 лет после выхода в отставку последнего гетмана — Разумовского; когда поэту было 6 лет, была разрушена Запорожская Сечь; в 1782 году были открыты наместничества; в 1783 г. казачьи войска реформируются в регулярные карабинерские полки; в том же году окончательно санкционируется крепостное право; в 1796 г. наместничества переименовываются в Малороссийскую губернию; в 1802 г. открывается Полтавская губерния; в 1831 г. отменяется Магдебургское право, уничтожаются старые названия: повет, маршал, департаменты генерального суда, и заменяются новыми: уезд, предводитель, гражданская и уголовная палата и т. д. Вот важнейшие моменты падения старых общественных форм, которые пришлось пережить Котляревскому. Эти факты для вдумчивой натуры сами по себе дают обильный материал для размышлений, но к ним надо прибавить еще несколько слов о происхождении поэта. Дед его был соборным дьяконом, отец — магистратским чиновником. "Этих кратких сведений," говорит А. Ефименко, "достаточно, чтобы представить себе, что семья Котляревского принадлежала к той несчастной межеумочной группе, которая постоянно дрожала за свою привилегированность, не извлекая из нее ничего, кроме личной свободы: ведь достаточно было попасть в ревизию, чтобы очутиться в числе пожалованных какому-нибудь графу Безбородке. В том переходном состоянии, в каком жило малорусское общество, среди неустановившихся хаотических отношений, такие случаи были совершенно заурядными. Поэтому, если мы видим, что родичи Котляревского в конце концов причисляются к дворянам, то мы можем быть уверены, что дворянство это стоило не малых усилий и жертв его носителям (Южная Русь, т. II, 321. С.П.Б. 1905)". Но дворянство Котляревского было привилегированностью, по-види-

Щепотьев В. А. Демократические симпатии И. П. Котляревского — 39

мому, лишь ровно настолько, насколько это было нужно, чтобы избавиться от страшной опасности — приписки к податному состоянию (там же). Демократические симпатии, вынесенные из обстановки детства, впоследствии, при обучении у дяка, а затем в Полтавской семинарии, могли только усилиться и, наконец, окончательно укрепляются после внимательного и сознательного изучения народной жизни в почти семилетний период службы у разных помещиков в должности домашнего учителя. Поэтому вполне естественно, что, ставши писателем, Котляревский, интеллигентнейший человек своего времени — масон и член библейского товарищества, должен был в своих произведениях проводить те же демократические принципы, служение которым уже с достаточной яркостью было намечено предшествующей ему украинской литературой XVIII в.

Обратимся теперь к этим произведениям. В самом крупном из них — Энеиде, этой часто беспощадной в своей едкости сатире, поэт прямо заявляет:

"Мужича правда есть колюча,
А панська на всі боки гнуча"

(VI, 97), и направляет иглы этой колючей правды против тех, кто теснил народ. Самым, ярким местом в этом отношении является, бесспорно, описание ада и "будинка підземного царя". Правда, перечисляя мучеников ада, Котляревский говорит, что здесь "були пани і мужики" (III, 80), но подробно останавливается на характеристике только первых:

"Панів за те там мордували
І жарили зо всіх боків,
Що людям льготи не давали
I ставили іх за скотів" (III, 70).

За это они обречены в аду на такие же непосильные работы, какие здесь выполнялись их людьми:

"За те вони дрова возили,
В болотах очерет косили,
Носили в пекло на підпал.
Чорти за ними приглядали,
Залізним пруттям підганяли,
Коли який з них приставав" (III, 70).

Описывая женские муки, поэт между грешницами помещает и тех барынь, "які дівок охочі бить". В аду они

Щепотьев В. А. Демократические симпатии И. П. Котляревского — 40

"Зубами з серця скриготали,
Що наймички іх не вважали
І не хотіли ім годить" (III, 101).

Тяжелое положение украинской массы в ту переходную эпоху усугублялось еще тем обстоятельством, что и у администрации и у суда трудно было добиться правды, благодаря продажности и потаканию сильной старшине. Об этой продажности Сивилла говорит Энею:

"Ти знаєш — дурень не бере:
У нас хоть трохи хто тямущій,
Уміє жить по правді сущій,
То той, хоть з батька, та здере". (III, 26).

Поэтому среди ожидающих Харона, возле Стикса, поэт помещает многих должностных лиц:

"Якіїсь злидні ще стояли,
Жували все в зубах папір,
В руках каламарі держали,
За уха настромляли пір.
Це все десятські та соцкіі,
Началники, пьявки людскіі,
І всі прокляті писарі,
Ісправники все ваканцьові,
Судді і стряпчі безтолкові,
Повіренні, секретарі" (III, 47).

В самом пекле они мучатся вместе с панами:

"Всім старшинам тут без розбору,
Панам, підпанкам і слугам,
Давали в пеклі добру хльору
Всім по заслузі, як котам.
Тут всякіі були цехмистри,
І ратмани, і бургомистри,
Судді, підсудки, писарі,
Які по правді не судили
Та тільки грошики лупили
І одбірали хабарі" (III, 73).

Из отдельных характеристик интересны сутяга и судья, ожидающие суда в загробном мире и еще не переставшие жить земными интересами:

Щепотьев В. А. Демократические симпатии И. П. Котляревского — 41

"Сутяга толкував укази,
І що то значить наш Статут;
Розсказував своі прокази,
На світі що робив цей плут...
Суддя там признавався сміло,
Що з гуздымами за мундирь
Таке переоначив діло,
Що може б навістив Сибір,
Та смерть ізбавила косою,
Що кат легенькою рукою
Плечей йому не не покропив"

(III, 97, 98). Из грешников-крепостных Котляревский останавливается только на дворовых, на которых крепостное право, как известно, действовало самым развращающим образом:

"Лакеі, конюхи і слуги,
Всі кухарі і скороход,
Побравшись за руки, ходили
I все о плутнях говорили,
Які робили, як жили:
Як паній і панів дурили,
Як по шиньках вночі ходили
І як з кишень хустки тягли"

(III, 100). Но если в пекле представители правящих сословий встречаются в большом количестве, то этого совсем нельзя сказать о райском "будинке підземного царя."

"Тут так же старшина правдива",

говорит Котляревский;

"Бувают всякіі пани,
Но тілько трохи цього дива,
Не кваплються на це вони!
Бувають військові, значкові,
І сотники, і бунчукові,
Які правдиву жизнь вели..."

(III, 125). Зато демократический элемент в раю преобладает. Когда Эней спрашивает Сивиллу, кто обитает в раю,

"Не думай, щоб були чиновні, —
Сивилла цей дала отвіт, —
Або що грошей скрині повні,
Або в яких товстий живіт;

Щепотьев В. А. Демократические симпатии И. П. Котляревского — 42

Не ті це, що в цвітних жупанах,
В кармазинах, або сапьянах;
Не ті ж, що з книжками в руках,
Не лицарі, не розбишаки;
Не ті це, що кричать "і паки",
Не ті, що в золотих шапках.
Се бідні, нищі, навижені,
Що дурнями счисляли їх,
Старці, хромі, сліпорождені,
З яких був людський глум і сміх;
Це що з порожніми сумками
Жили голодні під тинами,
Собак дражнили по дворах;
Це ті, що Біг-дасть получали,
Це ті, яких випровожали
В потилицю і по плечах"

(III, 122-123). Но сильные демократические симпатии Котляревского не делали его узким паноненавистником, не побуждали его в каждом пане видеть врага народа. В "Оде до князя Куракина" поэт просит Орфея дать ему своей кобзы, чтобы достойно

"З новим годом поздравляти
Пана милого того,
Що і паном буть уміе,
І, як батько, не жаліе
Живота для нас свого."

За эту постоянную деятельность на пользу края, деятельность, не жалея живота, поэт и прославляет Куракина, ставя его в пример другим панам:

"Ярмо ти тягнеш,
Не гнучись, як добрий віл;
День і ніч від поту м'якнеш,
Добре робиш, скільки сил.
Рад сказати правду-матку,
Що крутенькую загадку
Нашим ти задав панам,
Бо, щоб мали чисті душі
Щоб держали строго уші,
Ти собой їх учиш сам".

Щепотьев В. А. Демократические симпатии И. П. Котляревского — 43

Дальше в оде изображается приемная князя, наполненная просителями. В перечислении их жалоб опять сказываются демократические симпатии Котляревского:

"Хто чолом бив на сусіда,
Хто на пана-людоіда,
А попросту — на суддю,
Що за цукор та за гроші
Ізробив суд нехороший,
Цілу розорив семью.
І таких було доволі,
Що прохали на панів,
Що пани по їх злій волі
Не дають пахати нив;
Що казацькими землями,
Сінокосом і полями
Вередують, мов своїм.
Суд у правду не вникае,
За панами потакае,
Щоб було йому і їм..."

Драматические произведения Котляревского проникнуты теми же демократическими симпатиями, что и Энеида и Ода до Куракина. Реже слышится в них смех и негодование сатирика, и не с колючей стороны пред читателем народная правда: с кротким умилением рисует он свою скромную героиню — Наталку-Полтавку, преклоняясь пред ее душевной чистотой, отражающей в себе ту народную правду, которой живет народ. То с тихой грустью, то с добродушной улыбкой выводит он перед зрителем и собирающуюся погубить свою дочь из-за любви к ней Терпелиху, и не унывающего бурлака Миколу, и хитроватого, себе на уме, Выборного, и простоватого по внешности, но разумного и горячего патриота Чупруна, и разбитную, никого и ничего в чистой своей совести не боящуюся Тетяну. Два художественных образа освещены здесь сатирически, с тонкой и ядовитой иронией: Возный и Финтик, оба, оторвавшиеся от народа, оба, живущие паразитами на народном организме. В Финтике Котляревский осмеивает тех, кто, вышедши из народа, стыдится своего происхождения и свысока смотрит на народ, его язык, его понятия. За это поэт заставляет перетрусившего Финтика петь о себе в конце водевиля:

Щепотьев В. А. Демократические симпатии И. П. Котляревского — 44

"Я бездельник, признаюсь,
И дурак письменный!
Я — проныра и крючок
И хапун отменный."

Образ Возного сложнее, и ирония автора в отношении к нему порою весьма ядовита. Когда Петро спрашивает о Возном: "Це старший у вашім селі?" Микола дает такую характеристику Возного, краткую, но ясную: "Який чорт! Вин живе тільки тут. Бач, возний — так и бундячиться, що помазався паном. Юриста завзятий и хапун такий, що и з рідного батька злупить". Возный "од рожденія расположен к добрим ділам; но за недосужностью по должности за другими клопотами доселі ні одного не зділав," хотя эти хлопоты не мешают ему чрезвычайно упорно преследовать Наталку ухаживаньями, даже зная о ее любви к Петру. Образ Возного дает повод Котляревскому сделать несколько сатирических выпадов по адресу взяточничества и неправосудия и устами Выборного выразить надежду на скорое наступление того времени, когда "простому народові буде добре, коли старшина буде богобоязлива і справедлива, не допускатиме письменним пьявкам кров із нас смоктати."

Но не в сатирическом элементе значение драматических произведений Котляревского. Горячей любовью к народу проникнуты эти произведения и незаметно для читателя будят в его сердце то же чувство. По словам А. Ефименко, "надо было стучаться в умы и сердца своих привилегированных собратий, чтобы высекать из этой глухой и черствой среды искры сочувствия к народу; надо было не дать им забыть, что народ создан по тому же образу и подобию, что он также способен к благородным мыслям и чувствам, к возвышенным движеньям души. Мало того: надо было и внешнему миру показать, какие сокровища общечеловеческого значения укрываются в малорусской народности: богатый и гибкий язык, своеобразные бытовые формы, несравненная поэзия песенного творчества."

Так проявились в произведениях И. П. Котляревского его демократические симпатии. Унаследованный от украинской литературы ХVIII в., они были завещаны им своим преемникам и, все усиливаясь, через произведения Гулака-Артемовского, Квитки,

Щепотьев В. А. Демократические симпатии И. П. Котляревского — 45

Марка-Вовчка, достигли своего апогея в демократизме Шевченко, дожившего до падения того, что бичевал своим сатирическим смехом Котляревский.

Влад. Щепотьев.

 

Ссылки на эту страницу


1 Про "Энеиду" и ее автора. Указатель по авторам
Про "Енеїду" та її автора. Покажчик за авторами
2 Про "Энеиду" и ее автора. Указатель по названиям
Про "Енеїду" та її автора. Покажчик за назвами
3 Про "Энеиду" и ее автора. Хронологический указатель
Про "Енеїду" та її автора. Хронологічний покажчик

Помочь сайту

4149 4993 8418 6654