Помочь сайту

4149 4993 8418 6654

Отчет об осмотре старинных храмов в г. Полтаве и в мм. Богачке и Шишаках, Миргородского уезда

Левицкий Орест Иванович. Отчет об осмотре старинных храмов в г. Полтаве и в мм. Богачке и Шишаках, Миргородского уезда.

Публикуется по изданию: Левицкий Орест Иванович. Отчет об осмотре старинных храмов в г. Полтаве и в мм. Богачке и Шишаках, Миргородского уезда // "Чтения в Историческом Обществе Нестора-летописца", кн. XVII, в. II, отд. V. Стр. 15-43.

Переведение в html-формат — Борис Тристанов.

15

Отчет об осмотре старинных храмов
в г. Полтаве и в мм. Богачке и Шишаках,

Миргородского уезда.

В мае 1901 г., по поручению Исторического Общества Нестора-летописца, я посетил Полтаву и осмотрел в ней следующие старинные храмы.

1. Церковь Спаса-Нерукотвор. Образа.

История этого храма такова. Когда покойный Император Александр Николаевич, будучи еще Наследником престола, посетил в 1837 г. Полтаву, то в числе других достопримечательностей ему указали на древнюю Спасскую церковь, в которой, по преданию, Петр I приносил благодарственную молитву за дарованную ему победу над шведами. Церковь эта была деревянная, маленькая, однокупольная, обыкновенного малороссийского стиля 1), и до того ветхая, что ее уже предназначили к сломке. Но Государь Цесаревич выразил пожелание, чтобы эта историческая святыня была сохранена, и для ее ремонта и приведения в должное благолепие пожертвовал 2000 р. Его примеру последовало дворянство Полт. губ., собравшее 10,000 р. Затем, по ходатайству бывшего

1) Снимок с нее помещен в "Киев. Старине", в № 7-8 1902 года.

16

тогда малороссийского генерал-губернатора графа Строганова, с Высочайшего разрешения открыта была на один год по всей Империи подписка, давшая около 25,000 р. По проекту, составленному архитектором Тоном, решено было, для сохранения на многие вика исторической святыни, поверх древней деревянной Спасской церкви построить (в виде как-бы футляра) соответствующей архитектуры каменный храм, с свободным вокруг ходом. Постройка обошлась в 5,600 р., а на остальной капитал был обновлен древний иконостас, произведена внутренняя окраска деревянных стен (кое где ремонтированных), сделан новый деревянный пол и построена заново каменная колокольня, вместо прежней ветхой, состоявшей из четырех деревянных столбов с перекладинами и крышей. А остаток собранной суммы употреблен на отливку из бронзы (по рисунку проф. Брюлова) нового монумента, вместо прежнего кирпичного, сооруженного в 1817 г., в расстоянии 24 сажен от Спасской церкви, на месте, где некогда стоял деревянный домик, в котором квартировал в 1709 г. Петр I.

В таком реставрированном виде Спасская церковь, по освящении ее в 1845 р., остается и поныне. Лишь минувшим летом епарх. начальство, находя необходимым сделать в церкви кое-какие незначительные переделки и ремонтные исправления, обратилось за советом по этому поводу к Историч. Обществу Нестора-летописца, чем и была вызвана моя командировка в Полтаву.

Попытаемся определить на основании исторических данных: что же собственно представляет собой нынешняя Спасская церковь, как историко-археологический памятник?

В подлинных актовых книгах Полтавского полкового суда 2-й половины XVII ст. мы уже в 1684 г. находим точное свидетельство о существовании в Полтаве пяти церквей: соборной Успенской и приходских: Воскресенской, Никольской, Спасской и новопостроенной тогда Сретенской. Все они были деревянные и находились на тех же самых местах, что и ныне. Священником Спасской церкви состоял тогда известный Иван Светайло, имевший несчастье впутаться в дело о доносе Кочубея и Искры на гетмана Мазепу и поплатившийся за то двукратной пыткой и ссылкой в Соловецкий монастырь.

Но в том древнем Спасском храме не мог молиться Победитель Карла XII, ибо этот храм сгорел за 5 лет до Полтавской

17

виктории. Об этом мы узнаем из собственноручной записи тогдашнего священника Иоанна Светайла, отметившего на поле церковной книги Анфологион (Львовской печати 1651 г.), что Спасская церковь сгорела в среду, 6 сентября, 1704 года, после литургии 1). В другой церковной книге (Апостол, изд. 1632 г.), утраченной в недавнее время, была на листан такая запись: "Сию книгу, глоголемую Апостол, по пожеже (после пожара) до новосооруженной прежде малой церкви на попелище Преображения Господня даровал вечне за спасение свое Тимофей Гродзенко, которая и от великои церкви, егда соорудится, неотдаленна вечне при оной зоставати будет. А даровал сию книгу року 1705, генваря 28, в царство блогочестивейшаго государя нашего, царя и великого князя Петра Алексеевича" (далее следуют имена тогдашнего Киевского митрополита, гетмана, Полт. полковника и протопопа) 2). Из этой надписи можно заключить, что уже к началу 1705 года, спустя лишь 4 месяца после пожара, на пепелище сгоревшей церкви была "новосооружена малая", как-бы временная церковь, но у прихожан была полная уверенность, что в непродолжительном времени "соорудится и великая церковь". Такая церковь и была устроена в 1706 году заботливостью того же свящ. Иоанна Светайла. В этом новоустроенном храме действительно мог молиться в 1709 г. Петр, квартировавший в двух шагах от него, у тогдашнего коменданта Келлина. Храм этот был тоже деревянный; он просуществовал более ста лет и в 1811 году за ветхостью разобран, а более сохранившийся северный его придел, во имя Нерукотв. Спаса, был приспособлен для богослужения и приписан к собору. Очевидно, приход на столько уменьшился, что уже не было

1) Бодянский, Памятная книжка Полт. губ., 1865 г., стр. 91. Здесь лишь ошибочно поставлен год 1705; 6 сент. в 1705 г. приходилось в четверг, а не в среду, да и другая современная запись (ниже нами приведенная) подтверждает факт пожара в 1704, а не 1705 году.

2) Надпись эта приведена Бодянским в изданной им "Памятной книжке Полт. губ.", 1865 г. стр. 92. К сожалению, обе названные книги Спасской церкви, Анфологион и Апостол, не были Бодянским возвращены по принадлежности, и неизвестно, у кого ныне находятся. Во всяком случае, их нет ни в Спасской церкви, ни в соборной, куда поступили некоторые книги из приписной к собору Спасской церкви.

18

средств для восстановления большого храма. В таком виде эта малая, ветхая церковка просуществовала до 1837 года, когда, благодаря посещению Государя Наследника, возникла мысль увековечить ее, как историческую святыню.

Таким образом, нынешняя Спасская церковь представляет собой не более как боковой придел Преображенского храма, построенного в 1706 г. на месте сгоревшей в 1704 г. более древней, первоначальной церкви. По правую руку от нее, в расстоянии 13 1/2 аршин, виден в земле камень с крестообразно высеченным углублением; он указывает место главного престола бывшего здесь большего храма. По наружному своему виду нынешняя Спасская церковь представляет чистый тип малороссийской однокупольной церкви, с тремя отделениями: для притвора, собственно церкви и алтаря. Длина ее 10 3/4 сажня, ширина 4 3/4 сажня и высота (с крестом) 9 2/8 сажени. Построена она из дубовых брусьев и снаружи обшалевана; внутри и снаружи выкрашена бело масляной краской; кровля на ней из гонта. В ней три наружных двери (западная, северная и южная) и девять окон. Для поддержания стен церковного здания внутри выведены четыре каменные столба, два в церкви и два в алтаре.

Иконостас, по синему полю, по местам с резьбой, сохранил признаки несомненной старины (конца XVII или нач. ХVIII ст.). Судя по разнообразию живописи, отсутствию полной симметрии в форме и украшениях наместных киотов, можно полагать, что он составлен из разных уцелевших частей иконостаса разобранного в 1811 году храма. Он трех-ярусный, но причт предполагает снять с верхнего яруса шесть изображений пророков, по-видимому сделанных в более позднее время (может быть, около 1811 г., когда, по разборке бывшего храма, устраивался нинешний придел). В нижнем ярусе четыре киота с наместными образами. Самые образа не все древние; наместный образ Б. Матери, как видно из церковной описи, заменен в 1858 году. Но киоты, с резными ажурными колонками, несомненно старинные, хотя, видимо, сборные, так как в характере резьбы, орнаментов, замечается разнообразие. Крайний левый киот (с иконой Б. Матери) имеет близкое сходство с средним киотом (где икона Спасителя) и очевидно до 1858 г., когда была обновлена и украшена наместная икона Б. Матери,

19

составлял ему пару. Теперь причт предположил возвратить его на прежнее место, т. е. по левую руку царских врат.

Еще лучше сохранился древний жертвенник, в левом углу алтаря. Он представляет собой полукруглый шкап с дверками — тип, весьма любимый в старой Малороссии. Судя по характеру живописи и украшений, я отнес бы его к XVII ст.

В средней части храма, ниже купола, по стенам развешены изображения семи Вселенских соборов, писанные на холсте, в деревянных рамах. Епархиальное начальство признало нужным реставрировать (с возможным сохранением старинной живописи) эти изображения, так как во многих местах краска от времени потрескалась. Автор путевых заметок о Полтаве, П. Свиньин, видевший эти изображения в 1830 г., отзывается о них так: "Семь Вселенских соборов, писанных в 1676 году каким-то Герасимом Немым — и довольно хорошо" 1). Протоиерей П. Мазанов, составивший краткое описание Спасской церкви, упоминает, что на одном из этих изображений выставлен 1777-й год, "но (прибавляет он) неизвестно, год ли это сооружения или обновления; скорее можно допустить последнее". К сожалению, я не мог близко осмотреть эти изображения: они прибиты довольно высоко, а в церкви и в летний день достаточно темно; общее же впечатлиние осталось у меня такое, что изображения эти и мало художественны и не древнее XVIII ст. Впрочем, повторяю, их следовало бы подвергнуть более тщательному осмотру.

Кроме иконостаса, жертвенника и изображения Вселенских соборов, в Спасской церкви хранится несколько икон, заслуживающих внимания:

1. За правым клиросом, возле арки, образ св. Афанасия, патриарха Константинопольского, мощи которого почивают в Лубенском (Полт. губ.) монастыре. Подпись свидетельствует, что этот образ писан в марте 1655 года, т. е. год спустя после кончины святителя (+ 5 апреля, 1654 г.) и за 7 лет до его прославления (мощи св. Афанасия открыты 1 февр. 1662 г.). Живопись довольно грубая. Внизу нарисован Лубенский монастырь крайне неискусно, без соблюдения перспективы. К сожалинию, археологическая ценность этой иконы значительно

1) Отечеств. Записки, том 42.

20

ослабляется тем, что (как видно из подписи) она была подновлена в 1813 г. старанием протоиерея Самойловича и его жены.

2. На арке, отделяющей притвор от средней части храма, очень старинный образ на полотне, изображающий снятого со креста Спасителя на коленях у скорбящей Б. Матери, грудь которой пронзена мечами; вдали Голгофа и крест; внизу следующие силлабические вирши:

О болезнь, о жалость! Сын зрится пробожденный,
Язвляет меч утробу Деви изощренный.
Зри затворены очи, не имущи света,
Жаждный язык во крови, не дающ ответа;
Зри кровь, воду, текущи от святого боку,
Язву отворенную, широку, глубоку;
Виждь всего уязвленна, пробитые нозе,
Руце, сотворши вся, пробиты гвоздьми сквозе.

3. В алтаре, на южной стене, оправленная в золоченую раму, икона Преображения Господня. Вверху, в облаках, Бог Отец, на вершине горы преобразившийся Христос, по сторонам от Него, на облаках, Богоматерь и арх. Михаил; внизу, под горой, три апостола, а по сторонам, в облаках, пророк Илия и Моисей. От всех ликов идут в разных направлениях библейские тексты. Все это занимает лишь верхнюю половину иконы; несколько ниже ее центра изображен какой-то храм, а еще ниже герб, изображающий на золотой ципи такой же крест, украшенный цветными камнями, а вокруг него на зеленом поле инициалы: М. Л. М. Б. П. А. Н. Г. Над щитом архиерейская митра с крестом, такой-же жезл и что-то в роде трости. Герб с обеих сторон поддерживают ангелы, другой рукой держащие рог изобилия, наполненный плодами. Икона писана на деревянной доске, на обороте которой, среди выцветшего орнамента, написано: "1770 года, месяца октобрия, 23 дня". Мы нарочно описали так подробно эту икону, потому что в изображенном на ней храме некоторые хотят видеть точное изображение Полтавской Спасской церкви, сгоревшей в 1704 году. Впервые это мнение высказал прот. П. Мазанов, 1) бывший в 1860-х

1) В составленной им брошюре: "Полтавская Спаса-Нерукотворенного образа церковь" и пр. Полтава, 1891 г. (второе изд.), стр. 11 и 17.

21

годах священником Спасской церкви и отыскавший самую эту икону где-то на церковном чердаке. Но его мнению противоречит прежде всего дата — 1770 г. Нельзя также допустить, чтобы это было изображение Спасской церкви, построенной в 1706 г., после пожара, ибо она была деревянная и об ее архитектуре мы можем судить по сохранившемуся ее приделу — нынешней Спасской церкви; между тем на иконе изображен несомненно каменный храм, с круглыми по углам башнями и такими же тремя притворами, с полуциркульными окнами, массивными карнизами. По форме куполов (пяти или семи — трудно с точностью определить), фронтонов и щитов, храм этот очень напоминает Киевские храмы, построенные или переделанные в XVII—XVIII вв. Но инициалы на гербе не соответствуют имени и титулу ни одного из южно-русских иерархов. XVІІ—XVIII ст. По стилю письма можно утверждать, что эта икона написана в Малороссии в XVIII ст., но какой именно храм изображен на ней и чей герб — остается загадкой.

Утварью Спасская церковь вообще очень бедна. Из более старинных вещей заслуживают упоминания:

1. Дарохранительница беспробного серебра, имеющая форму церковки; на ней изображение Нерукотворенного Спаса.

2. Три различной величины кипарисных креста в серебряной оправе, с серебряными низкой пробы подножиями. На одном из них вырезана надпись: "Сей крест надал раб Божий Иоанн Красноперов, судья Полтавский, до храму св. Спаса, 1706 года, месяца марта 1 дня".

3. Евангелие Виленской печати 1644 г., в лист, отделанное в черный бархат с накладным ссребряным на лицевой стороне изображением Воскресения Христова. По листам внизу надпись: "Року Божого 1646 [кириллическими буквами], месяца марта 10 [кириллическими буквами] дня. Во имя Отца и Сына и Духа Святого Аминь. Сию книгу, рекомее Евангелие Тетр отменил раб Божий... кум.. (вытерто слово) Имоненко за свое отпущение грехов и за жоны своей Феодоры, и за сына своего Григория и Мотри, дщери его Агафии и внука Костя, и я зась раб Божий Иван Домченко отменил за жоны своее Настасие и за сына его Лукияна и Марие, дочки его, за отпущение грехов своих, и предали ее вечными часы до храма Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в селе в Трибуховцах, в повете Хмелницком, при священнику отцу Захарие, в державе его милости пана Любомирского. А хто бы мел тую книгу отда-

22

лити от церкви вышреченное, люб священник який, люб диякон, люб с простих людей, нехай будет (проклят — затерто) в сей век и в будущий, анафема и Маранафа. А вы, священници, чтуще книгу сию, поминайте всех родичов Кумових Иванових по имени их. Аминь" 1).

4. Евангелие большое Московской печати 1703 г., с сплошными с обеих сторон вызолоченными досками беспробного серебра. На лицевой стороне литое изображение Распятия, по углам литые изображения евангелистов, на оборотной стороне посредине Преображение Господне, сверху Нерукотвор. Образ. На нижней доске вырезана рифмованная надпись:

"Старанием и прикладом Петра Яковлевича, в Божию славу,
До церкви Преображения Господня, во град Полтаву,
1703 року, егда воплотися Бог Слово,
Месяца марта в 7-й день свершися готово.
Зроблено сие Евангелие в царствующем Москве-граде,
Коштом Андрея ктитора, спасения своего ради.
Сребра фунтов 12 стало в роботе,
Червонных золотых 20 пошло в позолоте".

По листам внизу надпись: "Сие Евангелие святое за спасение свое купила в печатном дворе в царствующоиу граде Москве за сем рублей без окладу сребрного, за свои денги власние, до церкви Преображения Господня Полтавской, Петр, Якова Шимоновича, старожитного мещанина и ктитора тоеи ж церкви, сын. Року 1705, в месяце генваре, за священства Иоанна Светайла" 2).

5. Старинная плащаница на малиновом атласе.

Соборная Успенская Церковь.

Каменная, пятикупольная, типа Киевских церквей конца XVII в. Начата была постройкой (вместо прежней деревянной, перенесенной в с. Ивашки, Полт. у.) в 1748 г. коштом и старанием тогдашнего Полтавского полковника Андрея Горленка, полкового судьи Григория Сахновского, полкового обозного Андрея Руновского, войскового товарища Дмитрия Белухи и других, — иначе сказать, в ее постройке принимала участие вся тогдашняя полковая старшина и жители Полтавы. Контракт на постройку был заключен 8 ноября означенного года с мастером Стефаном Стабанским, от имени старшин и четырех "ктиторей", в цене 3,000

1) Это Евангелие теперь хранится не в Спасской церкви, а в соборной Успенской.

2) И это Евангелие хранится в ризнице соборной церкви.

23

рублей, не считая харчей. Все распоряжения по постройке шли через полковую канцелярию, а отчеты представлялись в полковую счетную комиссию. В декретах Полт. полкового суда 1750-1752 гг. мы нередко встречали такого рода приговоры, что невольные убийцы и другие преступники, подлежавшие по закону тяжкой каре, взамен ее, присуждались "к роботе новосозидаемой Полтавской каменной соборной церкви" на год и даже на три года, "под росписку ктиторей". Не смотря на все это, постройка шла очень медленно. В 1751 г. стены были выведены только до окон. Стабанский часто жаловался на "контрактодавцев" за "невистарченье потребных материалов"; происходили несогласия и между самими ктиторами. Благодаря этому, церковь была окончена лишь в 1770 году. В устройстве иконостаса принимал участие щедрыми пожертвованиями известный покоритель Крыма, князь Василий Михайлович Долгорукий.

Первоначальный вид храма несколько изменен капитальными переделками, каким он подвергся в 1899 году: с западной стороны сделана новая пристройка, внутри сняты два передних массивных столба, хоры отодвинуты к западной (вновь построенной) стене, иконостас заменен новым, стены расписаны и т. под.

Отдельно стоящая колокольня построена в 1774-1801 годах. На ней существует известный колокол "Кизикермен", отлитый в 1695 г., но уже в перелитом виде (после разбития), хотя и с сохранением прежних надписей и изображений; именно, на нем изображены: крест, образ Б. Матери, герб полковника Герцика и следующая виршевая надпись:

В року тысяча шестьсот девятдесят пятом,
По славном Кизикермене, от христиан взятом,
За царства росских царей Петра, Иоанна,
За гетманства Мазепы, Богом дарованна,
Сооружен ест звон сей ку Божией славе
До храму Успения во граде Полтаве
Из штук Казикерменских арматных здобычних,
З придатками материй, до звона приличных,
Коштом его милости войск полтавских вожа,
Павла Семеновича, Украины строжа.

Делал Афанасий Петрович.

24

Эта надпись ясно показывает происхождение колокола. В 1695 г. казаки взяли турецко-татарскую крепость Кизикермен, и из отбитых у турок пушек ("из штук арматных здобычных") тогдашний Полтавский полковник Павел Семенович Герцик велел отлить колокол; весил он около 150 пудов; подвергся разбитию в 1860-х годах; перелит в 1890 г.

По свидетельству автора "Записок о Полт. губернии" Н. Арандаренка (часть III, стр. 37-40), в соборной Полтавской церкви были еще следующие старинные предметы: 1) в алтаре хранилась древняя икона св. Василия, на золотом поле, перенесенная сюда из церкви с. Яковцов, Полт. у. Эта икона была изрезана на шахматную доску; 2) на простенках церкви были две иконы: одна изображала св. пророка Елисея и свят. Мефодия, празднуемых 14 июня, а другая — апостолов Петра и Павла (29 июня). Под первой изображена была атака Перекопской крепости под начальством князя В. М. Долгорукого 14 июня 1771 г., а под второй — победа над турками при Кафе и занятие этого города кн. Долгоруким 29 июня 1771 г. Под каждой из этих икон были разные гербы князей Долгоруких; 3) те же гербы нарисованы были и на иконостасе, под наместными иконами, с стихотворными надписями в честь покорителя Крыма князя Вас. Мих. Долгорукого; и 4) много икон старинной, весьма хорошей работы, судя по письму и резьби, принадлежавших еще старой, деревянной соборной церкви. Но в настоящее время ничего этого нет. На наши расспросы была получена справка от протоиерея Уралова, долгое время служившего при соборе, что прежний иконостас, с гербами кн. Долгоруких, давно продан в с. Безсалы, Лохв. уезда, а остальных старинных икон не было уже в соборе за его память, и ему ничего неизвестно, когда и как они исчезли.

В настоящее время в ризнице собора хранятся: а) старинный поясной портрет покорителя Крыма, князя Василия Михайловича Долгорукого, при жизни жертвовавшего на украшение этого храма; б) старопечатные евангелия, поступившие сюда из Спасской церкви (о них сказано выше); в) хрустальный бокал, по преданию Екатерининский, с изображением государств. герба и с вензелем (сочетание букв Е и Р под короной), и г) 26 знамен Полтавского ополчения 1812 и 1855 годов.

25

Воскресенская церковь.

Каменная, о 5-ти главах, очень красивой архитектуры, построена в 1775 г. тщанием местного гражданина Руденка, на месте прежней деревянной, перенесенной в с. Гуджулы, Полтавского уезда.

Иконостас не древний — 1850-х годов. Горнее место в главном алтаре, по характеру живописи и орнаментов, по-видимому, конца XVIII ст.; письмо темное, но хорошее. В алтаре левого придела (Василия Великого), на горнем месте уцелел старинный образ И. Христа, очевидно когда-то наместный, хорошего южно-русского письма, в Византийском стиле, на золоченом с узорами поле. Рама киота, с золочеными резными завитушками, носит характер XVII-XVIII вв.

В церкви хранится вделанная в стену медная доска в 2 квадратных аршина, на которой выгравирована Полтавская баталия, с подробным изображением Полтавской крепости, полевых укреплений и движения войск в тот момент, когда шведы были опрокинуты. Вверху изображен молящийся св. Сампсон, а внизу стихи и надпись:

"Полтавской брани вид являет сей металл,
Как в день Сампсонов Карл, сражен Петром, ниспал;
Сам сделал Бог с небес начало Русской славы.
Руденко, гражданин усерднейший Полтавы,
Которого отец в той самой битве был
И вольность чрез Петра из плена получил,
В благодарение Всевышнему Сиону,
Построил каменный священный храм Сампсону,
В хвалу ж Петровых дел, грядущих в память дней,
Средь стен отечества поставил образ сей.

"В 69-е лето от победы под Полтавою, от создания мира 7286 года, от Р. Хр. 1778, в благополучное и славное царствование Екатерины Алексеевны Вторыя, Императрицы и Самодержицы Всероссийския".

"Надпись соч. Г. Рубан, надворный советник, в С.-Петербурге.

"Рисована и гравирована под смотрением Императ. Академии Наук. Гравировал Патрикий Балабан".

Доска эта первоначально помещалась в устроенном Руденком в 1778 году в Полтаве памятнике, представлявшем собой каменный

26

оштукатуренный столб с короной ва верху. Этот столб впоследствии (ранее 1804 года) почему-то был разобран, а доска перенесена в Воскрес. церковь, в устроенный тем же Руденком Сампсониевский придел.

Из других старинных предметов, хранящихся в Воскресенской церкви, заслуживают внимания три старые плащаницы:

1) На зеленой плотной шелковой материи, 1 3/4 арш. длины и 3/4 ширины, лежащий Христос изображен сбоку (в профиль). Внизу подпись: "Сию плащеницу отменил раб Божий Юрый Грек Антыевич с женою своею Мариею Иосифовьною. Року Божого 1760 [кириллическими буквами]". Впоследствии плащаница нашита на больший по размерам шелковый вишневого цвета плат с золотым шитьем по краям; шитье по искусству скромное.

2) Плащаница на красной шелковой материи, 3 арш. длины и около 2 1/4 арш. ширины; кайма в 1/4 арш. шириной расшита золотом довольно сложным орнаментом. Очень хорошо написано лицо Спасителя — спокойное выражение спящего. У ног Христа надпись: 1776 года. Для ношения плащаницы, по углам и к средине полотнища пришиты особые тесьмы с золочеными кистями.

3) Плащаница на темно-вишневом бархате, без обычного стиха: "Благообразный Иосиф", но с прелестным серебряным шитьем по краям; узор шитья очень художественный. Размер: длина около 2 3/4 арш., ширина около 5 1/2 четвертей. Христос лежит на спине; лицо старообразное. Даты нет, но видимо конца XVIII или начала XIX ст.

Николаевская церковь.

Каменная, построена в 1774 году. Находящаяся в верхнем этаже теплая Георгиевская церковь устроена в 1856 г.

В нижней церкви иконостас и в алтаре горнее место — колоритное южно-русское письмо, но не древнее конца XVIII или начала XIX ст. Направо от наместного храмового образа находится киот, а в нем местно чтимый старинный образ св. Николая (в ризе), но письмо подновлено. В алтаре возле жертвенника, налево, небольшая икона под серебряной шатой — годовые праздники — старинное миниатюрное письмо, но, кажется, великорусское.

27

Напрестольное Евангелие (в большой лист), Московск. изд. 1766 г., имеет на 6 листе приписку: "Семена Письменого, козака куреня Ирклеевского, в церков свято-Николскую Полтавскую".

В ризнице старинные плащаницы:

1) На бледно-голубой шелковой материи, без подкладки, длиной около 3 арш., шириной около 2 арш. 3 вершков, составленной из трех полотнищ, посредине лежащий Христос; вокруг, в особых ободках на красном фоне с золот. орнаментами, изображены орудия Его страданий; далее идет вокруг стихира: "Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое тело твое, блогоуханми" (и проч.). Последняя кайма — золотые орнаменты и цветы. С боковой стороны, обращенной к знаменующимся, вдоль изображения Христа, выписана стихира: "Плотию уснув яко мертв"... В углу нижней каймы надпись красной краской: 1782 года, марта". Кроме изображения Спасителя, все остальные изображения и надписи сделаны золотом прямо на шелку. Вышивок вовсе нет.

2) На бледно-зеленом атласе, длиной около 2 арш., Спаситель возлежит с протянутыми вдоль туловища руками. По углам 4 евангелиста. В кайме — орудия страстей, далее стихира: "Благообразный Иосиф... блогоуханми". Все украшения, надписи и само изображение сделаны красками и золотом прямо на материи; шитья нет вовсе. У ног Спасителя красной краскойю помечено: "Писано 1798 года".

В ризнице той же церкви имеется шитый разноцветным гарусом рушник (полотенце) очень красивого узора, старосветского шитья, на тонком холсте. Видимо, он предназначался для занавеси над образом.

Между богослужебными книгами находится требник П. Могилы, без начальных листов, а в церковной библиотеке редкая книга:

Kazania nа swięta doroczne, przez Fabiana Birkowskiego, zakonu sw. Dominika kaznodzieyskiego napisane. W Krakowie, Roku 1628. Częsć wtora, tomu wtorego (без конца). Здесь же в одном переплете есть и первая часть, но без начала.

В верхней, теплой церкви (св. Георгия) живопись хорошая, но не древнее постройки самой церкви (т. е. 1856 г.). Сохранилось лишь 4 иконы (на стенах, 2 вправо и 2 влево) из старой Георгиевекой церкви, отдельно стоявшей до 1856 г., очень хорошего письма, но они видимо были подновлены.

Отдельно стоящая каменная двух-ярусная колокольня построена в 1784 году.

28

Сретеская церковь.

Приход существует с 1683-84 г., когда впервые построена была деревянная трехглавая церковь, от ветхости разрушившаяся в 1781 году. Нынешний каменный храм (5-ти купольный) построен в 1782-1786 гг., а колокольня в 1851 г.

Иконостас и горние места в главном и придельных алтарях не древнее самого храма, но и эта сравнительно старинная живопись подновлена.

При входе из притвора в храм, по правой стороне, у столба, киот с иконой Б. Матери, устроенный и богато украшенный в 1811 году знаменитым в свое время оператором Моренком, Полтавским уроженцем.

Церковной утвари и ризницы мне, к сожалению, не удалось осмотреть, за отсутствием настоятеля, куда-то уезжавшего из города. Из напечатанного же в 1875 г. в "Полт. Епарх. Ведомостях" описания Сретенской Церкви (свящ. Бельговского) видно, что в ризнице должны находиться следующие старинные предметы:

1) Напрестольное Евангелие, напеч. в Киеве в 1697 г., а в нем по листам надпись: "Року 1706, месяца октября 4 дня, я раб Божий Иоанн Перепелица, атаман куреня Корсунского, в Сечи Запорожской, по обещанию своему, надаю сие Евангелие до храму Сретения Господня, в Полтаве, на предградии обретающагося, которое вечными часы от предреченного храму и в нем будучого божественнаго престола не повинно отдалятися. А смел бы хто самовластно втручатися и присвоевати, таковый да будет подобен Дафану и Авирону, аминь. Писано сие на тот час, бывшого войскового писаря Петра Краснокутского рукою".

2) Евангелие Московской печати 1698 г.

3-4) Два Евангелия (в четверть листа) Киевокой печати 1746 и 1773 годов.

5) Большой кипарисный крест в серебряной позолоченной оправи, с пьедесталом, на котором вырезано: "Сей крест зделан до храму Сретения Господня полтавским мещанином Денисом Есипенком и женою его Татианою 1776 года, декабря 14 дня."

29

6) Меньший кипарисный крест, тоже в серебряной позолоченной оправе с пьедесталом и надписью: "Сей крест зделан коштом козака Сечи Запорожской, куреня Ирклеевского, Семена Письменого, в город Полтаву, до храму Сретения Господня, 1775 года".

В церковной библиотеке имеются старопечатные издания:

1) Триодь цветная Львовской печати, неизвестно которого года (выходной лист вырван), а в ней по листам надпись, указывающая, что эта книга пожертвована в 1631 г. "до церкви Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на рынку". Если здесь разумеется Полтавская Воскресенская церковь (она стояла точно "на рынку" в XVII ст.), то эта запись почти современна основанию самого города Полтавы.

2) Минея на сентябрь, изданная в Москве, в 1645 году, с слидующей по листам надписью: "Лета от создания миру 7163 [кириллическими буквами] августа 18 [кириллическими буквами] дня, великий Государь, Царь и великий князь Алексий Михайлович, всея Руссии Самодержець и многих государств государь и обладатель, пожаловал сию книгу Минею, месяц сентябрь, Македонския земли в Логоянинской монастырь, при архиепископе Данииле с братиею... (далее следует другая уже рука), которые книги оный архиерей продал отцу Максиму Климовичу, священнику Ольшанскому; сей же священник, недостаточества ради своего, продал ю пану Михаилу (далее стоит слово в обчерках, которого нельзя разобрать) Радиону Ханенку, полковнику Уманскому; сей же Радион со женою своею, отменивши, вдаде их за отпущение грехов своих, отца своего Стефана, матки своей Марии и чад своих Павла и инних, преподаст (?) церкви Успения Пресвятыя Богородицы в граде Умани, и вручи их братству той церкви, року ___ [кириллическими буквами] (т. е. 1678), декабря 29 [кириллическими буквами] дня.

3) Требник Черниг. печати 1763 г.

4) Требник той же печати 1754 г.

5) Требник П. Могилы (без выходного листа).

6) Триодь постная Киевской печати 1716 г.

7) Огласительные и тайноводствеиные слова Кирилла Иерусалимского 1 книга, Черниговской печати 1771 г.

8) Метрическая книга Срет. церкви с 1741 по 1756 год.

и 9) Две просительные книги 1778 и 1781 гг. на постройку нынешней церкви.

30

Крестовоздвиженский монастырь.

Расположен в одной версте от города, на отдельном возвышении, в очень живописном месте. Основан в 1650-х годах игуменом Лубенского монастыря Каллистратом, при материальном содействии тогдашнего Полт. полковника Мартына Пушкаря, Ивана Искры, Ивана Крамаря и других жителей Полтавы. Подвергался разорению в 1693 от Татар и в 1709 г. от Шведов, которые, заняв монастырь, поставили там свои пушки и оттуда громили ближайшие бастионы Полтавской крепости.

Нынешний главный монастырский храм построен в первой половине XVIII ст. сыном известного (погибшего за донос на Мазепу) Василия Леонтьевича Кочубея, Полтавским полковником Василием Васильевичем Кочубеем (умершим в 1743 г.), получившим за то от монастыря имение Требы, близ Полтавы, с лесом, сенокосом и мельницей. Храм этот каменный, Византийской архитектуры, крестообразной формы, о семи главах и четырех престолах — два внизу и два на хорах. Иконостас во всю высоту храма, в три с половиной яруса, типичного южно-русского стиля, вероятно современен построению самого храма; на нем старинная ажурная резьба, все иконы прекрасной работы.

На средней колонне храма, с левой стороны, находится икона св. Феодора Стратилата, в серебряной ризе, на которой такая надпись: "Зделана святая икона сия 1707 года, месяца февраля 7 дня, в меру тогда родившагося Феодора Матвеевича (Воейкова), бывшего генерал-аншефа, Киевского генерал-губернатора и Новороссийской губернии главного командира, который преставился в Кременчуге 1778 года, месяца августа 9 дня и погребен был 11 дня в соборной Преображенской Кременчугской церкви, в склепу, а по желанию супруги его Елены Петровны с фамилиею, за блогословением архиепископа Словенского и Херсонского Никифора, вынят и в Крестовоздвиженской Полтавской монастырь перевезен и в склепу ж положен 1781 года, генваря 19-го дня".

Других старинных икон нет.

Из церковной утвари заслуживают упоминания:

31

1) Серебряная дарохранительница, по местам вызолоченная, с литыми на ней изображениями, весом в 20 фунтов. Сооружена в 1758 году.

2) Кружка старинная серебряная, с крышкой и рукояткой, снаружи местами, а внутри вся позолоченная, с выпуклыми изображениями четырех времен года, с следующей на подножии надписью: "Elicsabeth Pollsonen Wirib 1661." Веса в ней 3 фунта.

3) Кружка старинная серебряная, без крышки, снаружи местами, а внутри вся вызолоченная; на подножии надпись: "Року 1707, месяца февраля, дано до монастыря Полтавского. М. В. К. В. З.". Вес в ней 1 фунт 60 зол.

4) Кружка старинная серебрянная, с крышкой и рукояткой, снаружи местами, а внутри вся вызолоченная; на крышке литое изображение льва. Вес 3 ф. 8 зол.

Из хранящихся в ризнице 14-ти напрестольных Евангелий более интересны:

1) Евангелие Львовской печати 1644 г. в лист небольшого формата, обтянутое зеленым бархатом. По листам внизу надпись: "Во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь. Року Божого 1698 [кириллическими буквами] месяца апреля дня 23 [кириллическими буквами], я раб Божий Марко Максимович Корженко, обыватель града Тясмина, слуга и товариш Войска Запорозского, купил сию книгу Богодхновенную, рекомую Евангелие Тетр, еже ест напрестолное, за свое отпущение грехов, жены моее Татяны и чад моих от Бога данных Тимофея и Агафие, и всех родичов моих: отца Савы, матки Вивде, так и чад Константия и Татияны, и другого отца Максима, матки .Татияны, и отдаю его до храму Покровы пресвятыя чистыя Деви Богородици, яже ест в Тясмине козацкая, при служителю иерею отцу Тихону, на честь в Троици единого Бога и на похвалу пресвятыя Девы Богородици и на оздобу церкви Божои Покровской, а отдаю его вечными часы, не отдаляючы от храму вышпомененого Покровы так а не я сам, а не жаден с кревных моих, а не жаден священик, а не клирик, а не от простих людей, одно вечными часы отдаю его до храму и престола Покрови св. Богородици козацкого в Тясмине. А хто бы мель его отдалити от храму вышпомененого, таковый анафема, проклят по три крот в вечныи муки (sic!). Аминь. Купылем еи у отца Алексея Кондратовича, священника з Вергунова села; далем за неи

32

сумы готових грошей злотих к26 [кириллическими буквами] при отцу Тихону, священнику козацком Тясминским, и иритомности Иоана, на тот час пира (писара). Богу в Троици единому слава и хвала на веки".

2) Евангелие Московской печати 1657 г., в лист, в сплошной медной позолоченной оправе, с пятью изображениями на лицевой и одним (Иоанна Предтечи) на оборотной стороне. Без надписей.

8) Евангелие Московской печати 1681 г.. в лист. Без надписей.

4) Евангелие Львовской печати 1670 г., в лист. Без надписей.

5) Евангелие Московской печати 1748 г. в лист большего формата, по листам надпись: "Сие Евангелие дал вкладу в святую обитель Полтавскую монахом иеросхимонах Иосиф Левицкий, постриженец святой Троицины Сергиевы Лавры, 1751 году".

и 6) Евангелие в 4-ю долю листа, в бархатном малиновом переплете, на грузинском языке, напечатанное в Тифлисе, в 1709 году.

Монастырская библиотека (помещается на хорах) оказалась довольно богатой старопечатными богослужебными и учительными книгами. В ней находятся:

1) "Книга иже во святых отца нашего Василя Великого... З друкарне Острозское выдана есть в лето... 1594, мисяца марта 3 дня". Превосходно сохранившийся полный экземпляр, с надписью по листам (почерком XVII ст.) относительно принадлежности этой книги Полтавскому монастырю.

2) Другой экземпляр той же книги, столь же хорошо сохранившийся и с такою же надписью.

3) Беседы И. Златоустого на послания ап. Павла; Киевской печати 1623 года.

4) Беседы И. Златоустого на Деяния св. Апостол; Киевской печати 1624 года. Внизу по листам надпись: "Сию книгу Деяния святых Апостол отменили блогородныи рабы Божии Исаия Малхиненко и Феодор Цомкало, обыватели места Полтавы, и надали на свой монастырь Полтавский всемерного Воздвижения Честного Креста в здравие и спасение и отпущение грехов своих, так теж подружия своего и чад своих всех. Року 1654 года, месяца Септеврия 16 дня" 1).

1) Эта надпись представляет документальное свидетельство, что Полтавский монастырь сушествовал уже в 1654 году.

33

5) Беседы И. Златоустого на Евангелие Матвея без выходного листа, — но очевидно Московское издание 1664 года. Надпись полууставная по листам: "Глоголемая книга сия Беседы Златоуста на св. Евангелиста Матфея Толкования монастыря Полтавского всемирного Воздвижения Честного и животворящего Креста Господня; наданная ест от благочестывого царя и великого князя Алексея Михайловича".

6) Поучения Аввы Дорофея, напеч. в Киеве в 1628 г.

7) Трифологион Львовской печати, без выходного листа, но очевидно изд. 1641 г., с надписью по листам: "Во имя Отца и Сына и св. Духа, святои единосущнои и неразделимои Троици, станься ку вечной памяти, аминь. Иж все речи с памяти людской сплывают и в забытие ума приходят, для того ж бывают письмом святым обяснени, абы то и на потомныи часы зоставати мело; прото я раб Божий Иван Ильяшенко Мазаный, обыватель Зинковский, отменил сию книгу, глоголемую Трифолой, друку Ильвовского, за здоровье и спасение грехов, власное зобрание (sic), до места Зенкова, на Груни Ташанской, в маетности Его Королевской милости, на тот час властителя и обладателя его милости пана кашталяна великого пана Краковского, хороижого корунного, Александра на Конецполю Конецполского, и пана державцы пана Витовского, подстаросты Зинковского, их милостей козаков Войска Запорозкого и за настоятеля храму отца Евфимия, на тот час бывшего священника Пречиского Зинковского, до храму Рождества Пресвятыя Богородици. А хто бы мел сию книгу от того храму яковым способом украсти албо продати, на такового накладую, нехай будеть клятый от святых отец 318 иже в Никеи. Писано року 1641 [кириллическими буквами] месяця июня 13 [кириллическими буквами] дня. Писарь того подпису Трифолоя Иван Ильяшенко Мазан, рукою власною, при пану Ермылу Безпалченку, ктытору Зинковскому Пречискому".

Триодь цветная Московской печати 1604 г. с надписью: "Монастыря Полтавского Anno 1654". Внизу по листам более старинная надпись: "Я именем Василий Дашкович, из жоною своею Марьею Кондратовною, придаю сию книгу до храму святой Пречистои, до Киева. А хто бы мел сию книгу отдалити от тои святои церкви святои Пречистои Киевскои, да нехай будет проклят от святых отець 318". Далее по листам третья надпись: "Сию книгу Триод надал на манастыр Полтавский в Богу превелебный Инокентий Гезиель, архимандрит печерский, з Киева".

34

9 и 10) Два экземпляра книги: "Евхологион албо Момтвослов" (Требник П. Могилы), изд. в Киеве в 1646 году. На одном экземпляре внизу по листам надпись; "Року 1653 [кириллическими буквами] месяца марта дня первого книгу сию, глоголемую Требник Великий, видавана кир Петра Могилы, святой памети митрополиты Киевского, друку печерского Киевского (далее надпись продолжается по наклеенным полоскам бумажным, закрывшим собой какую-то иную надпись), отменил раб Божий Григорий Сахнович Лесницкий, полковник Войска Запорожского Миргородский, с подружием своим Еленою, до манастыра Полтавского Воздвижения честного и Животворящего Креста Господня, за доброе здорове и за отпущение грехов своих. А хто бы мел соби привлащити, кром благословнои вины, таковому да будет анафема, аминь". В виду указанной наклейки, нельзя поручиться, что дата 1653 года относится именно к записи полковника Лесницкого, и не к заклеенной надписи.

19) Мессия правдивый, соч. И. Галятовского, Киев. изд. 1669 г., прекрасно сохранившийя экземпляр, с авторской надписью по листам: "Сия книга от мене, сеи книги автора подлого, дана есть до монастыря Полтавского Воздвижения Честного Креста, жебы там за мене Бога прошено".

12) "Духовныи Беседы св. о. нашего Макария, пустелника Египетского, о досконалстве христиан православных", Виленское издание 1627 года, in quarto. Экземпляр прекрасно сохранившийся, но без надписи.

13) Огородок Марии Богородицы, соч. Антония Радивиловского, изд. в Киеве в 1676 году.

14) Меч духовный, соч. Лазаря Барановича, изд. в Киеве в 1666 году.

15) Трубы словес, его же, изд. в Киеве, в 1674 г.

15) Вечеря душевная, Сим. Полоцкого, Московское издание 1683 года.

17) Небо Новое, изд. в Могилеве, в 1699 году.

18) Служебник, Львовской печати 1699 года.

Из многочисленных изданий XVIII ст. отметим лишь следующие:

19) Библия в лист, напечат. в С.-Петербурге в 1751 году, в пергаментном переплете, с надписью по листам: "Сия Библия архи-

35

мандрита Пахомия Левицкого, отдана в церковь в Крестовоздвиженский Полтавский монастир 1756 году, марта 16".

и 20) Краткий Летописец, сост. Ломоносовым, издан. 1760 года.

Рукописей в монастырской библиотеке не оказалось, за исключением трех рукописных ирмологиев:

1) Рукописная книга большого формата, в лист, в золотообрезном переплете. Очень красивое письмо, с превосходными рисунками, сделанными пером и раскрашенными красками. по-видимому, рукопись XVIII века.

2) Ирмологий в поллист, в переплете, как видно из надписи, писанный в Хотмышском Богородицком монастыре иеромонахом Иоакимом Сокальским, в 1769 г. По листам надпись: "С числа книг преосвященного Иова, епископа Переяславского и Бориспольского" 1). Очень красивое письмо. В начале силлабические стихи списывателя.

3) Ирмологий того же формата, без обозначения, когда и кем писан, но письмо более старинное, чем в предыдущих, и должно быть отнесено к первой половини XVIII ст. В начале каждого гласа прекрасные рисунки, раскрашенные красками, с красивыми орнаментами, характер коих не древний, но чрезвычайно изящный.

Отдельно от соборного монастырского храма находится другая каменная церковь во имя св. Троицы, бывшая трапезная. Она построена в 1750 году, но в 1864 г. подверглась полной переделке, при чем старинная стенная живопись, иконостас и проч. — все это было уничтожено и заменено новым, так что в настоящее время, кроме стен, не осталось ничего старинного.

Нынешняя трапезная церковь св. Симеона совсем новая, построена лишь в 1887 году.

Отдельно стоящая монастырская колокольня, вышиной в 22 сажени, построена в 1786 году. По архитектуре она очень напоминает колокольню Киево-печ. Лавры.

До недавняго времени в Полтавском Кресто-воздвиженском монастыре была еще одна историческая достопримечательность: разумеем

1) Иов Базилевич был Переяславским епископом с 1770 по 1776 гг.

36

так называемую Екатерининскую залу в настоятельском доме. Вот ее краткая история и описание.

С учреждением в 1775 г. новой Славенской епархии, для Новороссийской и Азовской губерний, архиерейская кафедра и консистория для этой епархии были открыты в Полтаве, а местопребыванием для Славенских архиепископов избран был Полтавский монастырь. Один из этих архиепископов, Амвросий Серебряников, живший здесь с 1786 по 1792 гг., устроил при архиерейском доме летнюю залу с балконом, откуда открывался прекрасный вид на далекие окрестности, и, по обычаю того времени, украсил все ее стены живописными изображениями из библейской и русской истории. В 1787 г. императрица Екатерина, возвращаясь из путешествия в Новороссию и Крым, посетила Полтаву и, после маневров на поле Полтавского боя, вблизи Шведской могилы, посетила Крестовоздвиженский монастырь, по преданию, пила в этой зале чай и с балкона любовалась окрестностями. Когда впоследствии дом этот от времени пришел в ветхость, на том же мести был построен в 1854 году новый деревянный дом для настоятеля, при чем было предположено вовсе уничтожить залу с картинами; но бывший в то время малороссийский генерал-губернатор С. А. Кокошкин настоял на том, чтобы эта историческая зала была восстановлена в первобытном виде и все изображения были реставрированы и развешены на стенах в том самом порядке, как и прежде. Зала эта имела в длину 11 аршин и в ширину 9. Все ее стены и простенки были увешаны разной величины картинами, на холсте, довольно уже ветхими. Кроме многочисленных библейских и церковно-символических изображений, здесь были две исторические картины. На одной из них (величиной в квадратную сажень) был изображен князь Александр Невский на вороном коне; пораженные им Шведы вручают ему мечи свои; вдали видниется город. Под картиной стихотворная надпись:

"Святый и храбрый Александр Невский Духом от небес на град свой призирает И на брега, где он противных побеждал, Россов усердный защитник И невидимо Петру споспешествовал".

Другая картина, тоже величиной в квадратную сажень, изображала Петра Великого на белом коне, с мечом и в кольчуге; ему также Шведы подают свои мечи. Внизу подпись:

37

"Се образ начертан премудрого героя,
Что ради подданных лишил себя покоя,
К утехе Россов всех; но кто он был таков,
Гласит народ и флот, художества и войски,
Гражданские труды и подвиги геройски". 1).

Зала эта с давних времен привлекала особенное внимание посетителей монастыря, как редкая историческая достопримечательность. Мне лично, в ранней юности, пришлось быть свидетелем того, с каким вниманием и интересом осматривал эту залу в 1864 году великий князь Алексей Александрович. Но когда в мае 1901-го года я посетил монастырь и, бывши в настоятельском доме, пожелал еще раз увидать столь хорошо мне с детства памятную залу, то воочию убедился, что от нее не осталось и следа. Сам настоятель монастыря, преосвященный Гедеон (недавно лишь сюда назначенный) не мог мне объяснить, когда именно и кем эта историческая зала уничтожена. Очевидно, это сделано в недавние годы, ибо Полтавские бытописатели и поныне еще продолжают описывать Екатерининскую залу как существующую и в настоящее время 2). Где теперь хранятся висевшие на ее стенах картины, с точностью не умею сказать; некоторые (например, изображение Петра Великого, победителя Шведов) я заметил в одной из внутренних комнат настоятельского дома. В приемных комнатах этого дома и теперь висят на стенах старинные портреты Киевских митрополитов, но я и в детстве видал их здесь же. Там же я заметил старинный портрет св. Афанасия Лубенского, в 1860-х годах помещавшийся в главной монастырской церкви, на южной стене, близ алтаря.

Крайне желательно, чтобы все находившиеся в бывшей Екатерининской зале старинные изображения (если только они сохранились) были собраны в одном каком-либо месте и в целости сохранены для будущих поколений, как интересный остаток времен давно минувших.

1) Снимок с этой картины помещен в "Киевск. Старине". 1902 г., № 7-9.

2) См. наприм., вышедшую в свет в конце 1901 г. книгу А. Грановского "Полтавская епархия в ее прошлом и настоящем," вып. I, стр. 163-164. Лишь в недавно изданных "Записках о Полтаве" г. Бучневича (2-е изд. 1902 г) мы прочли, что бывшая Екатерининская зала в 1892 г. обращена в ризницу, а имевшиеся в ней картины "по ветхости уничтожены". Последнее едва-ли верно.

38

Рождество-Богородичная церковь в м. Богачке,
Миргород. уезда.

Причт этой церкви ходатайствовал в Полт. Дух. Консистории о дозволении обновить старинный иконостас, жертвенник, горнее место и сень над престолом. По сношении Консистории с Обществом Нестора-летописца по этому предмету, мне было поручено осмотреть означенную церковь и дать свое заключение о том, насколько возможно удовлетворить ходатайство причта без ущерба для интересов археологии.

Нынешняя Рождество-Богородичная церковь в м. Богачке (деревянная) построена в 1852 г. вместо прежней, тоже деревянной, построенной в 1710 г.; поэтому в ней осталось очень много предметов из прежней церкви (XVIII ст.). Всего древнее в ней — жертвенник; судя по его стилю, он, вероятно, современен прежней церкви, т. е. сооружен в начале XVIII ст. Он имеет вид четырех-угольного шкапа, с двумя затворяющимися стенками. На двух стенках, примыкающих к угольным стенам алтаря, имеются изображения лишь внутри жертвенника, а на затворяющихся стенках — внутри и снаружи; все они изображают страдания и погребение Спасителя. Кроме того, в нижней части жертвенника — две меньшие иконы: на одной изображен гроб, а на другой ведение из городских ворот двух связанных людей. Живопись несомненно старинная и хорошо сохранилась, кроме одной (внутренней) иконы, расколовшейся, вероятно, от сырости. Резные золоченые украшения представляют вьющиеся завитки.

Иконостас перенесен из прежней церкви и, как видно из старинных описей, сооружен в 1738 г. "сотником Багацким Андреем Стефановичем", но иконы в нем впоследствии неоднократно были подновляемы, а иные даже заменены другими; так, например, в описи 1850 г. в числе наместных икон значится образ Андрея Первозванного (очевидно — патрон строителя-сотника), теперь же на том месте образ Введения во храм Богородицы. В особенности интересны царские врата — прекрасный образец старинной "сницарской" работы: внизу вырезанная из дерева раскрашенная фигура лежащего Иесея, из бока ко-

39

торого всходит ветвистое (резное) дерево; на его ветвях — 12 круглых иконок, изображающих ветхозаветных царей, евангелистов и Благовещение.

Горнее место и диаконник, при постройке нынешней церкви (в 1852 г.), видимо подверглись значительной переделке. По сравнению с описью 1850 г. (еще при существовании прежней церкви) видно, что лишь немногие иконы остались прежние, да и те, должно быть, были подновлены. Только в диаконнике, внизу, одна икона (Авраам угощает трех странников) сохранилась, по-видимому, в прежнем виде.

Точно также и сень над престолом (о снятии которой причт ходатайствовал) оказалась не древней: она сделана в 1852 г. и впоследствии не раз была обновляема.

Из старинных икон, находящихся в церкви, заслуживает упоминания образ св. Николая, в зеленой раме, около 1 1/2 арш. высоты и 1 арш. ширины. Это несомненно старинное местное письмо. К сожалению, доска с изображением потрескалась и икону хотят обновить.

Такова же и другая старинная икона: Богородица, а на ее коленях умерший Христос; она тоже раскололась и, вероятно, будет обновлена.

В той же церкви имеется шесть так называемых "постовых" наместных икон, навешиваемых во время великого поста; из них 4 с силлабическими виршами внизу. Все они — характерного южно-русского письма, вероятно 2-й половины XVIII ст. Высота их более 1 аршина, ширина — около аршина.

В переднем западном притворе (так называемом "бабинце") на стенах висят 3 картины, изображающие исцеление двух бесноватых, притчу о десяти девах и Закхея. По характерности письма и колорита, прекрасной перспективе, они заслуживают внимания. Под каждой из них написано четверостишие; язык русский, но с малоруссизмами. На одной из этих картин (изображающей Закхея), с левой стороны, есть надпись: "1816 г., мес. марта 25-го дня, сооружены сии картины доброхотными дателями, козаками Якимовскими 1), старанием Иосифа Кропивки". По объяснению священника, последнее имя означает не художника, а одного из "дателей".

1) В приходе Рождество-Богород. церкви и ныне есть хутор Якимовка.

40

В том же притворе, с правой стороны, образ в киоте, изображающий Б. Матерь, Иосифа Обручника и младенца Христа, с надписью: "сооружен в 1817 году". Письмо итальянского стиля.

В "бабинце", налево от входа, в углу, висит на стене старинный портрет на холсте, в деревянной рами (1 1/4 арш. высоты и 3/4 арш. ширины), изображающий коленопреклоненного казака, с усами и небольшой седой бородой; волосы с пробором посредине; нижний кафтан с шнурами на груди; верхнее синее платье с короткими рукавами, с белым меховым широким воротником и такими же обшлагами, перед казаком налой с резным распятием. Вверху портрета надпись: "Тут преставися Михаил Браславец, козак его королевской милостию (sic), умер року Божого 1644 [кириллическими буквами], декемрия 15 [кириллическими буквами] дня". Видимо, эта надпись была впоследствии подновлена, потому что начертание букв не соответствует половине XVII в.; да и письмо не выглядит столь древним. Ни в старинных церковных описях, ни в преданиях прихожан мы не нашли точного указания на то, кто был этот Браславец и почему его портрет попал в церковь. По словам причта, он висит здесь с незапамятного времени.

Из церковной утвари заслуживают внимания: серебряный напрестольный крест 1759 г., с надписью, что это дар казака Трохима Табурця, и три старопечатных евангелия: 1) Московской печати 1657 г. с надписью по листам: "Во имя Отца и Сына и святого Духа. Сия книга, рекомая Евангелие, куплена зостает во память Иоана Грицюты, жителя Богацкого, за его власную працу, и зроблена есть за стараньем его милости пана Данила Апостола, полковника Войска Их царского пресветлого величества Запорозкого Миргородского, и надана зостает до храму Рождества пресвятыя Богородицы. Хто бы теж мел волю ее отдалити от пререченого храму, да будет проклят анафема и арамафа (sic) на веки веков аминь". Даты нет, но очевидно надпись сделана в годы правления царей Иоанна и Петра Алексеевичей (1682-1696 гг.).

2) Евангелие Киевской печати 1697 года. По листам идет полузатертая надпись, в которой можно лишь прочесть, "Я иеромонах Евсевий.... святое Евангелие в обитель святую Всемилостивого Спаса Межигора, идеже и аз главу мою приклоняю до кончины живота моего, в року 1715 [кириллическими буквами] декавра 24 [кириллическими буквами] Дня". Затем идет по листам другая запись 1741 года, с обозначением, что это евангелие дано в Рождество-Бого-

41

родичную церковь м. Богачки "за душу Василия и Ивана Малюти и Головка, старанием Григория Булавы".

и 3) Евангелие очень большего формата, Московской печати 1748 г., оправленное в серебро с позолотой. На корешке оправы выгравировано: "Сие Евангелие зделано коштом и старанием сотника Багацкого Андрея Стефанова до храму Рождества Богоматери в город Багачку, года 1750, сент. 8 дня".

Из других старопечатных книг следует отметить: 1) Минею (сентябрь) Московской иечати 1741 г. с надписью по листам, что эта книга 1743 г., генваря 7 дня, пожертвована преосвященным Антонием Нарожницким, "митрополитом Тоболским и Сиберским, честному презвитеру пречискому Богацкому Иоанну Белковскому, племяннику своему, до вишеозначеннои церкви"; 2) Требник, in 4-to, без выходного листа и без начала, крупной печати (характера XVI ст.); внизу по листам надпись: ... сотником Багацким Андреем Стефановим честному отцу Иоанну (Белковскому?), зятеви своему, презвитеру Багацкому", и

3) Цветную Триодь Киевской печати 1747 г.

Из рукописных книг в церкви имеются: 1) Ирмолой рукописный in 4-to, письмо, видимо, XVIII в., с киноварью; 2) Метрика с 1722 по 1734 гг., веденная "Иереем Лукияном Филиповым городка Богачки", в переплете, — образец малорусской каллиграфии XVIII в., и 3) Две переплетенные книги — Копии монарших указов: первая начинается с 1729 г. и продолжается по 1732, вторая — с 1733 по 1735 гг. — Указы за дальнейшие годы XVIII ст. тоже имеются, но в разрозненной кипе, без переплета.

Христорождественская и Преображенская церкви
в м. Шишаках, Миргород. уезда.

Проезжая через это местечко, я счел долгом осмотреть обе имеющиеся в нем церкви.

Нынешняя Христорождественская церковь (деревянная, пятиглавая) выстроена недавно, на месте прежней, трехкупольной, малорус. типа, о которой в церковной описи 1859 г. говорится, что она построена была в 1763 г. и находилась в "замке", следы которого (валы) и доныне сохранились. Ни древних икон, ни старинной утвари в ней уже нет, —

42

все заменено новым. Сохранилась лишь большая груда указов, с половины XVIII в., книга для сбора пожертвований на постройку церкви, выданная 3 окт. 1762 г. Киевским митрополитом Арсением (масса имен жертвователей, но большей частью без обозначения их званий, — "рабы Божии") и приходо-расходная книга 1761—1767 г. под титулом: "Реестри ктитора Филипа Самары". Последняя рукопись представляет большой интерес. Это были годы постройки церкви, и "Реестри" дают нам полную картину громадского построения храма. Здесь перечислены подробно все статьи прихода: пожертвования прихожан, сбор ярмарковый, выручка от продажи громадского воска, меда, ладана, сбор местных цехов и т. под. Еще интереснее статьи расхода: плата "майстеру" (напр. "куплено майстеру вымовленную ним шапку за 70 к." и т. под.) и его помощникам "молодыкам", их содержание, наем для них "куховарки" и покупка провизии: рыбы, сала, олеи, масла, зоготовлений капусты и т. под. Здесь же подробный перечень расходов по поездке ктитора и священника в Киев, в 1761 г., для испрошения у митрополита грамоты на закладку храма и просительной книги. Тут все мелочи записаны: сколько дано "поклону" самому митрополиту и "катедралному писарю", сколько истрачено на взятки и угощение "консистористов" ("горилки куплено на 8 грошей, меду на 12 грошей" и т. под.). Затем идуть расходы по заложению храма: сколько дано о. протопопу Миргородскому и иереям, участвовавшим в церемонии закладки церкви, сколько уплачено за килим (ковер), который, согласно обычаю, постилался под ноги священнослужащим и затем поступил в доход протопопу, и т. под. Вообще подобные "Реестри" могут представлять большой историко-бытовой и экономический интерес, и крайне желательно, чтобы они были собраны в одно хранилище и спасены от угрожающей им гибели.

Другая Шишацкая церковь — Преображенская (на Подоле), тоже деревянная, построена в половине прошлого века. В ней также хранятся копии царских и митрополичьих указов, старательно списанных и переплетенных в особые книги. Первая такая книга заключает в себе указы с 1719 по 1731 г. К ним приложено особое оглавление, составленное местным иереем Иосифом Феодоровичем, в лето 1724. Вторая книга содержит указы с 1731 по 1739 г. Есть и еще указные книги времен Елизаветы и Екатерины II, но уже в виде разрозненных тетрадей и листов. Здесь же много метрических книг, начиная с 1762 года.

43

В этой же церкви хранится старопечатное напрестольное Евангелие Киевской печати 1697 г. На втором листе его, внизу, почерком XVIII ст. записано: "Сия книга свято-Спасская Чигринская", но далее по листам идет другая запись: "Во имя Отца и Сына и святого Духа, аминь, Я, раб Божий Яким Прокопиевич Шарлай, из жоною моею Евдокиею и синами моими Иваном, Василем, Павлом, купилем сию книгу рекомую Евангелие Христово за певную суму личби литовской талярий десять, которую то книгу надалем на церковь Божию Преображения Господня Подолну Шишацкую за отпущение грехов. А мел бы хто оную книгу крадежем или иним способом от онои више помянутои церкви отдалити, на такового покладаю проклятство анафема и маранафа триста и осмнадцять святих отець, иже в Никеи заповеданих, аминь. Року 1712 [кириллическими буквами] месяца марта 15 [кириллическими буквами] дня". — Переплет этого Евангелия впоследствии (как видно из заметки на обложке нижней доски, в 1837 г.) был оправлен бисерным шитьем, но теперь очень много бисеру выпало. На верхней доске переплета, среди бисерного фона, красками нарисовано распятие.

В передней части храма, не доходя клиросов, справа и слева на стенах висят две картины, писанные на холсте, от времени уже покоробившемся, и изображающих два момента из воскресения Христова: Марка, зачало 70, и Матфея, зачало 115. Обе — в деревянных, когда-то позолоченных, красивых рамах. Письмо очень хорошее, но в стиле совершенно западном (итальянском), по-видимому — конца XVIII или начала XIX ст.

О. Левицкий.

 

Ссылки на эту страницу


1 Полтавская епархия в ее прошлом и настоящем
Полтавская епархия в ее прошлом и настоящем. П. А. Грановский. Полтава, 1901

Помочь сайту

4149 4993 8418 6654