Малюнкы художника П. Д. Мартыновича до Энеиды Котляревського

... Комиссия признала также безусловно желательным выход ко дню открытия памятника нижеследующих изданий: 1) альбома 12 иллюстраций к «Энеиде» Котляревского, художника Мартиновича, 2) портрета Котляревского, из терракота, изделия г. Зарецкого, 3) бюста поэта меньшей и большей величины, работы Миргородской художественной имени Гоголя школы и 4) металлического жетона с портретом Котляревского, с одной стороны, и видом памятника — с другой.

По приблизительному подсчету, все эти издания должны были бы вызвать со стороны города расход не менее, чем в тысячу рублей, между тем гарантии в удовлетворительности сбыта этих вещей комиссия не представила, в виду чего дума, после непродолжительного обмена мнений, решила отклонить предложение о выпуске в свет как альбома рисунков Мартиновича, так и остальных трех предметов ...

Источник:

Киевская старина. 1903 г. № 7-8. Документы, известия и заметки. Стр. 32-34 (полный текст - памятник Котляревскому)

   

Предположение об издании рисунков к «Энеиде» И. П. Котляревского. Доложено в полтав. гор. думе предложение М. И. Сосновского об издании городом рисунков худ. Мартиновича к «Энеиде» Котляревского с тем, что г. Сосновский лично берет на себя материальную перед думой ответственность за то, что затраченная на это дело сумма в 500 р. будет возвращена. При этом Сосновский, отстаивая свое предложение, высказал несколько своих соображений о значении переделки «Энеиды» вообще, а творения И. П. Котляревского и иллюстраций к нему г. Мартиновича — в частности. Рисунки Мартиновича, конечно, — заметил в заключение М. И., — могут быть изданы частным путем, но он считает, что честь эта должна принадлежать городу, который взял на себя инициативу сооружения памятника Котляревскому. Речь М. И. Сосновского возымела надлежащее действие на думу, и последняя единогласно решила расход по изданию, как и самый риск, взять всецело на счет города.

Источник:

Киевская старина. 1903 г. № 9. Документы, известия и заметки. Стр. 125

   

Новый альбом — «Малюнкы художника П. Д. Мартыновича до Энеиды Котляревського. Выдання Полтавскои городськои думы. 30 серпня, року 1903».

Ко дню торжеств по поводу открытия памятника И. П. Котляревскому в Полтаве местные художники почтили своего первого знаменитого писателя, кроме всего прочего, художественной выставкой в его честь и память. Так как успех этой, преимущественно украинской, выставки превзошел их ожидания, то решено раз организовавшееся «товариство» украинских художников и впредь сохранить, делая ежегодные выставки как в Полтаве, так и в других городах юга и даже в Галиции. На этой выставке обращали на себя внимание, между другими работами, превосходные рисунки, преимущественно свинцовым карандашом, художника П. Д. Мартиновича, а между ними 13 небольших рисунков— иллюстраций к Энеиде Котляревского. Это те самые рисунки, которые Полтавская городская дума решила издать отдельным альбомом. К сожалению, альбом своим выходом несколько запоздал. Торжества прошли, масса приехавших гостей разъехалась, и потому аль­бом, вместо того чтобы быть распроданным тут же, может теперь лечь надолго. Вина в опоздании:—какие-то «независящие обстоятельства», задержавшие выход в свет готового к назначенному сроку альбома. Упомянутые 13 рисунков — плоды творческой фантазии моло­дого ученика головного класса Академии художеств, в 1874 году принявшегося с юношеским увлечением за первый опыт иллюстри­рования любимого автора. Случилось однако же так, что к молодому ученику Академии подкралась нужда и ему пришлось думать более о насущном хлебе, чем отдавать свои досуги любимому делу; за сим тяжкая болезнь на целых 20 лет оторвала его от художественных занятий, — так Энеида и осталась неоконченной; но хорошо и то, что сделано: при первом взгляде на начальные рисунки альбома, вы видите и решаете, что это работа начинающего, неуверенного еще в своих силах художника, но к удивлению это впечатление скоро исчезает, и вы замечаете, что иллюстрации с каждым новым номером становятся все лучше и интереснее, а в некоторых из них г. Мартинович буквально поднялся до самого Котляревского. Предоставляю судить читателю, какую бы мы имели иллюстрированную Энеиду, если бы не то несчастие, которое постигло нашего автора. Во время торжеств, на музыкальному утре, устроенном в просветительном здании, когда показывали эти рисунки посредством волшебного фонаря на большом экране, публика пришла в восторг от некоторых сцен и устроила П. Д. заслуженную овацию. Я часто слышу благодарность по адресу городской думы за то, что, выдав этот альбом, она сделала всем доступными рисунки П. Д., лежавшие под спудом ровно тридцать лет.

Нельзя однако же умолчать как о неудачном выборе способа воспроизведения, так и о формате альбома. Фототипия — один из самых мертвых способов воспроизведения художественных работ и особенно рисунков на бумаге, имеющих белые фоны; всегда какой-то туман, какая то муть зализывает весь рисунок — поэтому он является вялым и однотонным, а при сравнении с оригиналом не хочется верить, что это копия с оригинала. Преследуя свои специальные цели, фототипия сделала некоторые рисунки наоборот, и потому странное впечатление производят все эти левши. Обыкновенная цинкография, через сетку, допускающая самые тщательные художественные исправления, сообразно оригиналу, была бы в этом случае гораздо лучше и практичнее, ибо кроме отсутствия мути, возможности обвести рисунок какой угодно рамкой или каемкой, у думы остались бы самые клише, которые или могли быть проданы, или остались бы для дальнейших изданий Энеиды. Разумеется как самые клише, так и печатание рисунков следовало заказать не в Москве, а заграницей, потому что, кроме превосходного выполнения заказа, он и стоил бы гораздо дешевле. Формат, избранный для альбома также неудачен —  он почти квадратный, вследствие этого получается чрезвычайно досадное отсутствие верхних полей над рисунком, точно бы они обрезаны для чего-то. Оставляя подобный формат, надо было, по крайней мере, хоть на полвершка понизить как самый текст, так и рисунок; этот прием отчасти замаскировал бы первоначальную ошибку. Окончим пожеланием, чтобы следующее издание было лучше обставлено со стороны внешности и изящества. Что касается других рисунков П. Д. Мартиновича, которыми так любовались посетители выставки, и притом рисунков не юношеского периода, а периода сложившегося, типичного художника, то большинство из них можно будет видеть в превосходных снимках всероссийски известного полтавского художника-фотографа г. Хмелевского. Дело в том, что товарищество украинских художников, на память о своей первой выставке в честь Котляревского издает альбом наиболее типичных картин и рисунков этнографического и исторического характера; в этом альбоме, числом до 50 снимков, и можно будет увидеть, среди работ других художников, и остальные рисунки и картины П. Д. Мартиновича.

А. Сластионов.

Источник:

Киевская старина. 1903 г. № 11. Библиография. Стр. 107-108

   

Ссылки на эту страницу


1 Автор не указан или подписано инициалами/псевдонимом
[Автор не зазначено або підписано ініціалами / псевдонімом] - пункт меню

Если Вы хотите поддержать сайт

Карта ПриватБанка:
5168 7556 1759 9598

WebMoney:

UAH

U424759725951

RUB

R595618315667

USD

Z159829102497

EUR

E256443352919