Помочь сайту

4149 4993 8418 6654

Новые историко-статистические материалы по Полтавщине

Василенко, Виктор Иванович. Новые историко-статистические материалы по Полтавщине.

Публикуется по изданию: Василенко В. Новые историко-статистические материалы по Полтавщине // Киевская старина. Ежемесячный исторический журнал. Год двенадцатый. Том XLI. Май 1893 г. Стр. 311-318.

311

Новые историко-статистические материалы по Полтавщине. Профессором И. В. Лучицким открыты и собраны в некоторых волостных правлениях золотоношского уезда подворные описи государственных крестьян за время 1840-1860-х гг.; затем, при исследовании кустарных промыслов по губерния, я нашел в волостных архивах, в разных местах, подобные описи 1) и ре-

1) По распоряжению Управляющего Полтавской Палатой Государственных Имуществ, изложенному в предписании на имя зеньковского окружного начальника от 31 августа 1864 г. № 17977, подворные описи заведены в сельских обществах. Из предписания Груньского волостного правления на имя Груньского сельского старшины (находится при подворной описи казаков м. Груни за 1841-46 г.) видно, между прочим, что "по всем сельским обществам должна быть сделана подворная опись с означением земли как в собственном владении каждого состоящей, так и от казны наделенной или паевой (каковая находится у казенных крестьян, воинских поселян и однодворцев), также с означением скота, как рабочего, так и гулевого, и земледельческих орудий, т. е. плугов и сох". Распоряжение по этому предмету велено было прочесть в каждом сельском обществе на мирских сходах, "дабы, в предупреждение всякого неправильного толкования поставить крестьян в известность, что сие делается лишь для ближайшего наблюдения со стороны начальства, чтобы ни один хозяин не был отягощен повинностями свыше своего состояния". Для подворных описей была издана форма и предписано завести книги на шесть лет, и отмечать могущие происходить перемены в личном составе и имуществе хозяев. Один экземпляр описи должен был храниться в сельском, а другой в окружном управлении. Ежегодные отметки об изменениях должны были передаваться из сельских в окружное управление в апреле месяце.

312

визию 1835 г. о казаках. По возбужденному мною ходатайству, полтавская губернская земская управа, приняв на себя хранение подворных описей и ревизии, входила в сношение с губернским по крестьянским делам присутствием, со стороны которого в 1885 г. последовало циркулярное распоряжение о передаче волостными правлениями в губернскую земскую управу для хранения подворных описей ревизии 1835 г. государственных крестьян.

Вследствие этого, некоторыми волостными правлениями доставлены в губернскую земскую управу книги подворных описей и ревизии, в течение 1885 и 1886 г., но затем доставка описей прекратилась. В настоящее время собранные книги хранятся в архиве земского статистического бюро. Мною составлен помещаемый ниже список всех материалов, хранящихся в статистическом бюро. Из этого списка можно видеть, что по некоторым уездам совсем не доставлены подворные описи, а по другим уездам получено книг весьма незначительное количество; относительно же собранной профессором И. В. Лучицким коллекции подворных описей не имеется сведений. По всей вероятности, масса описей предана уничтожению вместе со старыми делами волостных архивов, но можно сказать наверное, что часть уцелевших книг подворных описей найдется еще в волостных архивах между старым хламом — иногда на чердаках или в темных чуланчиках — как мне не-

Мне рассказывали старые волостные писари прежнего времени, что, в особенности во времена Арандаренко (в половине 1840-50 г.), подворные описи велись исправно и проверка производилась действительно тщательная, да это замечается и при обозрении книг, хотя можно допустить, что в позднейшее время пред передачей государственных крестьян в ведение общих учреждений, подворные описи велись менее тщательно, и что в отметках проглядывает канцеляризм. Многое зависело от личности и отношения к делу бывших Окружных Начальников. Впрочем могу сказать по личным воспоминаниям, что волостное и сельское начальство прежнего управления прошло школу строгой дисциплины и отличалось исполнительностью приказаний начальства. Во всяком случае уцелевшие подворные описи представляются весьма ценным материалом.

В ревизии 1835 г., кроме обычных показаний возраста каждого члена семейства, имеются отметки о способности к труду, о занятии ремеслами, и данные о количестве земельных угодий с определением в десятинах, но большей частью пахотная земля определена по числу дней оранки, а сенокосы по числу копен сена, а заросли возами лозы и хвороста. Имеются также данные о количестве рабочего скота и краткие отметки поверявших ревизию чиновников о степени состоятельности каждого хозяина: "ничего неимеющий, состояния бедного, посредственного, достаточного, хорошего".

313

посредственно приходилось видеть. Было бы весьма желательно, чтобы распоряжение губернского по крестьянским делам присутствия было исполнено, и чтобы все уцелевшие подворные описи 1840-1860-х г. и ревизия 1835 г. были сосредоточены в губернской земской управе.

Могу сказать, что поименованные в списке книги хранятся в целости в архиве статистического бюро и представляются чрезвычайно ценным материалом для сравнительной статистики. О значении подобного материала можно судить по тому, что наприм. по с. Чернечей-слободе, ромен. у., подворные описи обнимают непрерывный период времени с 1841-68 г., т. е. от первоначального составления описей до передачи государственных крестьян в ведение общих по крестьянским делам учреждений. Весьма характерно, что с этой передачей прекращено дальнейшее ведение подворных описей, и что ни со стороны крестьянских учреждений, ни со стороны земства не предпринималось никаких мер для систематического изучения экономического положения сельского населения до начала 1880-х г., когда была предпринята на средства губернского земства обширная подворно-статистическая перепись, разработка которой еще до настоящего времени не закончена.

Нужно заметить, что подворными описями и ревизией 1835 г. далеко не исчерпывается историко-статистический материал. Не говоря о массе материалов по Румянцевской описи, хранящейся в киевском и харьковском университетах и в Академии Наук, мне подробно неизвестных, — в архиве харьково-полтавского управления государственных имуществ должен храниться весьма ценный материал об экономическом положении государственных крестьян разных наименований со времени учреждения попечительных контор. Кроме того, в архиве казенной палаты в Полтаве, найдена мною подворная опись 1785 г. посполитых Гадячского полка, списана на подворные карточки, и затем совершенно разработан уже несколько лет назад статистический материал по так наз. комбинационным таблицам. Считаю не бесполезным приложить список поселений с показанием по каждому числа посполитых хозяев в 1785 г. Что касается подворных описей 1840-60 г., то, в виде опыта, мною разработан материал за 1847-52 г. по м. Груни и Великой-Павловке, зеньков. у., по подворным карточкам, и составлены комбинационные таблицы, исчерпывающие весь

314

наличный материал 1). Данные по ревизии 1835 г. по м. Опошне, включены мной в статистико-экономический очерк Опошни (отдельная брошюра); остальной же материал, уже разработанный, остался пока без движения за неимением средств для напечатания объемистых таблиц. Впрочем, затраченный труд послужил опытом для практического разрешения технических и методологических вопросов относительно системы разработки цифровых данных и установления форм подворных карточек и синтетических или комбинационных таблиц для сравнения с современной переписью.

И так, существует, можно сказать, громадный и драгоценный историко-статистический материал для сравнительного изучения многих поселений в различные моменты, разделенные значительным периодом времени, наприм. — в золоношском уезде: по румянцевской описи, по подворным описям 1840-60 г. и по современной статист. переписи. Не менее интересно по гадяч. уез. сравнение данных, наприм., по сс. Сарам и Крутькам: по описи 1785 г., по ревизии 1835 г., по подворным описям непрерывно 1841-52 и 1841-46, 1854-63 г., с современной переписью. Конечно, в виду громадности нетронутого материала, возможно ограничиться разработкой материала сперва хотя по таким селениям, какие поименованы выше, как более интересным для сравнительного изучения. Само собой разумеется, пред грандиозностью предлежащего кропотливого труда единоличные усилия могут значить не более капли в море; но ведь не менее несомненно, что постоянно падающие капли долбят камень. Затратив уже не мало времени и труда на производство предварительных опытов и за тем на регистрацию и на разработку статистических данных, я буду и далее прилагать посильный труд, в особенности теперь, когда при составлении списка, я неожиданно нашел по многим селениям непрерывные описи за продолжительный период времени. Тем интереснее становится работа, темь скорее хотелось бы воспользоваться нетронутым материалом, имеющим чрезвычайно важное значение для изучения современного экономического положения сельского населения и выяснения многих насущных вопросов.

1) В подворных описях имеется: число дворов; ревизских душ; земли всей и по угодьям; лошадей, скота рабочего, гулевого, мелкого; число плугов и сох, в отметки о занятии ремеслом или промыслом. Каждый хозяин показан отдельно и за каждый год имеются отметки о всех изменениях.

315

Весьма прискорбно, что уцелевшие остатки Румянцевской описи в весьма значительной части остаются еще мертвым капиталом. Та же участь предстоит и поименованным выше материалам, если к ним не приложат труда просвещенные деятели, проникнутые желанием послужить интересам нашей родины. Между тем, в период 1880-1890 г. произведены обширные статистико-экономические исследования в 26 земских губерниях — в том числе в черниговской, полтавской и херсонской. Многие сотни деятелей по истине с самоотвержением работали по земской статистике и обогатили литературу массой ценных трудов, которые отчасти сведены в "Итогах экономического исследования России" — капитальном труде, предпринятом московскими учеными и специалистами. С каждым годом вопросы экономические все более расширяются и привлекают силы ученых и специалистов к работам по статистике и публицистике. Вот почему, печатая списки известных мне материалов, я обращаю внимание просвещенных деятелей на новые запасы ценных историко-статистических данных. При этом позволяю себе высказать пожелание, чтобы были также напечатаны списки с поименованием тех поселений, по которым имеются Румянцевские описи в киевском и харьковском университетах и в академии наук, а также, чтобы была описана коллекция подворных описей 1840-60 г., хранящихся у профессора И. В. Лучицкого. В таком случае, конечно, будет приведен в известность весь наличный материал по отдельным поселениям, и тогда видно будет, по каким именно поселениям имеется более ценный, для сравнительного изучения, материал, имея в виду богатую современную статистико-экономическую перепись по Полтавщине. Следует добавить еще, что многим известно и о существовании рукописного обширного историко-географического материала для губернии.

Таким образом, имеются все данные для научного историко-географического и историко-статистического описания губернии, не говоря о монографическом описании отдельных поселений. Но для этого потребуются соединенные труды многих деятелей и значительные денежные затраты для разработки и издания материалов. А пока нужно делать возможное: нужно дать хоть несколько более интересных описаний отдельных поселений. Мне будет особенно приятно, если найдутся желающие принять участие в разработке материалов, хранящихся в архиве полтавского земского статисти-

316

ческого бюро 1). Просил бы также гг. харьковских деятелей ознакомиться с архивом харьково-полтавского управления государственных имуществ и обратить внимание на ежегодные таблицы по сельским обществам, в которых выражены итоги данных подворной переписи. Наличность этих таблиц чрезвычайно облегчит и ускорит сводку данных по уездам. Если кто-либо сделает мне честь войти в письменные сношения по занимающим меня вопросам, то прошу адресовать: в Полтаву, Виктору Ивановичу Василенко. Во всяком случае смею надеяться, что написанное выше вызовет обмен мыслей и приведение в известность наличных материалов по экономической статистики.

В. Василенко.

Список поселений, по которым подворные описи хранятся
в полтавском земском статистическом бюро.

Роменского уезда.

С. Засулье, госуд. крест. Книги за 1841-46. 1847-52. 1853-58. 1859-64.

С. Чернечья-Слобода, тоже — 1841-46. 1847-52. 1853-58. 1859-68.

С. Протасовка, казаки. — 1847-52. 1853-59.

С. Протасовка, госуд. крест. — 1847-52.

С. Томашовка, каз. — 1847-52.

М. Смелое, каз. — 1841-46. 1847-52. 1853-59.

М. Смелое, госуд. крест. — 1841-46. 1847-52. 1853-59.

С. Пустовойтовка, каз. — 1847-52. 1853-58. 1859-62.

С. Пустовойтовка, казен. крест. — 1841-46.

Г. Ромны, каз. — 1847. 1853-58. 1859-62.

М. Хмелов, госуд. крест. — 1841-46. 1853-58. 1859-64.

С. Рогинцы, тоже. — 1841-46. 1847-52. 1853-58.

С. Гриневка, каз. — 1853-58.

Николаевского общ. госуд. крест. — 1841-46. 1847-52. 1857-58.

Хрищатицкой немец. колонии. — 1846-50. 1851-54. 1855-59. 1860-62.

Гадячского уезда.

С. Крутьки, госуд. крест.  Книги за 1841-46. 1847-52.

С. Вельбовка, госуд. крест. — 1854-62.

С. Кнышовка, госуд. крест. — 1841-46. 1847-52. 1854-58.

М. Лютенька, госуд. крест. — 1854-61.

С. Сары, госуд. крест. — 1841-46. 1854-63.

С. Плешивец, госуд. крест. — 1847-53. 1854-58.

1) Я лично воспользовался самым любезным содействием заведующего статистическим бюро, Н. Г. Кулябко-Корецкого, и других служащих, которым и приношу глубокую признательность.

317

Лубенского уезда.

М. Яблунев, госуд. крест. Книги за 1847-52.

С. Денисовка, каз. — 1847-52. 1853-58.

С. Денисовка, казен. крест. — 1847-52.

С. Овсюки, казен. крест. — 1847-52. 1853-58.

С. Оржица, каз. 1841-46. 1858-61.

С. Оржица, казен. крест. — 1841-46. 1847-52.

С. Зарожские, каз. — 1847-52. 1853-58. 1858-61.

С. Зарожские, казен. крест. — 1847-52. 1853-58.

Хорольского уезда.

д. Нарожье, каз. Книги за 1853-57. 1859-60.

с. Кривая-руда, казен. крест. — 1841-46. 1847-50. 1859-60.

с. Зубани, каз. — 1854-59.

с. Заиченцы, каз. — 1859-60.

Полтавского уезда.

Россошинского общества гос. крест. Книги за 1847-52. 1853-60.

Остромогиловского общ. — 1847.

Ивонченского общ. — 1841-46. 1847-52.

Байракского общ. — 1858.

Долинского общ. — 1858.

Зеньковского уезда.

С. Великая-Павловка, каз. Книги за 1841-46. 1847-52.

С. Пиржи, тоже, — 1847-51. 1852-55. 1859-60.

С. Тарасовка, тоже, — 1847-52. 1853-54. 1855. 1857-58. 1860.

М. Грунь; тоже, — 1841-46. 1847-52. 1852-56. 1857-59.

М. Грунь; казен. крест. 1847-51.

С. Комыши, каз. — 1841-46. 1847-51. 1852-55. 1959-60.

Кобелякского уезда.

X. Бреусовские, каз. Книги за 1841-46. 1852-58.

М. Маячка, тоже, — 1857-61.

М. Орлик, гос. крест. — 1859-61.

X. Велико-Кобелячковские, каз. — 1847-52.

М. Царичанка, каз. — 1858-61.

Кременчугского уезда.

Погребянского общ. госуд. крест. Книги за 1841-46. 1847-55.

Потокского тоже. — 1841-46. 1855-56.

С. Максимовка, каз. — 1841-46. 1847-52. 1853-56. 1857-58.

М. Чигрин-Дуброва — 1847-55. 1856-58.

Д. Пещаная — 1847-52. 1853-56. 1860.

Градижского общ. госуд. крн. — 1847-48. 1847-55. 1856-58. 1859-61.1860-61.

318

Пос. Крюков. — 1841.

Д. Тимченкова, каз. — 1847-51. 1856-58. 1859-64.

Д. Кохновка — 1847-48. 1860.

Список поселений, по которым имеются книги переписи
1835 года казаков.

Гадяч. у. с. Крутьков и Сар.

Полтав. у. м. Старых-Сенжар.

Хорол. у. м Балаклеи.

Зеньков. у. м. Опошни.

Кременч. у. г. Градижска.

Лубен. у. м. Лукомья, сс. Овсюков, Перервинец, Круподеринец, Плехова, Иржавца, Остаповки, Денисовки, Великой-Селецкой, Малой-Селецкой, Онушек, Золотух, Савинец, мм. Яблонева, Оржицы, хх. Зарожского, Загребелья.

Сверх того.

Описи государственных крестьян по гадячскому округу.

Описи государственных крестьян по супруновской вол. полтав. у.

Заключают в себе общие итоги по подворным описям 1845-1854 г. и некоторые другие данные о причислении и исключении душ и т. п.

Список поселений по описи 1785 года посполитых
Гадячского полка.

Гадячского уезда.

 

Число
хозяев.

 

 

Число
хозяев.

Г. Гадяч, посполитых.

254,

 

с. Лисовка,

20.

Г. Гадяч, подсосед.

17,

 

с. Млины,

49.

Хут. Гадячские поспол.

48,

 

с. Красная-Лука,

45.

С. Сары,

38,

 

с. Вельбовка,

103.

С. Цепки,

31,

 

с. Свинарное,

92.

С. Крутьки,

15,

 

м. Летенька,

177.

С. Будища с хх.

258,

 

с. Плешивец,

140.

С. Подставки,

33,

 

с. Подолки,

239.

С. Пирки,

3.

 

 

 

Зеньковского уезда.

 

Число
хозяев.

 

 

Число
хозяев.

Г. Гадяч, посполитых.

254,

 

с. Лисовка,

20.

М. Опошня,

49,

 

с. Млины-Линские,

3.

М. Буды,

1,

 

с. Власовка,

2.

М. Дейкаловка,

3,

 

м. Куземин,

9.

М. Грунь,

34,

 

с. Лютенские Будища,

53.

 

 

 

Итого    

2011.

Василенко, Виктор Иванович. Вести о судьбе историко-статистических материалов по Полтавщине.

Публикуется по изданию: Василенко В. Вести о судьбе историко-статистических материалов по Полтавщине // Киевская старина. Ежемесячный исторический журнал. Декабрь 1896 г. Документы, известия, заметки. Стр. 70-71.

70

Вести о судьбе историко-статистических материалов по Полтавщине. — В "Киев. Стар " 1893 г., май, стр. 331-338, мною помещен листок новых историко-статистических материалов по Полтавщине, хранящихся в архиве полтавского статистического бюро.

К величайшему сожалению приходится сообщить, что из тех материалов уцелела лишь незначительная часть, так как из архива выкрадено приблизительно до 200 пуд. старых подворных описей и поуездных сборников статистического бюро. Обиднее всего, что полтавские лавочники, по-видимому, не смущаясь принимали приносимые вором вороха бумаги и употребляли на обертку всяких товаров. Похититель обнаружен и подвергнут тюремному заключению, но потеря остается невознаградимой, и масса интересного материала погибла навсегда. В настоящее же время, по произ-

71

веденной поверке оказываются в наличности в архиве статистич. бюро нижеследующие подворные описи:

Роменского уезда:

С. Чернечья-Слобода 1841-46. 1853-58.

М. Сагелое, казаков 1847-52.

С. Гриневка, тоже 1853-58.

Хрищатицкой немец. колон. 1851-54, 1855-59.

Гадячского уезда:

С. Кнышевка, госуд. крест. 1847-52.

Лубенского уезда:

М. Яблунов, госуд. крест. 1847-52.

С. Оржица, каз. 1841-46.

С. Оржица, казен.-крест. 1847-52.

С. Зарожье, каз. 1853-58.

Хорольского уезда:

М. Горошин, каз. 1857-58, часть 1853-57.

Зеньковского уезда:

С. Пирки, каз., часть 1852-55.

С. Тарасовка, тоже, часть 1841-46.

С. Комыши, тоже, часть 1843-51, 1859-60.

Кобелякского уезда:

С. Велико-Кобелячковские, каз. 1847-52.

Кременчугского уезда:

С. Максимовка, каз. 1857-59.

С. Мозолеевка, тоже, 1847-48.

С. Мозолеевка, госуд. крест. 1847-55.

Книги переписи 1835 г. казаков.

Хорольск. уезда; м. Балаклеи.

Зеньков. уезда м. Опошни.

Лубенск. уезда с. с. Круподеринец, Плехова, Денисовки, Великой-Селецкой, Малой-Селецкой, Онушек, Золотух, Савинец, Верхнего Иржавца.

Остальные материалы, поименованные на стр. 318, уцелели в архиве.

В. Василенко.

 

Помочь сайту

4149 4993 8418 6654