Приход села Циглеровки Константиноградского уезда

Hits: 1948

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда.

Подається за виданням: И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. — 1877. — № 6 — С. 213-237.

Переведення в html-формат: Борис Тристанов.

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда — 213

Приход села Циглеровки Константиноградского уезда.

Столетие без малого, как великомощный князь Тавриды открыл русскому двуглавому орлу полную возможность и простор парить над степями, далеко вокруг широко лежащими, к морю Чорному понадвинувшимися... На безлюдных гладях, служивших до того театром кровавых стычек с захиревавшими остатками ордынцов, быстро возвысились крепости; обоснованы города, возникли села, ставились престолы Господу Сил и Богу разумов: секуляризация татарщины и культурная колонизация шли под стягом православия.

Южная окраина нашей губернии — степной Константиноградский уезд стал твердо населенными пунктом

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда — 214

с прикреплением края, после названного новороссийским, победным оружием к российской державе. Приходы уезда, расположенные по заречью, за бывшим украинским обсервационным рубежом 1) в большинстве не дожили до столетия своего существования. К числу таких молодых приходов относится и Циглеровский, с приходским храмом в селе Циглеровке. Не русским складом отдает сочетание звуков, слышащихся в проименовании села. Не давно скончавшийся маститый труженик исторической мысли, М. П. Погодин, обрабатывая свое последнее исследование «Семнадцать первых лет в жизни Петра Великого» и подготовляясь к его продолжению, осведомлялся в 1873 году у пишущего эти строки, не от имени ли Циклера, известного Стрелецкого полковника, служившего в Азове, инсуректировавшего стрельцов и покушавшегося на жизнь Петра, происходит название Циглеровки, и не осталось ли в ней каких-либо преданий, приуроченных к имени крамольника? Отвечать можно было только в отрицательном смысле: на месте передают, что Циглеровка обязана своим существованием некоему военному человеку от немчин — Циглеру. Имеется возможность принять это без натяжки. Еще в тридцатых годах текущего века, в пределах прихода имела жительство фамилия дворян Циглеров, которым принадлежала деревня малая Циглеровка, иначе — Разсоховатая.

Ни год основания, ни первоначальный способ засе-

1) Украинская линия формально потеряла свое оборонительное значение в феврале 1784 года, когда, по предложению Потемкина, расположенные на ней крепости были заменены другими, сообразно перемене государственной границы.

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда — 215

ления Циглеровки не известны. Может статься, что где-либо и существуют об этом достаточные сведения, в издании, или, скорее, в архиве каком, но они остаются безвестными приходскому хроникеру. Первый по времени известный нам документ, упоминающий о Циглеровке, есть план на ружную землю, прирезанную к новоустроевшейся Циглеровской церкви в размере 120 десятин, регламентированном для приходов бывшей славенской епархии. Дата этого документа 1783 год. Само собой разумеется, что указанный год не может совпадать с началом возникновения села. Циглеровка должна была дорасти до того, чтобы стать селом, чтобы в ней сказалась надобность в самостоятельной приходской церкви, при существовании в четырехверстном расстоянии приходов села Петровки и Березовки, которые сформировались раньше подлежащего нашему исследованию 2). Последняя подробность имеет значение в виду той медлительности, зависимости открытия новых приходов от пространственного отношения к прежде учрежденным и вообще избытки формальностей, которыми на первых порах было обставлено в славенском

2) Березовский приход образовался с перенесением в село церкви из Орловской крепости, где она построена была в 1740 году по благословительной грамоте архиепископа белогородского и обоянского Петра Смелича. Подлинная грамота находится у священника дер. Щляховой Як. Гр. Роговенка. Березовский приход состоял из помещичьих крестьян. Что касается петровского прихода с жителями в селе исстари свободными (государственные поселяне), достаточно зажиточными, выразителями несколько своеобычного уклада жизни, то подробных сведений, которых заслуживает этот приход, занимающий по численности прихожан 20 место в епархии, в праве можно ожидать от о.о. иереев петровских.

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда — 216

церковном управлении движение дел по образованию юных приходов 3). — Не имея точных данных, трудно определить безошибочно способ заселения и Циглеровки. С половины прошлого столетия высказался определительно перелив русского населения с севера на юг. Быть может, и при заселении Циглеровки первыми насельниками ее орудовал инстинкт отыскивания новых мест прибыльных, привольных, тяготение к «где — лучше». Туземное предание как-то глухо говорит, — точно ни весть сколько времени уже живет Циглеровка, — что в ней сначала селились «сиромахи», представители горемычного пролетариата и в частности утеклецы — крепаки и посполитые подсоседки 4) — сброд, привлекавшийся из далеких даже мест обилием и доброкачественностью пахотной нови, которой от мирозданья не бороздил плуг, отсутствием каких бы то ни было обязательных отношений к землевладельцу и его широкою тароватостью. Та черта предания, что указывает на заимку Циглеровки пришлецами из дальних мест, находит подтверждение в теперешнем названии одной из циглеровских улиц, которая именуется Литовскою. Выходцы из Литвы заняли на ней усадьбы, по говору народному. Более ясные сведения о Циглеровке имеются с того времени, когда она перешла во владение генерал-майора Алексея Алексеевича Алымова, жившего

3) Херсонские Епарх. Ведомости, издан. 1875 года; Записки Одесского общества истории и древностей, издан. 1875 года, том IX.

4) О положении в прошлом столетии малорусского крестьянства, вызывавшем в нем стремление к передвижкам с места на место — в исследовании г. Лазаревского «Малороссийские посполитые крестьяне» (Записки Черниговского губернского статист. комитета, издан. 1866 года, книга I, 162).

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда — 217

в другом своем имении, смежном с циглеровским в селе Березовке, Алымовка тож. У здешнего крестьянства существует легенда, будто Циглеровка была поставлена Циглером на карту в задоре бурных ощущений зеленного поля и хизнула для ее владельца бесповоротно. Степень вероятия этого рассказа очень зыбка. Одна из деревушек, принадлежащая к приходу, Кардашовка, Антоновка тож, она же и Шестерка, действительно была проиграна ее мелкокалиберным посессором на шестерку какой-то масти. Эту быль картежа прихотливая крестьянская аналогия могла прикрепить и к Циглеровке. Как бы то ни было, известно только, что переход Циглеровки от Циглера к Алымову состоялся к восьмидесятым прошлостолетним годам. Генерал Алымов принадлежал к кондовым дворянским великорусским корням. Один из предков его, Артемий Алымов, получил от царя Михаила Федоровича грамоту на вотчины в пределах нынешней Орловской губернии, пожалованные за «Московское сиденье» в пору ляхолетья 1612 года 5). Думать нужно, что ко времени поступления Березовки во владение А. А. Алымова и приобретения им Циглеровки Орловские поместья не составляли его собственности, так как нет ни каких признаков, что бы в Березовку или Циглеровку были переселяемы великорусские крестьяне, что необходимо должно бы состояться при отсутствии на месте достаточного количества готового обязательного работного материала для землепашества. Приобрев Циглеровку, генерал Алымов передал ее в заведывание сыну, премьер-мaйopy Николаю Алексеевичу Алымову 6). Сам

5) Грамота в подобне прошлого века находится в редакционном портфеле Русской Старины.

6) Другой сын Алымова, майор Иван Алексеевич,

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда — 218

же он остался на жительстве в Беревовке в усадьбе, находящейся на берегу речки Берестовой. Дом, в котором жил Алымов, остающийся в годном виде и теперь, устроен на спартанский склад: относительно малообъемистый, неприглядный, с соломенной кровлей. В Березовке существуют рассказы о том, что генерал отличался религиозностью, имел обыкновение часто посещать церковь и самолично принимал участие в клиросном чтении и пении. — Премьер-майор Алымов озаботился в 1784 году соорудить в Циглеровке церковь по указанию и при содействии отца. Последний в клировых ведомостях этой церкви писался ее строителем. Она была посвящена преподобному, имя которого он носил — Алексею, человеку Божию. Выстроенная Алымовым церковь при подчинках, производившихся разновременно, простояла до 1869 года, когда была перенесена в деревню Шляховую Константиноградского уезда  7). Первые священники Циглеровской церкви быстро сменялись, переходя сюда, между прочим, из Молдавии (при Архиепископе Екатеринославском и Херсонско-Таврическом и местоблюстителе экзархии молдавлахийской Амросии Сребренникове) и выбывая то в армейское духовенство, то в другие губернии. От этих священников никакого не осталось следа в вверявшемся им приходе, ва исключением формуляров, да

получил от отца имение деревню Чернолозку (в приходе села, с характерным названием Дар-надежды Константиноградского уезда). Ив. Ал. Алымов внимательно следил за современной ему русской литературой, о чем свидетельствуют остатки его обширной библиотеки, некоторое время находившейся в Циглеровке. Умер он и погребен в Чернолозке.

7) Подробности этого дела — в Полтавских Епарх. Ведомостях, издан. 1876 года, вып. VI [Церковь св. Захария и Елисаветы в деревне Шляховой Константиноградского уезда].

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда — 219

и то в обрывках. Нет надобности делать выдержки из сих обрывков. — Не имеем возможности выяснить причины, способствовавшие тому, что на первых порах священники не удерживались долго в приходе, который являлся для них подобием постоялого двора. Это тем более странно, что Алымов, по отзывам современников и в частности принадлежавших ему крестьян, был человек уживчивый, добродушный, беззатейливый, запросто обращавшийся с серым людом, входивший в материальные нужды как его, так и приходского духовенства. В отношении последнего предупредительность Алымова простиралась до того, что помещик, владевший таким количеством земли, что она в полном составе не была вспахана ни разу в течение всей его долголетней жизни, находил потребным еще кортомить у причта принадлежавший ему ружный участок за солидную плату. Не удивительно, что привлекательные качества Алымова много содействовали тому, что при нем население Циглеровки заметно увеличилось. Дальнейшему приливу сюда поселенцев, по местным устным сведениям, помешало то обстоятельство, что Алымов формально закрепостил за собой пришлый наброд, занявший оседлость на его земле. В исповедных росписях церкви туземное крестьянство в промежуток с 1803-1812 г. (раньше актовых книг не имеется) называется то «поселянами—крестьянами», то «подданными циглеровскими»; с 1812 по 1814 г. — «малороссийскими крестьянами», а с 1814 года и далее — уже определенно — крестьянами Алымова. Эти вариации в названии крепостных употреблялись adlibitum, без какой-нибудь основательной подкладки, по усмотрению составителя росписей. — В Циглеровке находится в живых несколько стариков крестьян, современников Алымова. Они

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда — 220

восторженно отзываются о времени «старого Алыма». В их воспоминаниях пора непосредственного Алымовского управления имением — одна из радужных. Сам держал все, не терпел управителей, отзываются крестьяне. Основываясь на мнении крестьян, можно полагать, что благодушие Алымова делало для них крепостные путы вовсе не чувствительными... Крестьяне не были отягощаемы непомерными трудами; легкость барщины простиралась до того, что в людных семьях происходили споры из-за желания идти на панщину не в очередь. Запашка полей для собственных потреб крестьян производилась скотом из помещичьего загона, не смотря на то, что у некоторых крестьян водились и собственные волы. Помещик сквозь пальцы глядел на то, что его «подданные» изрядно таскали с экономических токов и степей хлеб и сено. Он руководился в виду этой завычки присловьем «будет у них, будет и у меня». — С первых годов текущего столетия в Циглеровке не находилось штатного священника; в замен его состоял наблюдающий, отставной священник Березовской церкви Павел Федорович Роговенко, глубокий старик. В 1807 году Роговенко совершил бракосочетание дочери Алымова, двадцатилетней вдовы генерала Бреверн с графом Яковом Осиповичем Ламбертом. Этот церковный акт, внесенный в метрику дряхлой старческой рукой, бледными чернилами, связал Циглеровку с исторической фамилией родственника Алымова.

Граф Ламберт принадлежал к французским эмигрантам. Революционный террор вынудил его оставить отечество. Отец его, тоже эмигрировавший в царствование императора Павла состоял, между прочим

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда — 221

полковым командиром елецкого мушкетерского полка. Во Франции граф Я. О. Ламберт служил моряком и находился в экспедиции, снаряженной за поисками Лаперуза. В 1795 году он принят в русскую службу секунд-майором. В следующем году состоялась известная затея последнего временщика эпохи Екатерины — персидский поход; после персидской компании, Ламберт перешел на службу в коллегию иностранных дел, получив назначение при миссии в Мадриде. От годов дипломатической службы Ламберта в Испании оставалась в Циглеровке значительная коллекция Мадридских изданий прошлого и начала нынешнего столетия, относившихся к истории, этнографии и экономическому положению иберийского полуострова. Затем Ламберт состоял секретарем при посольстве графа Ю. А. Головкина в Китай, не достигшем, как известно, своего назначения. От этого времени жизни Ламберта находится несколько отрывчатых и односторонних сведений в мемуарах Вигеля, одного из статистов не удавшегося посольства. Мемуары эти — продукт озлобленной желчности; очень не многие из современников Вигеля, которых ему приходилось наблюдать, избежали шпигований язвительного его пера. Граф Ламберт — передает между прочим Вигель — был довольно вежлив, но холоден, осторожен, скуп на слова и до того спесив, что никому почти не кланялся, а только легким, едва заметным, наклонением головы давал знать, что отвечает на поклон 8). Из других, более непосредственных свидетельств, относящихся к последующим годам жизни Ламберта, узнаем, что достоинства его не ограничивались форменной вежливостью. Перейдя в

8) Воспоминания Ф. Ф. Вигеля, том первый, часть II, 106.

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда — 222

в 1813 году на службу в Министерство Финансов, Ламберт занимал место управляющего комиссией погашения государственных долгов и директора департамента внешней торговли до отставки в чине тайного советника, последовавшей в 1828 году. Как финансист, Ламберт отличался выдающимся трудолюбием, усидчиво разрабатывая экономические вопросы 9). Помимо служебной деятельности, Ламберт находил возможным быть полезным своими сведениями для лиц своего круга, что делает не достоверным отзыв Вигеля о его безучастном отношении к окружающей среде.

По выходе в отставку, граф Ламберт постоянно жил в Циглеровке до смерти в 1855 году, являясь по своему общественному положению первым лицом уезда. В Циглеровке граф вскоре похоронил жену и ребенка. В полное управление имением Ламберт вступил в 1832 году, по смерти тестя своего Алымова. В доме последнего, поступившего к новому владельцу, была устроена католическая капелла, богослужение в которой отправлялось полтавским патером, приезжавшим по временам для этого в Циглеровку 10). Граф не имел возможности, подобно Алымову, непосредственно эксплуатировать доходность своего имения и поручал его особым доверенным лицам, так называемым управляющим. Управляющие, происходившие большей частью из шляхтичей, — при достаточном запасе практического знания для своего дела, чуждые всяких гуманно-нравственных соображений, легли тяжелым бременем на крестьян. Владелец с своей сто-

9) Одно из финансовых исследований Ламберта находится в рукописи, в библиотеке издателя «Русской Старины», М. И. Семевского.

10) Нынешний полтавский костёл построен Ламбертом.

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда — 223

роны, всегда видел в них людей, а не быдл бессловесных и того же требовал от управляющих; но сказанное требование не всегда выполнялось, особенно во время полевых работ... Лично о графе Ламберте существуют только благодарные воспоминания. Некоторые из улучшений, сделанные в имении по не посредственному указанию Ламберта и теперь уже не действующие, были бы желательны к возобновлению. Так, вскоре по переходе имения в Ламберту, здесь была устроена образцовая лечебница с превосходными санитарными приспособлениями. Смерть графа Ламберта имела некоторое отношение к приходской церкви тем, что цифра доходов в ней подверглась понижению, с прекращением посещения храма бывшими знакомыми графа, который жил открыто, имея широкий прием.

С 1811 по 1857 включительно при Циглеровской церкви священствовал сначала в сане иерея, а затем и протоиерея, П. В. С. Личность протоиерея С. была в свою пору довольно видною в уезде; он пользовался на месте веским влиянием, обусловливавшимся вниманием к нему как владельца имения, так — некоторое время — и епархиального представительства. По сведениям, находящимся в формуляре С. он «слушал в Переяславской семинарии чрез один год философию». Не дослушав философского курса, С. был рукоположен прямо священником в Циглеровку. Не доученность его не помешала ему всесторонне постигнуть философию житейской практики: поступив на приход, он сумел поставить себя в хорошие отношения к владельцу имения и поддерживал их неуклонно и неизменно до последнего времени своей службы. Это дало возможность ему не только самому сделаться владель-

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда — 224

цем имения, но и относиться к уездному человечеству и властям «гонористо», как выражаются старики иереи.

В 1819 году он был сделан благочинным местной церкви 11) «в уважение понесенных в семинарском учении трудов и отличному поведению». В 1830 году С. сделан участковым благочинным по третьей части уезда. Известны традиции, на которых вырастали благочинные «доброго старого времени». Штудируя благочиннический архив за время 1830-1834 г. до вынудительного отказа С. от должности, можно было убедиться, что в помеченный промежуток ни один причт из подведомственных С. 12 церквей не избежал суда или в полном своем составе разновременно, или же в лице одного своего какого-либо сочлена. Постоянные дознания, следствия, не прерывающиеся вызовы, то для дачи показания, то для подписи экстракта о деле, то для выслушания решения, то для прохождения эпитемийного курса, — вызовы к благочинному, в духовное правление, консисторию, в архиерейский дом, в монастыри... В благочинническом архиве часто попадаются указы о том, что священник или причетник NN по доношению вашему, благочинного, частовременно занимается пьянством и, при всех ваших побуждениях, в должности своей вовсе не радит и некоторые славословия в церкви отправляет в нетрезвом виде, почему приказали... Встречается не мало черновых отпусков с рапортов благочинного,

11) Назначение С. благочинным к одной только приходской церкви показывает, что распоряжение Св. Синода от 7 мая 1797 года, воспрещавшее подобные производства, оставалось листом исписанной бумага — не больше...

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда — 225

содержание которых сводится к тому, что такой то занимается употреблением хмельных напитков, другой постоянно обращается в напилом виде, третий частовременно и многократно упражняется в пьянстве, четвертый одержим пьянственной страстью.. Словно ватага бурлацкая... В продолжении четырех лет из благочиния С. четыре священника имели несчастие лишиться сана и из этого числа — три за сверхмерное будто бы потребление крепких питей. — Делая представления о расшатанности порядка в среде духовенства, адресуя ему по этому поводу слащаво-канцелярские эпистолы, С., как старейшина благочиния, сам не руководился в своей деятельности безупречно — устойчивыми правилами. Между прочим, он требовал от священников, при сдаче годичной церковной денежной отчетности, чтобы они представляли приходо-расходные книги не законченными, без итогов. Если это требование не выполнялось и не сопровождалось гонораром, долженствовавшим поступать к благочинному за его труды, он производил в книгах подчистки, помарки, поправки. По одному из таких случаев, один из подведомых С. священников передал одну претензию его на посуждение епархиальной администрации, комментировав ее и достодолжною выразительностью. Сведав про то, благочинный возвел в свою очередь на протестатора-священника целый ряд обвинений самой криминальной окраски. Глухой петлей завязалось судбище. При следствиях, между прочим, открылось, что С., ревизуя одну церковь, позволил себе в храме бросить тяжелую угрозу священнику (бывшему прежде тоже благочинным), который раньше навлек на себя его неудовольствие отсутствием безмолвного отношения к благочинническим распоряжениям,

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда — 226

выступавшим за межи инструкции. «Я доведу, что тебя лишат сана, а на сына твоего наденут красную шапку», наставительно и внушительно изрек благочинный. Вынаружилось также, что он смотрел на причетников, как на батраков, употреблял на работы в своем дворе и на поле допускал непосредственную расправу с ними  12). Благочинный объяснил это тем, что некоторые причетники поручались ему родителями под отеческое попечение и потому он имел основание поступать с ними по отечески. Что ж до эксплуатации причетников, как рабочих, то он действительно заставлял их косить, возить с поля сено, рубить дрова и под., но не по стяжательности, а в благих видах. Ежели какой священник рапортовала ему, что известный причетник пьянствует, то он требовал оговариваемого к себе для того, чтобы опытно проверить действительность представлений, не есть ли оно-де извет бездоказательный. Испытываемый, дабы не был празден и не скучал, занимался поручаемыми ему работами 13). С. дано было под рукой знать, чтобы он просил увольнения от благочиннической должности. Оставшись рядовым священником, он сберег притязательность в отношениях к сотоварищам, не опуская поводов выставлять свое преимущество, указывать и при встречах личных и на бумаге на действитель-

12) Телесное наказание, как исправительная мера, и прежде прилагалось к провинившимся низшим членам клира, не смотря на льготность духовенства от него. Благочинный Секунов, при одном из своих посещений Циглеровской церкви, наказал розгами дьячка за пьянство. Отметка об этом штрафе вносилась в дьяческий формуляр.

l3) Архив Циглеровской церкви, благочиннические дела за 1834 год.

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда — 227

ные или мнимые промахи иереев в пастырской практике 14).

После смерти графа Я. О Ламберта, Циглеровка перешла во владение племянника его, генерал-адъютанта, графа Иосифа Карловича Ламберта. Это обстоятельство не было простой заменой одного помещика другим. Новый хозяин имения не отличался теми звероподобными навыками, которые пользовались излюбленностью его предшественников — управляющих. Не смотря на то, что новый владелец жил в столице, не имел непосредственного отношения к крестьянам и управляющий мог бы злоупотреблять своей властью, быт крестьян улучшился. Между прочим, была уничтожена экономическая тюрьма, в которой подвергались заключению крепостные. — Теперь они стояли накануне великой эры освобождения.

Применение крестьянской реформы в Циглеровке прошло без тех печальных треволнений, какими сопровождалось оно по местам. В этом разе принял свою долю участия приходский священник Петр Яновский, заменивший в приходе протоиерея С. и до того состоявший по духовно-армейскому ведомству. После освобождения крестьян, в Циглеровке открыты сельское училище и волостное правление. — С прибытием в имение в конце шестидесятых годов жены владельца, графини Елизаветы Егоровны Ламберт, здесь учреждено приходское попечительство под предсе-

14) Два пререкательных письма С. из-за метрических свидетельств сообщены нами в Полтав. Епарх. Ведомостях, издан. 1874 года, вып. VII, 245-247.

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда — 228

дательством графини 15). Председательница попечительства обратила внимание на состояние приходской церкви и остановилась на мысли заменить существовавшее деревянное здание церкви каменным. Мысль эта пришла в исполнение к весне 1870 года. В апреле была совершена закладка нового храма на месте прежнего. До возведения и полного окончания начатого постройкой храма богослужение совершалось во временной церкви, которая была помещена в доме владельца имением, летом того же года последнее чрез покупку поступило в собственность великого князя, наместника кавказского. В 1875 году новый храм, постройка которого обошлась гр. Ламберт до тридцати тысяч, освящен. Посвящен он имени Софии Премудрости Божией. Архитектура Циглеровского Софийского храма является заурядной, при всей изящности очертаний и легкости форм. Церковь возведена в форме греческого креста с византийским куполом. Лучшим в художественном смысле из внутренних украшений храма нужно признать наместные образа в иконостасе. Они вышли из под толковой кисти, отвечают запросам археологии, выражают естественность в положении фигур, не лишены жизни и смысла в экспрессии лиц. — Храмовая икона, помещенная на горнем месте, на обороте, написана неправильно и запечатлена Суздальщиной.

По стенам Циглеровской церкви расположен в разных местах старый иконостас, ценный по количеству серебряных риз, которыми обложены иконы. Серебра в ризах в сложности свыше пуда. Одни из

15) Приговор об открытии попечительства. — В Полтавских Епарх. Ведомостях, издан. 1869 года, вып. X; журналы двух заседаний попечительства — Ведомости, издан. 1870 года, вып. V и XIII.

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда — 229

сих риз приобретены на сборные средства крестьянского общества села, другие составляют личное пожертвование бывших крепостных, а также и протоиерея С. как утверждает надпись. — Библиотека церкви — в своем большинстве дар храмоздательницы — состоит из религиозно-нравственных и других книг и нескольких повременных духовных изданий прошлых лет Книгохранилище содержит в себе до сотни названий. Архив церкви, к сбережению которого была приложена некоторая забота, заключает в себе в порядке старые циркуляры, метрики с начала столетия, исповедные книги, описи церковного имущества и проч. — На церковном погосте за алтарем находится фамильная усыпальница гр. Ламберт. Она устроена в форме часовни, на восточной стене которой расположен ряд икон святых, имена которых носили при жизни похороненные здесь покойники. Под иконами — четыре медные доски с вырезанными надписями, определяющими звания, имена, время рождения и смерти погребенных, которых четыре: граф Я. О. Ламберт с женой и майор Алымов, тоже с женой. За этой усыпальницей помещается другая, не больших размеров, в которой покоится прах графа К. О. Ламберта. Расположенная вокруг усыпальниц купа растительности составляет летом не дурной ландшафт. — Вместе с сооружением церкви на средства председательницы попечительства, построена на приходском кладбище каменная часовенка. При всей скромной простоте своей, она приносит облегчения в случаях похорон как родным покойников, так и причту, который не имеет уже поводов — делать послабления не отступным просьбам, направленным к тому, чтобы оставлять без выполнения известное узаконение о сроке

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда — 230

для погребения мертвецов. Теперь исключена возможность жаловаться на то, что покойника негде держать в хате.

К началу постройки церкви священник Яновский в 1869 году был переведен для пользы службы в с. Диканьку Полтавского уезда, а на место Яновского в Циглеровку был назначен, с тою же целью, священник Илия Павловский из соседнего с. Березовки. Так как и этот священник уже не находится на прежнем месте, то кстати здесь сказать, что Циглеровскому приходу с самого основания его еще ни разу не приходилось сиротствовать за смертью священника: все без исключения служившие здесь иереи или были увольняемы или переводимы отсюда. — До образования при церкви попечительства, священник и дьякон помещались в экономически домах. В одном из попечительских заседаний состоялась передача председательницей как этих домов, так и усадьб под ними в собственность церкви. Сверх того, предательница сделала денежное и вещевое пожертвование на переправку этих домов в размере до пяти сот рублей. Вместе с тем председательница взнесла в кредитное учреждение на вечные времена сумму в 620 рублей, проценты с которой назначены в пользу причта за труд поминовения как родных жертвовательницы, так и некоторых иерархов и исторических лиц недавнего прошлого.

Приходская школа заведена в селе в 1862 году священником Яновским, который был и первым преподавателем в ней. Так гласит коротенькое известие о школе, в свою пору помещенное в Епарх. Ведомостях (вып. I, издан. 1863 года). Официальную жизнь циглеровское начальное училище начало в 1866 году,

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда — 231

когда общество села, имея в виду не определенность и не обеспеченность существования училища, своим приговором определило: а) отвести помещение для училища в общественном доме при волостном правлении; помещение это содержать, починять и отапливать общественными средствами; б) поставлять сторожа; в) в вознаграждение учителю выдавать в год 52 рубли и 26 четвертей хлеба; г) на приобретение классных пособий взимать с каждой ревизской души села по три копейки и по два гарнца хлеба в год. Этим же самым приговором в попечители училища приглашен бывший тогда управляющий Циглеровским имением, некий Дерр. Преподавателем училища назначен местный дьякон, Иван Демьяновский, который в письменном выражении своего желания быть учителем заявлял: «для блага общества Циглеровского я всегда намерен трудиться и с полною охотою желаю быть наставником над детьми в училище, но с тем только, чтобы все пункты, выставленные в общественном приговоре, были неуклонно исполнены». В училище собралось до 20 мальчиков исключительно крестьянских. Дети с первого же месяца начали не всегда исправно посещать училище, так что учитель вынужден был обращаться и к содействию сельской полицейской власти и к помощи попечителя, — своими отзывами просил их побудить крестьян посылать исправно ребят в училище. И полицейская власть и попечитель оказывали плохое содействие просьбе наставника: школяры по-прежнему не заглядывали в училище по целым месяцам. — Преподавание на первых порах ограничивалось обучением чтению по букварю Ушакова, верному блюстителю преданий старозаветной методики. Усвоив с великою натужкою механизм чтения, приступили к начаткам, от кото-

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда — 232

рых перешли к палкам, кавычкам и, наконец, к писанию по двум линейкам. И так со дня на день: вяло, безжизненно, монотонно. Славянское чтение проходилось по псалтыри. Начатки бессознательно заучивались: ученик мог пробарабанить известную статейку из них буква в букву и не умел передать, о чем идет речь. Это был тахитит: преподавание дальше не двигалось. — В 1869 году председательница приходского попечительства, графиня Ламберт, сочла необходимым сделать из своей кассы прибавку жалованья учителю до 50 рублей. В тоже время с платой 25 рублей в год был определен в качестве помощника учителю приходской дьячок. Увеличение жалованья учителю и назначение к нему помощника не поспособствовали к улучшению положения учебного дела. Училище по-прежнему находилось в прозябательном состоянии. В 1870 году преподаватель получил другое назначение, и училище и осталось при одном помощнике. От последнего нечего было и ожидать чего-либо дельного: самая степень его развития, образование, завершившееся Псалтирью в отцовской хате, разобщение в буквальном смысле с печатным миром, круглое незнакомство с другим способом обучения, кроме прошловекового букваря, — все это делало из дьячка-учителя труженика, занимавшегося в школе водотолчением... В начале 1871 года по представлению бывшего настоятеля церкви, священника Павловского, главное управление имением великого князя-наместника обратило внимание на неудовлетворительное положение училища. Отношением своим, адресованным на имя священника, управление дало знать об определении из экономических сумм каждогодно на жалованье учителю двух сот рублей и пайка провизии с тем, чтобы преподаватель был воспитанник

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда — 233

семинарии духовной, окончивший курс. В подспорье к этому сельское общество приговором постановило ежегодно ассигновать на жалованье законоучителю 50 рублей и подтвердило свое прежнее определение о поставке сторожа. Училище переведено из общественного дома в церковный, назначенный прежде под дьяконов, а потом определенный для квартирования псаломщиков. Место учителя с должностью псаломщика занял Ал. Петр. Чубов. С поступлением его, училище как бы оживилось. Переменился самый состав учеников. Вместе с крестьянскими мальчиками малороссами в училище появились великороссы, немцы и евреи, дети священников, колонистов, мешан, торговцев и шинкарей. Но, как оказалось впоследствии, оживление это было временное. Несмотря на то, что новый учитель ввел необходимые улучшения в преподавании, оно в результатах своих мало отличалось от прежнего. Вся причина этого явления сводилась к отсутствию регулярности в приеме школяров в училище и крайне не исправному посещению ими класса — хронический недостаток, характеризующий русскую народную школу вообще. К этому необходимо прибавить тупо-равнодушное отношение крестьянских властей к училищу, которому не раз приходилось оставаться без топлива в жгучие морозы, в летние жары без воды и очень часто без служителя. В училище также подмечался недостаток классной мебели, теснота в помещении, неряшливость содержания его, запущенность ремонтировки и проч. и проч. В атмосфере, одуряющей свежего человека, учителю приходилось отбывать свой труд ежедневно по шести и более часов. Сказанные недостатки училища сопровождали и последующих учителей, скоро заменивших Чубова, с тем только различием, что по временам училищные

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда — 234

невзгоды увеличивались в значительной степени, как сталось, когда училище, переведенное из церковного обратно в общественное помещение, было выведено отсюда в экономическую избу приземистую, сырую, мрачную, тесную. Училище вскоре третично перекочевало в волостной дом, а в след за тем опять перешло в экономическую квартиру, на этот раз уже отвечающую санитарным требованиям. В последнем помещении училища цифра школяров дошла до пяти десятков, чего прежде не было. Быстрая смена учителей (всех их за десятилетие училища находилось до семи), служба которых ограничивалась иногда несколькими месяцами, не могла приносить пользы училищу. Не говоря о другом уже чем, из училища за десятилетие его не вышло ни одного даже сносного писарька сельского — критерий, которым крестьянство, да и не оно одно, констатирует достоинство школы... Необходимость вызывает указывать на первоначальную истину, что для успеха школьного дела прежде всего подобает стать на страже его материальных потребностей. Ежели хотят видеть, чтобы школа не валила через пень-колоду, пусть дадут ей прежде всего собственное, специально приспособленное для нее помещение, содержат его в сухе, тепле и опрятности, пусть определят достаточный оклад для педагога, сформируют при школе толковую библиотеку и необходимый запас учебных пособий; — пусть за тем закажут путь в школу личностям; не владеющим даже элементарным фундаментальным образованием, что делалось вопреки постановлению главного управления имением, определившего вместе материальным содержанием учителю и степень его образования — пусть, напоследок, раз на всегда выведут учителя из необходимости всегда начинать и

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда — 235

никогда не кончать, разбивать свои занятия по числу школяров, каждодневно твердить с ними, как фон-визинским Митрофаном, зады, что может быть уничтожено только при непременно обязательном и не урывочном посещении школы известными возрастами, в отменной той отчей юрисдикции, в силу которой каждый крестьянин властен раз пустить ребенка в школу, а дней шесть-десять, в другой, держать дома, — пусть сделают все это и тогда с полным правом могут требовать от школы видимого преуспевания, осязательно полезных результатов.

Внешность Циглеровки, приютившейся на проселке в 15 верстах от Константинограда, состав прихода, степень его населенности и религиозно-нравственнный характер его весьма мало потерпели изменений с начала настоящего столетия. По виду Циглеровка представляет обыкновенную малорусскую деревню. Низкие хатенки, узкие улицы, кривые переулки, отсутствие проточной воды (речка Берестовая в расстоянии свыше двух верст), отсутствие растительности за выключением вербы, низкая пологость, на которой раскинуто село — вот наружная сторона Циглеровки. Численность населения, находящаяся в Циглеровке, простирается до 1700 человек. При сравнении с данными, что содержатся в исповедных росписях, та же почти норма населения была и в прежнее время. В 1799 году (раньше сведений нет) здесь насчитывалось 755 мужчин и 704 женщины; в 1809 году — 817 м., 811 ж.; в 1819 году —893 м., 928 женщин и т. д. Увеличению населения много мешал перевод десятков семей на жительство в деревню Шляховую (другое бывшее имение графа Ламберта) и холерная эпидемия 1849 года, взявшая, до двух сот

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда — 236

человек. — Хутора, принадлежащие приходу, расположены от села в десяти верстах по примерному определению расстояния. Прежде хуторов этих было пять, но один из них — Крутояровка — перечислен к приходу села Петровки по поводу проявлений сварливости, которыми обменялись в сороковых годах протоиерей С. и бывший владелец Крутояровки.

Из хуторов наиболее люден Циглеров, иначе Разсоховатая. Деревня эта после Циглера неоднократно переходила из рук в руки и теперь принадлежит поручику в отставке Бутовичу. В деревне погребены генерал-майор Андрей Алексеевич Бутович, получивший отставку после крымской компании, и брат его, полковник Василий Алексеевич. Настоящий владелец деревни в 1874 году приступил к постройке в ней деревянной церкви, которая будет иметь значение приписной, когда окончится. На сооружение этой церкви протоиерей С. сделал предсмертное пожертвование в тысячу рублей.

Занятие населения как Циглеровки, так и деревень, входящих в состав прихода — исключительно обработка земли. Полевой надел Циглеровских крестьян простирается до 1300 десятин.

Воззрения прихожан, из которых слагается внутренний человек с его добрыми и дурными сторонами, представляют агрегат мало удовлетворительных тенденций, часто заглушающих природные светлые стороны простолюдина. Отсюда в религиозном сознании его какой-то хаос и какое-то брожение не установившихся религиозных понятий, в силу которых религиозный разум его покоится на возглавии обрядности, не больше; отсюда — невыношенность в крестьянине чувства законности, отсутствие годного понимания и на гуманных началах

И. Ф. Павловский. Приход села Циглеровки Константиноградского уезда — 237

основанного применения семейных прав и обязанностей, недостаток правильности во взаимоотношениях крестьянской среды; отсюда многое множество суеверий, поверий, примет и прочего мусора, который охраняется и распространяется в молодых поколениях радением жриц суеверия, — старух деревенских, взросших в пущей тьме, чем мужской контингент. Суммировать эти суеверные понятия и действия не представляется надобным потому, что в них не замечено ничего своеличного, что было бы выработано или изменено на месте, под влиянием каких-либо поводов в своеобразной окраске их.

Ив. Павловский.

 

Ссылки на эту страницу


1 Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського]
2 Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций